MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Чемпионат творческих компетенций Art-Masters: Наша задача – находить таланты, а не объяснять, что им делать

Чемпионат творческих компетенций Art-Masters: Наша задача – находить таланты, а не объяснять, что им делать

фото: Art Masters

Завершается прием заявок на Чемпионат творческих компетенций Art-Masters. О специфике конкурса, диалоге поколений и взаимодействии с современным зрителем рассказали эксперты чемпионата: драматург и сценарист, главный редактор кинокомпании СТВ Александр Архипов и сценарист, продюсер, режиссер, шеф-редактор Дирекции игрового кино и сериалов НТВ Василий Корвяков.

— Какие ожидания от конкурса у профессионалов сценарного девелопмента?

А.А: Традиционно нам хочется «усидеть на двух стульях». С одной стороны, получить результат, полезный для индустрии, чтобы мы могли использовать проекты в производстве, недаром на финальном питчинге будут продюсеры крупных кинокомпаний. С другой стороны, мы понимаем, что многие находятся в самом начале пути. Хочется поддержать ребят, и мы будем обращать внимание на интересные темы, героев, даже если тексты не совсем совершенны. При этом не хотелось бы видеть в историях компиляции увиденных фильмов. Мне кажется, у русского кино последних лет свой путь, свое направление. Кино пытается говорить со зрителем абсолютно серьезно и на своем языке, отчасти отдавая дань традициям советского кинематографа, отчасти – в поисках чего-то нового. Хотелось бы увидеть истории, которые связаны с Россией и не оторваны от реальности. Я верю, что у любого из нас жизненного материала на книжку накопилось. Неважно, сколько тебе лет. Сильное место любого рассказчика – искренность и опыт, личный, не писательский, а человеческий.

В.К: Сказать, что мы хотим конкретно вот это и вот это, будет неправильно. Я думаю, мы не знаем точно, чего мы хотим в плане тематики или жанра. Необходимо, чтобы молодые авторы не боялись заявить о том, что им кажется важным и интересным. Мы готовы простить недостаточное знание кинематографического ремесла, если вы обладаете уникальной подачей. Значительная часть авторских историй вторичные – есть опасение, что люди боятся собственного голоса.

Лично мне не хватает реальной жизни в кино. В сериалах я занимаюсь сериалами более пятнадцати лет и много читаю сценариев, авторы часто прячутся за конвенциями жанра. Но меня смущает ситуация, когда креативный класс снимает про креативный класс для креативного класса. И мне бы не хотелось, чтобы мы в этом погрязли. Я, работая на НТВ, понимаю, что трудно рассказать, например, про токаря остросюжетно… Но мне всегда не хватает жизни в историях потому, что они очень часто «от ума». Молодые авторы нередко выступают подражателями тех сюжетов, продюсеров, авторов и проектов, которые им нравятся. Не надо этого бояться – ты должен уметь копировать, это часть ремесла… А когда ты на этом набил руку, у тебя и возникает свой голос.

— Всё же молодых авторов волнует определенная тематика, по опыту какова она?

А.А.: Есть типичные проблемы молодых, которые свойственны любому поколению, а есть вещи, которых в наше время не было. Например, не было стартапов, блогеров… Стартапы очень часто творят молодые ребята, по 20-25, 30 лет. Они – герои современности, те, которые в свое время перевернули мир с помощью соцсетей, каких-то приложений, которые сделали «на коленке в гараже»… Или блогер в 15-16 лет уже мегапопулярная личность: у него груз ответственности, ведь он разговаривает с миллионной аудиторией, и от этого никуда не деться. Конечно, появляются и другие темы, с которыми мы как художники раньше не сталкивались. Про то же русское IT кто может писать? Мне кажется, молодые ребята. Вот была сейчас история о русских создателях тетриса – надо идти дальше…

В.К.: Проблема российской кинематографии в том, что это история, мягко говоря, взрослых. С сединами, умудренных опытом людей после 50 или даже 60 лет. А изменения, которые произошли в мире, в людях, радикальные. Когда 60-летние пытаются рассказывать нынешним 20-летним истории, к которым они сами подключаются, возникает страшный «дисконнект». А все-таки на полнометражные фильмы ходят в основном люди до 30 лет. И если мы их не пустим в профессию, то будем все время снимать кино для нас, «стариков». Для меня это проблема, и надо ее решать. Задача конкурса – принести новый язык, который будет понятен и интересен нынешнему поколению зрителей, ведь мы именно для них делаем кино. Задача продюсеров – разыскать тех самых сценаристов, режиссеров, артистов, которые смогут сделать фильм кассовым. Наша задача – находить таланты, а не объяснять, что им делать. Плохо, когда старшее поколение «монополизирует» истину, и я все время говорю об этом. Мы должны слышать 20-летних и 30-летних не только в контексте конкретного конкурса, а постоянно.

– И всё же по условиям чемпионата заявлена тема преемственности поколений. Как вы ее видите?

А.А.: В чем для меня заключается эта преемственность? Какие они, родители нашего времени? Как складываются их отношения с детьми? Меня это интересует и как родителя, и как автора. Что мы можем своим детям сказать? Ведь мое поколение выросло в довольно экстремальных условиях 1990-х годов, когда мир вокруг стремительно менялся. Мне кажется, что людям, получившим закалку этого времени, пусть даже в юности, есть что сказать. Следующее поколение, выросшее в эпоху относительного спокойствия, более инфантильно. Как оно будет эволюционировать? Очевидно, что реальность изменилась, стала жестче, а сегодняшние вызовы перед миром и страной заставляют молодых тоже меняться. И вот интересно, в какую сторону изменится нынешнее поколение. В 90-е много фильмов было посвящено теме «уехать за рубеж» или «выйти замуж за богатого» – наивное кино, начиная с «Интердевочки». Такие были своеобразные маяки. А какие маяки сейчас? Чего хотят эти люди? Как они будут взаимодействовать с другими поколениями?

— Чтобы вы сказали тем, кто интересуется конкурсом? Какое напутствие?

В.К: Наши задачи – объяснить участникам, как работает сериальный и полнометражный кинобизнес в России, на что стоит обращать внимание, и как не запугать автора отсутствием шансов. Нужно и дать понять, что это непростой путь, но мы же что-то в этом находим! И молодые тоже должны найти в себе стимул, который будет заставлять их заниматься кино. Никто не отменял этих 10 тысяч часов опыта, который необходим, и любые исключения лишь подтверждают правила. Самое сложное с точки зрения педагога – найти голос автора. Задача педагога, с одной стороны, направить профессионально человека, с другой – не сломать тот росток, который пробивает асфальт…

А.А.: Я бы сказал всем, кто думает, но не решился: просто сделайте первый шаг. Обязательно. Это самое страшное – написать, отправить, не бояться казаться наивным и неопытным. Практика чемпионата показывает, что зарегистрировавшихся авторов больше, чем приславших свои работы. Прекрасно, что желающих принять участие в чемпионате много. Но заставить себя пройти этот путь до конца, даже дистанционно, решаются далеко не все. Думаю, это связано как раз со страхом сделать шаг. Поверьте, мы тоже когда-то начинали – набирались смелости и отправляли свои работы мастерам. И теперь ждем тех, кто идет нам на смену.

 

Беседовала Анна Андрушевич

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять