Автор дока «На границе» рассказала, чему научили её тюлени на дне Баренцева моря
Проект «На границе» стал победителем конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее», проведённого Фондом поддержки регионального кинематографа (ФПРК). В мае в Мурманске прошли показы нового исторического фильма по дневникам Арсения Головко «Незамерзающий порт надежды», снятого в разных точках Заполярья. Автора и режиссера картины Дарью Хренову настолько затянул магнетический северный край, дышащий памятью о Великой Отечественной войне, что она решила продолжить работу. В конце июля съёмочная группа, в которой также участвуют мурманские кинематографисты – оператор Александр Коновалов и исполнительный продюсер Светлана Осминина («Северный характер») приступили к съемкам фильма «На границе» в заполярном населенном пункте Лиинахамари в Печенгском районе Мурманской области. Это маленький посёлок с большой историей и бесконечными остатками немецких фортификаций на окружающих полуостровах. Именно здесь в октябре 1944 года был высажен советский морской десант, который занял ключевые позиции и решил исход изнурительной северной борьбы.
«Мне казалось, что в свете новых событий памятники, посвященные героям Великой Отечественной войны, которые во многих местах и так распадаются от времени, будут окончательно задвинуты в прошлое. Но мне удалось встретить людей, для которых этот вопрос стал смыслом жизни. Своими руками они буквально откапывают разбитые памятники, реставрируют их, красят и ставят на место. Они даже разговаривают с каменными копиями погибших бойцов, обещая не оставить без внимания их останки. Можно подумать, что эти люди замкнулись в своем мире и не видят настоящего, но я считаю, что сохранить историческую память о наших дедах – это сегодня вопрос животрепещущий. За полярным кругом, где стоят единичные храмы, эти памятники, по сути, стали святынями», – рассказала автор и режиссер Дарья Хренова.
По её словам, чтобы зритель «увидел свет» в этом коротком фильме, пришлось опуститься на самое дно Баренцева моря.
«За подводные съемки я очень благодарна Егору Никифорову и Антону Волощуку. Признаюсь, что эти съемки стали самым ярким впечатлением для всех нас. Представьте себе погружение к затонувшей подводной лодке вместе с тюленями, которые также заинтересовались процессом. Вообще северная природа — это то, что может сбалансировать издержки человеческого сообщества и утрату возможностей договориться», – поделилась своими впечатлениями кинематографист.
Съёмки документального проекта проходили в июле и октябре 2022 года.
«Когда я впервые оказалась в Лиинахамари – закрытом населенном пункте Мурманской области, – не могла поверить своим глазам. Настолько красота заполярной осени дополняла разрушенный с годами посёлок с его заколоченными домами и ржавыми железками. Всё это вызвало во мне ощущение гармонии: сочетание мха пятидесяти оттенков зеленого, авторской природы и руин цивилизации. Мы как будто оказались в декорациях “Сталкера” Тарковского», – продолжила Хренова.
Режиссер познакомилась с художником, вызвавшимся безвозмездно заняться восстановлением разрушенной стелы на территории базы бывших подводников в Лиинахамари, но к памятнику никого не пропустили. По словам Дарьи Хреновой, ей пришлось искать обходные пути, чтобы снять руины памятника, который оказался заложником ситуации.
Автор и режиссер проекта также признается, что Севера без сюрпризов не бывает. В прошлом году она приезжала в эти края на съёмки фильма «Незамерзающий порт надежды», где увидела ныряющих дельфинов и китов, а в этом году рядом оказались любознательные тюлени, которые даже опускались вместе с дайверами к затонувшему объекту. «Все это довольно неожиданно, когда ты последовательно собираешь материал о Великой Отечественной. Природа, животный и растительный миры убеждают нас в том, что они в приоритете на этой земле, и военные конфликты – не иначе как сбой системы, абсурд, нечто противоестественное. Но для человека необходимо сохранять память об этих событиях», – рассказала режиссер.
Дарья Хренова отмечает, что красота тех мест кажется странной, ведь она перемешана с грустью: «Эта красота затягивает. Особенно впечатляет пограничный посёлок Лиинахамари: врубленный в скалу нос военного корабля, портрет Ленина, нарисованный краской на высокой горе, неустроенная набережная, полная чаек и рыбацких лодок, брошенные многоэтажки с пустыми глазницами, – все пространство машины времени как будто закупорено от внешнего мира». Напомним, что документальный фильм «На границе» снят при содействии Фонда поддержки регионального кинематографа в рамках конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее», проведенного организацией весной 2022 г.