MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > «Русский док: история и современность» > Современное документальное кино: что это такое

Современное документальное кино: что это такое

фото: MovieStart

Портал MovieStart запустил спецпроект «Русский док: история и современность» при поддержке АНО «Институт развития интернета». Разбираем наиболее яркие работы современности.

Современное российское документальное кино – сфера невероятно увлекательная для изучения и исследования, прежде всего потому, что сам жанр документального кино представляется многим как нечто доступное и понятное. Неслучайно многие современные блогеры называют сегодня «фильмами» собственные репортажи и пытаются отнести их к жанру документалистики. Но, говоря о документальном кинематографе, следует все же сосредоточиться на достаточном уровне профессионализма и не стараться относить к документальным фильмам все без исключения, что не является художественно-постановочным произведением (в самом деле, не сторисы же записывать в документалистику!). Давайте попробуем чуть подробнее разобраться в том, как же сегодня устроена современная российская документалистика, и на какие фильмы хочется обратить особое внимание.

Важность авторского взгляда, умение находить собственный художественный киноязык – вот то, что позволяет говорить о документальном фильме как о полноценной картине, произведении искусства. И жанровое распределение в этом смысле всегда будет условным: документальный кинематограф может обращаться и к фильмам-портретам, и к фильмам-впечатлениям, и к фильмам-наблюдениям, и к фильмам-зарисовкам и даже к метафорическим фильмам, но художественный язык, творческая значимость всегда играют в кинодокументалистике определяющую роль.

Таковы, например, работы режиссера Андрея Осипова – у него есть вдохновенный цикл работ, пронизанных аллюзиями с поэзией ХХ века. Здесь и великолепный фильм «Страсти по Марине» (2004), основанный на мемуарах и записных книжках Марины Цветаевой, и «Коктебельские камешки» (2015) – по сути, история знаменитого Дома Волошина в Коктебеле, под крышей которого прошла фактически вся литературная история первой половины прошлого века, и, конечно, «Параджанов Тарковский Антипенко. Светотени» (2018) – поэтическое киноэссе, наполненное стихами Арсения Тарковского и наполненное множеством экранных ассоциаций и метафор. Не уступает предыдущим работам и картина-размышление «Фаза Луны» (2023), удостоенная премии «Золотой орел» как лучший неигровой фильм: режиссер задается вопросом – какие привычки, стереотипы, ценности и паттерны размышления перенесли мы в нашу повседневную жизнь из 30-х и 50-х годов ХХ столетия? И здесь режиссер не столько раскрывает перед нами собственную мораль, сколько дает зрителю пространство для рефлексии – и именно этим и ценен документальный кинематограф такого рода.

Среди документальных фильмов-наблюдений, по сути – хроникальных рассказов, очень хочется выделить картину Любови Аркус «Балабанов. Колокольня. Реквием» (2022). Автор фильма, многолетний главный редактор журнала «Сеанс», создала невероятную по силе эмоционального воздействия работу, раскрывающую саму суть творческого процесса как такового. Аркус, будучи давним другом Алексея Балабанова, фактически провела рядом с режиссером и его семьей последние два года его жизни. Режиссер бескомпромиссен по отношению к зрителям: фильм начинается с кадров похорон и отпевания Балабанова. Мы уже знаем, чем закончится эта история – главный герой умер, никакой надежды, кажется, нет. И затем перед нами разворачивается хроника изнурительной для тяжело больного режиссера работы над фильмом «Я тоже хочу»: картины, которая стала своеобразным творческим завещанием Балабанова. Но вдруг кажущееся опустошение и бессилие неожиданно прерывается схваченным эпизодом – Балабанов начинает выбирать натуру для новой картины. Мы знаем, что этого фильма уже не случится, что он никогда не будет снят – но прямо с экрана мы видим, как человек, в неизбежность ухода которого не поверить невозможно, вдруг преображается, наполняется силой и энергией новой идеи. И это подмеченное камерой торжество авторского духа – пожалуй, лучшее и самое яркое, что есть в фильме и навсегда остается в сердце зрителя.

Среди фильмов-портретов режиссеров стоит выделить и картину Ильи Белова «Бондарчук. Battle» (2021), снятую к 100-летию Сергея Бондарчука. С одной стороны – это ретроспектива творческого пути одного из известнейших советских режиссеров, а с другой – попытка обозначить место героя во всей истории мирового кинематографа. И центральным событием тут, конечно же, становятся съемки «Войны и мира» – фильма, получившего «Оскар» и до сих поражающего зрителя масштабами и художественным решением батальных сцен. И то, как Бондарчук затем продолжает свою «наполеоновскую» тему в фильме «Ватерлоо», одним из самых масштабных международных проектов «Мосфильма», становится еще одной сюжетной линией этой картины, где Бондарчук представляется куда большей фигурой, нежели просто режиссер. Он – главнокомандующий, ведущий за собой огромные массы людей, мастер, выстраивающий эпическую киносимфонию, и все это – в те годы, когда ни о каких компьютерных спецэффектах никто и слыхом не слыхивал.

В отечественной портретной документалистике много внимания уделяется в последнее время судьбам музыкантов – собственно, это и понятно: жизнь артиста всегда полна ярких событий, неожиданных поворотов, да и судьбы многих современных рок-героев оказываются еще и приперчены щепоткой трагизма. В этом отношении практически идеальным документальным байопиком становится фильм Кирилла Ненашева «Ступа» (2019). Это – история Константина «Ступы» Ступина, лидера орловской группы «Ночная трость». В жизни Ступина, казалось, было все: наркотики, тюрьма, болезни, дурдомы, запись альбомов, неожиданная Интернет-слава – когда ролик «Пушистый хвост лисицы» стал настоящим современным мемом. Перед Ступой открываются новые возможности – но, увы, после завершения своего первого гастрольного тура он умирает: настоящий андеграундный музыкант, игравший классический европейский панк, но проживший при этом русскую жизнь.

кадр из фильма «Ступа»

Еще один герой – легенда отечественной рок-музыки Анатолий Крупнов, незаурядный музыкант и композитор, один из виртуознейших бас-гитаристов, становится героем фильма Дарьи Иванковой. Фильм «Анатолий Крупнов. Он был» (2019) стал одним из ярчайших событий в отечественной рок-документалистике: предельно откровенный и вместе с тем не лишенный романтизма рассказ о невероятно талантливом человеке, «пожилом мальчике», наделенном фантастическим талантом. О Крупнове вспоминают его родные и друзья – и вместе с воспоминаниями о человеке перед нами раскрывается картина времени, когда то, что называлось «русским роком» вдруг стало выходить из подполья и подвалов на большие сцены и арены стадионов, когда творчество перемешивалось с восторгом и надеждой, а музыкальный кураж оказывался главнее, чем точность взятия ноты. Невероятно чистое, откровенное и вместе с тем трогательное кино.

Так что совершенно не удивителен выбор Дарьи в качестве режиссера для документального сериала «Михаил Горшенев. Легенда о Короле и Шуте» (2023) – своеобразном «сателлите» к нашумевшему сериалу «Король и шут», где реальность перемешалась с выдумкой, а фэнтезийная история – с биографией музыкантов. Здесь же перед нами попытка все-таки реконструировать максимально точную (насколько это возможно в художественном отношении) историю одного из самых знаменитых рок-фронтменов отечественной сцены.

фото: MovieStart

Иногда в результате наблюдения киногруппой за своим героем, фиксацией его жизни, получается впоследствии целая серия работ – так получилось с Ириной Васильевой, которая сделала целый цикл работ о знаменитом философе Григории Померанце, самой трогательной из которых стала работа «Второй» (2009): история любви Померанца и его второй супруги – поэтессы Зинаиды Миркиной. Впрочем, не забыт здесь и первый брак ученого, и горечь от потери первой супруги – литературоведа Ирины Муравьевой (она ушла из жизни буквально за несколько дней до выхода из печати ее книги об Андерсене). И сама история любви подается в метафорическом ключе – через череду символов, знамений и абсолютной религиозной убежденности самих героев в Божьем благословении и любви, которые их неотзывно сопровождают. Собственно, по такому же принципу – «смотрю, фиксирую, рассказываю» – был когда-то снят замечательный фильм Виктора Косаковского «Лосев» (1989): киногруппа снимала великого философа в последний год его жизни – сперва намеревались сделать большое интервью, а в итоге получилась картина, раскрывающая весь многолетний творческий путь Алексея Федоровича Лосева и заканчивающаяся вместе с его уходом из этого мира (камера хроникально фиксировала и прощание с ученым, и его проводы в последний путь).

Активно развиваются в России и фильмы-путешествия, посвященные как природным красотам нашей страны, так и особенностям культуры отдельных регионов. Например, картина Ивана Вдовина «Голоса Арктики» (2022) – отличный пример своеобразного трэвел-альманаха: три независимые истории, которые связаны между собой лишь героем – Денисом Симачевым, отправляющимся в путешествие по русскому северу в поисках уникальных народных музыкальных напевов. А дальше – мы попадаем в головокружительный круговорот событий, где найдется место и описанию жизни в арктической пустыне, и встреча с шаманами, и история малых народов, и даже – рассказ о том, как в заповедные места приходит современный технологический прогресс. В некотором отношении это кино даже перекликается с легендарным «Нануком с севера», фильмом 1922 года, одним из первых антропологических кинофильмов в истории человечества (в результате в мире возникла мода на северную культуру – и итогом стало даже появление «эскимо пай» — знаменитого мороженого на палочке, которое знакомо сегодня любому ребенку).

кадр из фильма «Голоса Арктики»

Иногда героем документального фильма о природе становится животное. прекрасный пример – фильм Анастасии Поповой «Байкал. Удивительные приключения Юмы» (2020). Это – история маленькой нерпы, которая отправляется в удивительное и опасное путешествие к неведомым и далеким Ушканьим островам. О том, что ждет Юму в ее странствиях, и как поможет ей на этом долгом пути сам отец-Байкал – и рассказывает это чудесное, почти что сказочное кино. И завораживает здесь не только сама история, но и великолепно снятые пейзажи, а главное – сама главная героиня: нерпа вызывает невероятное умиление, она потрясающе трогательна, уморительно смешна, но иногда за нее по-настоящему переживаешь. Впрочем, нет ни малейшего сомнения в том, что в ее путешествии все безусловно завершится самым наилучшим образом.

Отдельного внимания заслуживают исторические документальные фильмы, которые граничат с научно-популярным кинематографом, но иногда представляют собой настоящее произведение искусства. Так, фильм Кристины Ивановой «1812. Первая Отечественная» (2022), автором идеи которого выступил известный историк и публицист Егор Холмогоров (он же и стал основным рассказчиком) – это многоуровневое погружение в реалии войны с Наполеоном, снятое при этом с большим размахом и вкусом. Не только тщательно выверенный анализ исторических событий (авторы сознательно дистанцируются от любых конспирологических теорий, оперируя исключительно фактологией и документами) до потрясающей реконструкции центрального события – Бородинской битвы. Оловянные солдатики, изображающие соответствующие воинские подразделения двигаются по карте тростью с изящным набалдашником – но при всей этой визуальной красоте авторы не забывают и о, собственно, изложении событий: события 1812 года уложены в два с половиной часа экранного времени емко, компактно и ярко.

Иногда научно-популярный документарный кинематограф, затрагивающий весьма серьезные темы, идеально вписывается в сериальный формат. Мини-сериал Андрея Зенина «История финансов России» (2022) довольно подробно описывает всю историю товарно-денежной системы нашей страны, начиная примерно с XIV века, а рассказчиками, в том числе, становятся государственные чиновники – Антон Силуанов и Эльвира Набиуллина. Так что, казалось бы, не слишком богатая на понятные широкому зрителю факты история экономики – вдруг оказывается полной удивительных загадок, невероятных тайн и ярких аллюзий с современностью. Вполне можно рекомендовать к просмотру даже школьникам – не только в рамках школьного курса истории, но и для понимания основ финансовой грамотности. Фильм получил Национальную премию интернет-контента ИРИ в номинации «Лучший документальный проект» летом 2023 года.

В какой-то мере подобные популяризаторские работы, конечно, наследуют популярным картинам Леонида Парфенова, одной из недавних работ которого стал фильм «Карман России» (2021), снятый специально к 800-летию Нижнего Новгорода: повествование о русском купечестве, сделанное в классической парфеновской манере, знакомой со времен НТВ – тут и анимация, и ловкая реконструкция отдельных событий, и быстрый афористичный рассказ, и умелое (хотя и не всегда точное) жонглирование фактами, и авторская подача материала – словно мы следим не за историей поволжских семей, а за увлекательным историческим детективом (впрочем, и современность тоже оказывается не забыта).

Отдельного внимания заслуживает хроникальное кино – и недавно нам был явлен истинный шедевр: восстановленный фильм Дзиги Вертова «История гражданской войны». Фильм Вертова был снят в 1921 году и показан всего один раз – на третьем съезде Коминтерна, после чего считался утерянным, даже сам режиссер не знал, где искать пленки. А съемки там были уникальными – включая хронику фронтовых выступлений Троцкого, так что не удивительно что на долгие годы эти кары оказались погребены в архивах. Спустя 100 лет фильм восстановил киновед, историк кино Николай Изволов, трудившийся над картиной два года. Чуть раньше Изволов восстановил другой утраченный фильм Вертова – «Годовщина революции» (1918). Восстановление велось по скрупулезным записям автора – собственно, опираясь на них, искали хронику, восстанавливали монтаж, и «История гражданской войны» спустя стол лет после премьеры оказалась явлена зрителям почти в своем первозданном виде. Почти – потому что один хроникальный эпизод со Сталиным отыскать так, к сожалению, и не удалось.

Итак, отечественная документалистика не стоит на месте – она развивается, причем стремительно, и направлений развития, способов подачи и раскрытия материала. И, собственно, эта полистиличность развития, возможность максимально гибко и вариативно двигаться в любой нарративной форме – и есть основной закон (и одновременно – основная предпосылка) развития документального кинематографа. Режиссер может выбрать любой поджанр, любой способ изложения своей мысли (а иногда и собственной морали). И еще одним немаловажным фактором является то, что многие технические и технологические наработки, которые тестируются в художественном кинематографе, затем начинают использоваться и в документальном кино, делая его ничуть не менее зрелищным, чем иной международный блокбастер (да и среди документального кино появляются свои собственные блокбастеры и всемирно известные шедевры).

Главное – чтобы автору было о чем сказать этому миру, а способов нарратива существует великое множество, документальное кино в этом отношении оказывается лишено тех штампов, которые оказываются свойственны художественным фильмам. И то, что интерес к документалистике неизменно растет – говорит нам о том, что в ближайшее время будут появляться новые, не менее любопытные и яркие работы и нам точно будет, что посмотреть, чем вдохновиться и о чем поспорить.

 

Текст – Павел Сурков

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять