Определены победители фестиваля «Разумный кинематограф»
В столичном кинотеатре «Каро 11 Октябрь» 3 декабря состоялась торжественная церемония закрытия Международного кинофестиваля нового кино о природе «Разумный кинематограф». Организатором мероприятия выступила кинофабрика «СлониКо» и российская креативно-технологическая компания «Красный квадрат». В этом году кинофестиваль был организован при поддержке Всероссийского общества охраны природы, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и «Росзаповедцентра».
Сегодня тема природы и бережного к ней отношения является одним из самых популярных направлений культурной деятельности. Существует огромное количество мероприятий по привлечению внимания общественности к существующим экологическим проблемам.
«Наш главный принцип заключается в том, что мы хотим влюбить людей в природу. Ведь если человек полюбит природу, то, безусловно, он захочет о ней больше узнать. Наши познавательные и поэтические фильмы воспитывают любовь к природе. Это и есть то самое начало, которое ведет уже к дальнейшему гуманному обращению с природным миром, к правильному пониманию своего места в нем», – об уникальности позиционирования фестиваля рассказала режиссёр, преподаватель ВКСР, член Союза кинематографистов РФ, президент «Разумного кинематографа» Светлана Быченко.
Кинофестиваль нового кино о природе отличается от ряда подобных документальных киносмотров тем, что нацелен на живой диалог с аудиторией. Именно поэтому программу оценивает не профессиональное жюри, а те, для кого и были сняты все фильмы, – зрители.
Призы зрительских симпатий по темам сеансов разумного кинематографа:
- Номинация «Микрокосмос и макрокосмос человека» – «Король бакланов», режиссер Дарья Разумникова;
- Номинация «Кинематограф и научные открытия» – «Красота поганки», режиссеры Надежда Дорофеева и Михаил Родионов;
- Номинация «Арктика и мы» – «Невечная мерзлота», режиссер Яна Рубановская;
- Номинация «Земля – наш общий дом» – «По следам», режиссёр Олег Галикаев.
«Раз снимаются такие замечательные фильмы, которые мы увидели на фестивале, находятся люди, которые готовы тратить свою душу, творчество, жизни на то, чтобы работать в этой сфере, значит, документальное кино сегодня нужно и важно. Говоря о дальнейших планах: я уже много лет мечтаю снять документальный фильм о том, как ученый Николай Иванович Вавилов объездил весь свет в поисках семян для своей уникальной коллекции генетического биоразнообразия. Моя цель – повторить его маршрут спустя 100 лет и посмотреть на то, как изменились наш мир, сельское хозяйство, его био-разнообразие. Очень надеюсь, что нам удастся осуществить этот масштабный, но такой важный проект», – оптимистическим взглядом на будущее отечественного документального кино, а также дальнейшими творческими планами поделилась Яна Рудковская, победитель в номинации «Арктика и мы», режиссёр киноленты «Невечная мерзлота».
Действительно, история науки и культуры нашей страны изобилует выдающимися личностями, внесшими неоценимый вклад в познание природы, её строгих законов и прекрасных закономерностей. Благодаря колоссальному научному и исследовательскому опыту наших соотечественников режиссерам природного направления всегда будет о чем говорить в своих работах.
На фестивале «Разумный кинематограф» были также определены и партнёрские призы:
- Приз Государственного природоохранного бюджетного учреждения «Мосприрода» – «Красота поганки», режиссеры Надежда Дорофеева и Михаил Родионов;
- Спецприз «Росзаповедцентра» Министерства природы РФ – «Зрительная полоса», режиссер Лилия Дмитрик;
- Приз «Всероссийского общества охраны природы» – «Наука в Мейныпильгыно. Юго-Восточная Чукотка», режиссер Артур Рябицев.
Отсутствие конкурса на «Разумном кинематографе» в классическом фестивальном понимании обусловлено крайне тщательной работой отборочной комиссии. В рамках концепции кинофестиваля отобранные неигровые проекты являются полноценными художественными произведениями высокого качества, основной целью демонстрации которых является создание площадки для плодотворного общения людей науки и искусства. Подробнее о философии «Разумного кинематографа» рассказала Надежда Беркова, киновед, член отборочной команды киносмотра.
«Международный кинофестиваль “Разумный кинематограф” – это очень значительное явление в российской культурной жизни. Сейчас появилось очень много фестивалей, где показывают кино о природе. Существуют кинофестивали экологического кино, научно-популярного кино. Однако “Разумный кинематограф” – действительно особенный фестиваль, потому что из всей массы фильмов, которые приходят, согласно условиям подачи заявок, отбираются, очевидно, самые яркие, самые интересные, самые значительные работы. И то кино, которое здесь показывается, – это высочайшего уровня документальные фильмы. Но я бы еще отметила важный компонент отличия таких кинолент – это их поразительная художественность. Это съемки природы, которые вызывают восторг и очарование. Это кадры, помогающие понять многим зрителям, что, действительно, нашей общечеловеческой ценностью, общей планетарной ценностью является природа. И вся программа фестиваля, в самом деле, отмечена такой богатой эстетической выразительностью. “Разумный кинематограф” также можно назвать просветительским кинофестивалем – его организаторы мыслят в исторической ретроспективе, так как политика международного фестиваля нового кино о природе России связана с тем, чтобы нравственно возвысить человека», – пояснила Беркова.
Несмотря на тематические и концептуальные различия, все фестивали документального кино способствуют процветанию этого зачастую недооцененного вида кинематографа. И сегодня, когда мы живем в эпоху полиэкранности, особо ценится достоверность кинофакта, правда жизни в экранном документе. Соответственно, уже сейчас можно говорить о предстоящем росте спроса на неигровую кинопродукцию. Об изменениях отечественного дока в рамках популяризации рассказал старший научный сотрудник биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член отборочной комиссии фестиваля «Разумный кинематограф» Павел Квартальнов.
«Самой важной тенденцией современного документального кино является его жанровая свобода. Неигровое кино – это фактически документ, который каждый из нас может прочесть по-разному, в зависимости от своего опыта. По сравнению с прошлым строгим делением на жанры, сейчас происходит размытие этих границ. Главной задачей режиссёра становится привлечение внимания к теме происходящего на экране. А то, как это будет считано, уже зависит от аудитории, которая в таком случае получает свободу интерпретации. И, соответственно, такие фильмы смогут оставаться актуальными дольше», – подчеркнул Квартальнов.
Напомним, что фестиваль «Разумный кинематограф» в этом году проходил 1-3 декабря в Москве. В программе традиционно было представлено более 20 фильмов регионального производства.
Задача кинофестиваля – заявить о документальной киноанималистике, поднять её престиж, стать открытой площадкой для обмена опытом между кинематографистами. Здесь, как и сто лет назад, есть возможность для диалога зрителей с авторами.