MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Юрист Константин Леонтьев: Начинающие кинематографисты должны знать основы интеллектуального права

Юрист Константин Леонтьев: Начинающие кинематографисты должны знать основы интеллектуального права

фото: пресс-служба Digital IP

В 1927 году Уолт Дисней создал по заказу студии Universal Pictures своего первого анимированного персонажа – кролика Освальда. А в следующем году из-за финансовых разногласий с продюсером ему пришлось отказаться от авторских прав на героя. Потеря кролика научила будущего мэтра анимации внимательнее относиться к своим интеллектуальным правам. Примером с редакцией MovieStart поделился кандидат юридических наук, доцент Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Константин Леонтьев, который также рассказал о распространенных ошибках начинающих креаторов и об уровне правовой грамотности россиян в сфере интеллектуальной собственности.

– Как бы Вы оценили юридическую грамотность в современной российской креативной среде?

– Я думаю, что правовая грамотность сильно выросла за последние десятилетия. По крайней мере люди знают, что есть авторское право, что существуют юридические услуги, которыми при необходимости можно воспользоваться. Проблема заключается в том, что к юристам, как и к врачам, не всегда обращаются вовремя. Всем известно, что надо соблюдать чужие авторские права, однако пока далеко не все хотят и готовы следовать установленным правилам и принимать превентивные меры защиты своих прав. Но постепенно, часто по мере «набивания шишек», происходит рост знаний и готовности пользоваться ими.

– Насколько критично для начинающего креативного специалиста знать азы интеллектуального права?

–Я думаю, знание основ интеллектуального права крайне важно именно для начинающей творческой личности. Есть масса примеров, когда на начальном этапе создания дорогой игры или фильма не позаботились о какой-то мелочи, неучет которой впоследствии мог загубить весь проект. В лучшем случае все придется переделывать, а если дело дойдет до суда, то не избежать существенных компенсаций, а главное невозможности использования созданного результата творческой деятельности. Если вовремя не предусмотреть получение необходимых исключительных прав или лицензий, то результаты слаженной работы большого творческого коллектива может испортить ошибка даже самого младшего специалиста, не позаботившегося о «чистоте» прав на какие-нибудь изображения, программы, видео, персонажей, тексты или другие использованные объекты интеллектуальных прав. В связи с этим именно на базовом уровне важно иметь представление об основах права интеллектуальной собственности, чтобы сотрудник случайно не включил в рекламу фрагмент чужого текста, а в фильм чью-то фотографию или музыку без договора с правообладателем, чтобы креативно мыслящий дизайнер случайно не использовал без договора охраняемый авторским правом шрифт. Чтобы этого не случилось, важно знать хотя бы основы, хотя бы базовые принципы охраны интеллектуальной собственности, потому что, как уверял Гельвеций, «знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов».

– Какие самые распространенные ошибки допускают креативные специалисты, начинающие карьеру, в том, что касается распоряжения интеллектуальными правами?

– Ошибки можно разделить на две группы. К первой группе относятся случаи, когда соблюдение прав игнорируется. Креатор погружается в творческую среду, где все должно быть как в идеальном мире, устроено по его замыслу и представлениям. И в этой насыщенной интеллектуальной среде у творца появляется большой соблазн взять чужое, чтобы улучшить его, дополнить, переделать или включить в свои наработки. Творческий результат, конечно, может получиться интересным, даже по-своему уникальным, только вот его нельзя будет использовать. Начинающим специалистам кажется, что человечество нужно срочно интеллектуально обогатить, но не обязательно только своими собственными талантами. И это трагическая ошибка, потому что начинающий автор из самых лучших побуждений, например, создает на основе чужого произведения свое, а затем сталкивается с тем, что тем самым нарушает авторские права и не может законным образом использовать возникший в муках творчества результат.

Вторая группа проблем связана с тем, что начинающие творцы не принимают никаких мер для защиты своих прав. Классический пример – уже упомянутый Уолт Дисней, который вместе с коллегами-аниматорами придумал персонажа – кролика Освальда, но в следующем году потерял все права на него в споре со студией. В дальнейшем благодаря такому ценному опыту он стремился делать так, чтобы все права всегда принадлежали его компании. В результате персонажи из фильмов Диснея сохраняют узнаваемость и пользуются правовой защитой на протяжении многих десятилетий, порой переходя из одного фильма и из одной эпохи в другие. Такой предусмотрительный подход не может не впечатлять.

– Какова связь между экономическим успехом в творческих индустриях и знанием основ интеллектуального права?

– Надо признать, что знание права интеллектуальной собственности необходимо прежде всего для закрепления достигнутых успехов, для охраны творческих достижений и обеспечения их эффективной коммерческой эксплуатации. Если не соблюдать и не защищать интеллектуальные права, то можно загубить намечающийся или даже уже пришедший экономический успех. Если продюсер создал хороший фильм, то очень желательно зарегистрировать товарные знаки, потому что потом без этого трудно будет организовать мерчандайзинг, обеспечить выпуск лицензионных товаров и оказание услуг. Принятые вовремя меры для охраны интеллектуальной собственности позволят сохранить и приумножить достигнутый успех. В качестве примера для подражания можно привести создателя «Звездных войн» Джорджа Лукаса, который заработал свои миллиарды не только благодаря режиссерскому таланту, но прежде всего потому, что заблаговременно позаботился об охране своей интеллектуальной собственности, оформляя права на название и другие элементы франшизы. Он не только вложил душу в режиссуру, но еще и обеспечил защиту от нарушителей и других претендентов.

– Сегодня из-за сложившейся геополитической ситуации множество сфер переживает глобальные перемены. Одна из них – область кинематографа. Как бы Вы оценили сегодняшнее положение российского рынка кино?

– Масштаб нарушений может нарастать или снижаться, и во многом это зависит от успешности и логичности проведения политики «пряника и кнута». Если есть легальный сервис, если он удобен для пользователей и с его помощью становится доступен востребованный пользователями контент, то можно предположить, что пиратство снизится. Если у населения будут сложности с легальным доступом к контенту, то, вероятно, пиратство будет расти. Опыт показывает, что развитие технологий и появление новых способов использования произведений обычно приводит к периоду неопределенности и нарушений, но затем постепенно происходит легализация использования креативных продуктов. Например, при распространении радио (в 1920-е годы в Европе) или кабельного телевидения использование произведений в первое время осуществлялось без учета авторских прав. Сегодня в российском сегменте сети Интернет существует множество удобных сервисов и платформ, которые позволяют посмотреть кино на любой вкус, и по мере их появления и развития наблюдалась явная тенденция роста объемов законного использования контента.

– Как повысить правовую грамотность россиян и не встать на тропу тотального пиратства?

– Не обязательно повышать грамотность путем скучного заучивания юридических терминов. Скорее, можно рассчитывать на развитие социально одобряемого поведения в результате терпеливой работы, через позитивные примеры, через развитие доступных услуг и негативное отношение к нарушениям. Общество необходимо информировать о существующих проблемах и способах их преодоления, чем, например, занимается школа интеллектуального права «Креатус», которую в этом году организовали Агентство креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы и Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Обучение по разработанным специальным программам проходят представители различных творческих индустрий, в том числе кино и анимации. Квалифицированные юристы и предприниматели рассказывают об азах интеллектуального права, нюансах управления нематериальными активами и приводят примеры из собственного опыта, что особенно полезно для начинающих креаторов. Тем самым реализуется миссия образования, заключающаяся в передаче наиболее ценных знаний обучаемым для целей их дальнейшего распространения. Кроме того, правовую грамотность целесообразно повышать сегментированно, с учетом особенностей каждой категории слушателей. Если это пользователи, то их необходимо информировать о том, где и как легально можно получить доступ к авторскому контенту. Если это работники творческих индустрий или смежных с ними отраслей, то уровень обучения для них должен позволять им ориентироваться в более широком круге вопросов по сравнению с пользователями. Необходимо, чтобы креаторы понимали, когда их права нарушаются и как их можно защитить.

 

Материалы предоставлены пресс-службой Агентства креативных индустрий

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять