Главный редактор «КиноРепортера» в преддверии премии ТЭФИ перечислила тренды на рынке ТВ
В Москве 7 и 8 декабря пройдет торжественная церемония вручения национальной телевизионной премии ТЭФИ. Первый день посвящен развлекательным форматам и сериалам, второй – информационному и общественно-политическому вещанию. Редакционный директор журнала «КиноРепортер» Мария Лемешева в своём обзоре рассмотрела тенденции на рынке отечественного телевидения и перечислила актуальные форматы для современного медиапространства.
В преддверии оглашения результатов ТЭФИ стоит поговорить не только об итогах уходящего 2023-го, но и проследить наиболее заметные тенденции последних лет. Российское ТВ, разумеется, постоянно находится в творческом поиске, обновляет стили и форматы. Борьба за зрительские симпатии – сильнейший стимул для творчества.
Основной движущей силой, не позволяющей телевидению расслабляться, по-прежнему остается интернет. Да, для большинства россиян телевидение – основной источник информации, тем не менее суммарная аудитория эфирных ТВ-каналов ощутимо сокращается. К примеру, если 15 лет назад новостные программы смотрели девять человек из десяти, то сегодня этот показатель уверенно снизился до семи, и падение продолжается. Вовлеченность молодежи еще ниже: по данным исследования компании Platforma, почти 40% россиян в возрасте от 21 до 30 лет говорят, что вообще не смотрят телевизор. Большинство предпочитает интернет и социальные сети.
За последние 10-15 лет интернет «переманил» огромную часть аудитории. Ранее рост этого показателя еще сдерживался такими объективными причинами, как привычка просмотров (нас всех с детства приучили каждый вечер включать телевизор), низким интернет-покрытием и относительной недоступностью техники (телевизор был практически у всех, а компьютер или планшет нужно было покупать, что для семей с малым достатком могло оказаться проблематичным). Однако сейчас влияние этих факторов заметно уменьшилось.
Что делать телевизионным продюсерам? Пожалуй, ответ лежит на поверхности: брать на вооружение форматы, с которыми работает Всемирная сеть, и превращать конкурента в ближайшего «друга». На практике это выливается в расширение присутствия контента ТВ-каналов в социальных сетях, повышение активности в коммуникациях со зрителями в блогосфере, оперативности в подаче новостей.
Но самое главное, к чему призывает опыт, – нужно совершенствовать обратную связь с аудиторией. К счастью, именно на эту «столбовую дорогу» поворачивает российское телевидение: появились обзорные новостные программы, где зрители могут заранее проголосовать за предложенные темы и выбрать те из них, которые в итоге пойдут в эфир. Все ТВ-каналы развивают собственные страницы в соцсетях.
Второй существенный момент, который не мог не сказаться на работе отечественного ТВ, – сокращение рекламных бюджетов, ведь многие зарубежные концерны, прежде основные покупатели телерекламы, ушли с нашего рынка. Это вынудило продюсеров искать способы удешевления производства. Самые недорогие и в то же время рейтинговые ток-шоу заполонили сетки вещания каналов. Но пока далеко не все они могут предложить зрителю что-то оригинальное в визуальном или информационном плане. Будем считать, что это болезнь роста, и со временем они наберут нужную форму.
Зато гигантский скачок вперед российское телевидение сделало в производстве сериального контента. Помог в этом опять-таки интернет, точнее, интернет-платформы. Еще несколько лет назад не утихали разговоры, что сериалы, которые производят онлайн-кинотеатры, в разы смелее и актуальнее, чем прокатные полнометражные фильмы или проекты федеральных каналов. Однако телевидение начало расширять сотрудничество с платформами, и в итоге ситуация изменилась – сериалы, выпускаемые на ТВ, все чаще оказываются в авангарде. Показателен пример: победителем этого года на фестивале «Пилот» стал «Цербер» – совместное производство НТВ и PREMIER при поддержке Института развития интернета (ИРИ). Или самая громкая премьера этого сезона – «Слово пацана. Кровь на асфальте» Жоры Крыжовникова: он создавался НМГ-студией в коллаборации с НТВ при поддержке ИРИ. Взявшись за «Операцию “Неман”», Wink успешно сотрудничал с РЕН ТВ. На этой «улице» наметилось и взаимовыгодное двустороннее движение – стриминговые сервисы «Смотрим» и «Кино1ТВ» постоянно выпускают проекты при поддержке «России 1» и Первого канала.
Что касается принципиально новых форматов, то здесь отечественное ТВ делает выбор в пользу уникальных плодов цифровизации: ведущие и участники активно заменяются цифровыми аватарами, причем такие программы появляются не только на федеральных каналах, но и в регионах. Флагманское шоу такого рода – это, разумеется, «Аватар» на НТВ, где вместо звезд-людей на сцену выходят их цифровые двойники, созданные с помощью технологий захвата движения (Motion Capture) и виртуальной реальности (Virtual Reality). И это лишь «первые ласточки». Легко предсказать, ориентируясь на первые восторженные отзывы зрительской аудитории, что скоро таких проектов будет гораздо больше.
Что еще можно было бы посоветовать современному телевидению для укрепления своих позиций? С одной стороны, есть простые решения, которые могут быть приняты максимально оперативно. К примеру, на федеральных каналах налицо нехватка детских и семейных программ. А это верный путь к сердцам огромной аудитории.
И безусловно, сам, как говорят, «ящик» – телевизор как прибор – должен обновляться. В обиход вошла система Smart TV, построившая мостик между традиционным телевидением и интернетом, но этого мало. Уверена, есть еще что поискать в стремительно развивающемся мире прогрессивных технологий, которые способны расширить эфирному телевидению технические рамки творческой свободы. Если интернет приучил нас к возможности смотреть контент в любое удобное время, то телевидение продолжает диктовать свои условия, привязывая нас к точному расписанию. Хотя уже сейчас многие сериалы идут параллельно на ТВ и онлайн-платформах. Один из примеров – сериал «Бизон: Дело манекенщицы». На «Кинопоиске» свежие эпизоды выходили буквально через час-два после трансляции на Первом канале. Когда же привязку к сетке вещания окончательно удастся преодолеть, в чем абсолютно не сомневаюсь, телевидение получит огромный импульс развития – и, скорее всего, изменится разительно и навсегда. Я бы очень хотела заглянуть в это будущее. А вы?
Текст – Мария Лемешева