MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > «Русский док: история и современность» > Режиссёр Дмитрий Богданов: «“Анонимная телега” начиналась с чат-ботов»

Режиссёр Дмитрий Богданов: «“Анонимная телега” начиналась с чат-ботов»

фото предоставлено KION

В онлайн-кинотеатре KION 20 сентября выходит документальный фильм «Анонимная телега» о владельцах независимых телеграмм-каналов и их специфике работы. На прошлой неделе вышел трейлер фильма.

Редакция MovieStart пообщалась с режиссёром картины Дмитрием Богдановым и выяснила, как связана документалистика с рекламой и какие перспективы развития у продакт-плейсмента в России.

 — Вы пришли в кино из рекламы.

 — Да, я 10 лет занимался коммерческими проектами, колесил по международным фестивалям, получал награды (Канны, Нью-Йорк, Лондон), придумывал экспериментальные форматы и вообще чувствовал себя достаточно креативно.

— Вы специализируетесь на доке о компаниях. Как так сложилось?

— Все мы вышли из рекламной «шинели». Коммерческие проекты всегда старались делать как мини-фильмы. Именно это нас отличало и раздражало коллег по цеху. Эволюционно и вполне логично я пришел к тому, что: «Пока в кино. Где попкорн?».

Сегодня наша команда специализируется на киноконтенте в широком понимании – мы пишем сценарии сериалов для онлайн-платформ, снимаем документальные проекты, мокьюментари и активно двигаемся в сторону съемок сериалов.

— Как зарабатывать на продакт-плейсменте сегодня в России? Бытует мнение, что самым успешным игроком был Тимур Бекмамбетов.

— Это действительно так – Тимур Нуруахитович показал нам всем небывалые высоты в этом деле. Сейчас продакт-плейсмент находится на достаточно низком уровне по количеству проектов, рекламу товаров в фильмах и сериалах мы видим редко. Это плюс для зрителя (ему не хотят ничего продать), но минус для нас, кинопроизводителей, – продакт-плейсмент, как-никак, а дополнял бюджет картины. 

— Почему сейчас мало рекламы в кино?

— По нескольким причинам: с рынка ушли крупные западные рекламодатели, онлайн-кинотеатры не очень приветствуют «джинсу» в своих проектах, многие проекты создаются при господдержке, которая запрещает наличие в кадре каких-то брендов. А хорошая новость заключается в том, что онлайн-кинотеатры встраивают в свои просмотровые приложения функцию, при которой зритель может нажать на изображение и узнать, в какой бренд одежды одет персонаж сериала, что такое вкусное в бутылке стоит на столе у маньяка из фильма, в какую видеоигру «рубятся» дети в подростковом шоу. Будущее, определенно, за таким продакт-плейсментом.

— Есть ещё один стереотип – основанный на том, что производители рекламного контента в рекламе же и остаются. Как рекламному лососю выпрыгнуть из реки киношным драконом?

— Я, как представитель «лососевых», могу сказать: чтобы стать киношным драконом, надо иметь, ну или пытаться развить (вопреки мнению ученых) «киношное ДНК» – мыслить большими сюжетами, арками героев и любить драматургию. Реклама стирального порошка, например, в подавляющем большинстве, имеет весьма поверхностную сценарную структуру, а от ролика про пельмени не стоит ожидать глубоких актерских работ. Пример нашей деятельности демонстрирует то, что мы снимали коммерцию, как рекламное кино, и в какой-то момент отказались от слова «реклама».

— Расскажите о своем сотрудничестве с KION. Почему KION?

— Наш проект исследовательский и касается актуального социального запроса общества. KION – та самая площадка, на которой уже выходили яркие документальные ленты («Дуров», «Дедline», «Пелевин», «Сахаров. Две жизни» и др.) – ленты смелые, экспериментальные, острые. Нам тоже хотелось попасть в такую компанию. Как я сказал, придя на первую встречу: «Говорят, здесь дают снимать самые лучшие документальные проекты».

— Расскажите историю «Анонимной телеги». Когда и почему, при чьей помощи она возникла?

— Пасмурным летним вечером я сидел на веранде в кресле-качалке из «Икеи» и привычно «залипал» в смартфоне, читая посты анонимных телеграм-каналов. Все они такие разные, такие противоречивые: каждый «топит» за свою тему или, в крайнем случае, своих анонимных котят-соседей. Я подумал: «А вот чего они, эти анонимные авторы, на самом деле себе думают? Они искренни в своих хищных пассажах, или же это просто роль, приносящая доход?». В этот момент небо разверзлось, и меня осенило – надо сделать кино про этих анонимных ребят, эту тему и нас, людей, которые безропотно потребляют «тележный» контент. На той же самой веранде я написал анонимным каналам через боты обратной связи, что я автор и режиссер фильмов, хочу у вас взять интервью – многие ответили быстро, практически все согласились. Раз они ответили, пришлось и вправду снимать кино.

Производство фильма заняло полтора года. Последняя версия, которая и увидит смартфоновый свет экранов, далека от изначально планировавшейся. Как говорится, аппетит приходит во время еды, поэтому в процессе работы над проектом мы двигались в новых направлениях, углубляя темы и добавляя новые сюжетные ходы.

— Существует ли в принципе анонимность в современном цифровом мире? Честно говоря, звучит как оксюморон.

— О, знаете, сколько раз я задавал этот вопрос экспертам? Пару десятков раз разным людям. Если консолидировать все услышанные мной ответы, то я выражусь так: полная анонимность может быть, но для ее осуществления необходимы затратные ресурсы и, самое главное, – дисциплина. Большинство анонимных ребят попадается на глупости, на невнимательности – например, забыл включить VPN и всё – «привет, парень».

— Как Вы бы охарактеризовали свой фильм? Какой это док? Какой жанр?

— Сейчас модно во всем мире себя идентифицировать, осознавать, кто ты есть на самом деле. Себя я идентифицирую как крайне-успешного и самого талантливого в стране режиссера и сценариста; просто пока я заперт в личности Дмитрия Богданова. Но самоопределю я себя именно так, как описал. Наш документальный проект «Анонимная телега» я бы идентифицировал как фильм-исследование. Это не расследование, а именно исследование – мы ни за кем не гонимся, никого не лишаем анонимности. Мы общаемся с анонимными авторами популярных телеграм-каналов, с экспертами, изучаем шокирующие истории, связанные с этой дикой территорией. Мы – исследователи: пытаемся стоять со свечкой у замочной скважины и рассказывать, что происходит за этой потайной дверью.

— Как вы можете охарактеризовать состояние российской современной документалистики? Какие у неё проблемы и перспективы? Насколько известно, те же онлайн-платформы по-прежнему неохотно берут док к себе в каталог.

— Безусловно, количество онлайн-платформ, желающих производить документальное кино, сокращается. KION – один из не падших бастионов в теме док’а. Современная документалистика немного «подсдулась», в силу изменения времен, географического положения разного киношного люда. При этом я верю в лучшее, в частности – лучшее российское документальное кино, интересное, актуальное, острое и хорошо сделанное – как наша «Анонимная телега».

— Как приучить зрителя к доку? И надо ли?

— «Нетфликс» нам всем показал, что док может быть смотрибелен, качественен и не менее резонансен, чем модный сериал. Настал наш отечественный черёд работать на таком уровне. Ведь документальное кино, как я люблю говорить, это документ эпохи. А мы – документалисты.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять