Данил Мотин: Историю России молодёжи надо рассказывать с помощью мультиформатных проектов
В начале апреля в Сети стал доступен вертикальный веб-сериал «Осталась одна Таня», посвященный жителям блокадного Ленинграда. Режиссёр – российский актер, продюсер Данил Мотин, автор документального цикла «Краткая история русской культуры». В интервью MovieStart он рассказал о своём пути в кино, работе с молодёжью, её проблемах, а также о том, как кино способствует формированию общественного мнения и как подавать документальные проекты, чтобы они были интересны молодым и юным зрителям.
⁃ Судя по Вашим откровениям в интервью, Вы – человек с непростым характером. Говорите о заниженной самооценке, а на деле проявляете необыкновенное упорство, делая карьеру и идя к своей мечте будто бы «вопреки». Почему так?
— Вы правы. В свое время мне и впрямь приходилось бороться с низкой самооценкой. Эта проблема тянулась с самого детства. Я воспитывался в семье с традиционными «советскими» ценностями, и мне все время твердили, что выделяться это плохо, не нужно быть «белой вороной», главное знать свое место и довольствоваться тем, что есть. Плюсом у меня были довольно сложные взаимоотношения с отчимом. Он часто твердил, что из меня ничего не выйдет. Однако мне всегда хотелось показать всем, что мое желание творить и выделяться не делает меня «ненормальным». Меня можно любить, и что главное – я могу полюбить себя сам, независимо от того, верят в меня родственники или нет. И поначалу многие мои творческие порывы делались просто вопреки, чтобы доказать свою значимость не только родителям, но и самому себе. К счастью, я вовремя понял, что желание что-то доказать и творить вопреки не лучшая мотивация. Обратился за помощью к психологу, и вместе с ним мне удалось проработать тянущиеся с детства психотравмы. И это позволило мне работать не вопреки, как было ранее, а благодаря желанию творить, самовыражаться, демонстрировать аудитории, что даже несмотря на все жизненные обстоятельства и отсутствие веры со стороны окружающих, можно добиться успеха и быть счастливым. Главное желание.
⁃ Если Вы знали с подросткового возраста наверняка, что Ваш путь – это путь артиста, Вам можно позавидовать. Многие проживают целую жизнь, так и не найдя свое место в ней. Есть ли какой-то признак, по которому можно определить, что «твое», а что нет? Как нащупать свой путь?
— Сложный вопрос, на который у меня нет однозначного ответа. Наверное, тут просто нужно уметь взглянуть на себя со стороны, и понять, что тебе нравится и что у тебя получается больше всего. Мне со школы всегда нравилось выступать и быть в центре внимания, возможно, это из-за того, что в детстве я этого внимания не получал в полной мере. Однако уже сейчас, в осознанном возрасте, определять, что мое, а что нет, стало гораздо проще. Если твоя задумка постепенно начинает реализовываться, у тебя получается собирать вокруг себя команду из классных, творческих ребят и ты получаешь удовольствие не только от конечного результата, но еще и от самого процесса, сколь сложным бы он ни был, ты точно занимаешься своим делом. И наоборот.
⁃ Кажется, что современная молодежь дезориентирована, барахтается в потоке информации, теряется в ценностях. Согласны ли Вы с этим убеждением? И как найти ориентир в жизни молодым людям?
— Дезориентация в насыщенном информационном пространстве – это одна из главных проблем не только современной молодежи, но и всего общества. У нас переизбыток информации, контента стало столько, что в этом потоке невероятно сложно его фильтровать. Молодежь не может понять, где их истинные мысли, а где – навязанные интернетом. Поэтому молодому поколению так сложно определить, чем они хотят заниматься. Мне кажется, что «цифровой гигиене» детей нужно учить с самых малых лет. Говорят: «Ты то, что ты ешь», давайте заменим еду на информацию, которую мы поглощаем из каналов, от блогеров, из книг и т.д. Контент стал формировать из нас личность, порой навязывая нам ложные ценности. Поэтому, крайне важно уделять значительное внимание тому контенту, который тебя окружает, дабы не потерять свой ориентир. Полезно устраивать инфодетокс. Например, когда я чувствую, что начинаю теряться среди огромного потока информации, то отключаю телефон на несколько дней, оставшись наедине с собой и с собственными мыслями. Очень важно уметь отгородиться от всеобщего шума, не потеряв в этом потоке себя.
⁃ Вы участвуете в молодежных проектах, в которых в том числе поднимаются актуальные проблемы подростков, молодых людей. Какие проблемы наиболее острые, на Ваш взгляд?
— Сложно ответить. Проблем очень много, но, как мне кажется, основная для молодежи – этоодиночество. Удивительно, что у нас есть такое огромное количество возможностей: найти любовь, построить здоровые отношения, успешную карьеру, но в тоже время многообразие выбора усложняет сам выбор. Недавно прочитал, что сейчас идет «эпидемия депрессии». Я согласен с этим, бесконечный поток возможностей расфокусирует оптику, не позволяя сосредоточиться на чем-то важном. Это делает нас несчастными. Многообразие сбивает с намеченного пути.
Потеря ориентиров выражается у всех по-разному: кто-то в поиске карьеры, другой в поиске любви всей жизни, кому-то тяжело найти путь к самому себе.
Подростковый период – один из самых сложных жизненных этапов. Ты не понимаешь «правил игры», как устроена жизнь, чего ты хочешь, чего хотят от тебя. Для меня подростковый период был самым сложным этапом в жизни, наверное, именно поэтому мне больше нравится работать с молодежью, в том числе с подростками. Ведь я понимаю и отчетливо помню, сколь сложным и болезненным может быть это время. Хочется своим примером, с помощью наших проектов донести до ребят, что скоро сложности закончатся, а пока они будут, мы постараемся им помочь и поддержать.
⁃ Способствует ли кино формированию общественного мнения?
— Конечно. Кино задает тренды. Кто что будет носить, какая музыка станет популярной. Да в целом – зачем нужно кино? Кино – одна из возможностей помочь людям справиться с собственными проблемами, разделить свой болезненный опыт с персонажами, почувствовать, что ты не одинок. Герои фильмов зачастую сталкиваются с похожими проблемами, с которыми мы сталкиваемся в реальной жизни, если речь не идет о супергеройской научной фантастике. И для кинематографиста крайне важно уловить оголенный нерв общества, отразить в своих произведениях актуальные на сегодняшний день проблемы. Ну и, конечно же, продемонстрировать нетоксичные, правильные решения этих самых проблем. Кино – это не кривое зеркало, а увеличительное стекло, сквозь которое порой можно разглядеть решение собственных проблем.
⁃ Как давно Вы были в Казахстане? Расскажите, пожалуйста, о молодежи и киноиндустрии этой страны.
— В Казахстане я не был с 2019 года, с момента, когда сменил гражданство. Мне сложно сказать, как обстоят дела у молодежи и киноиндустрии Казахстана на сегодняшний день. Однако в свое время я выбрал жить в России по той причине, что здесь есть все условия для реализации молодежи: образование, различные конкурсы, гранты – есть социальные лифты. И если ты профессионал, приносящий пользу обществу, то это обязательно будет замечено. Возможности для реализации лишь продолжают увеличиваться, и если вы будете много и усердно трудиться, то это обязательно принесет результат.
⁃ Расскажите о своем сотрудничестве с Российским обществом «Знание». Как родился документальный проект «Краткая история русской культуры»? Почему Вы решили заняться им?
— Впервые я задумался о проекте еще во времена обучения в Институте современного искусства. В рамках курса по истории развития драмы мы проходили цикличность и развитие драмы от Эзопа и Еврипида до современных пьес, как в России, так и за рубежом. Столь глубокое погружение в контекст позволило мне в полной мере понять, почему одни книги и драматургические приемы популярны сейчас, а другие были популярны 100, 200 лет назад. Столь целостный подход изучения истории позволяет сформировать более структурированную картину мира.
Тогда мне захотелось сделать подобный проект о русской культуре. Как я неоднократно упоминал ранее, мне очень повезло в школе с преподавателями русского языка и литературы. Они и привили мне любовь к значимым российским авторам. Позже, общаясь с младшим братиком и сестренкой, я понял, что они мою любовь пока не сильно разделяют, считая, что это все очень «душно» и непонятно. Во многом из-за этого мне захотелось сделать подобную книгу для подростков, продемонстрировать, что история и литература – это не «душно», это интересно.
В дальнейшем мы уцепились за эту идею и стали думать, как реализовать проект. Пришла идея сделать фильм в формате компьютерной игры и книгу в формате комикса, и идея нашла отклик. Мы участвовали в конкурсе «Знание.Кино» Российского общества «Знание», получили поддержку Института развития интернета (АНО «ИРИ»), что позволило нам реализовать проект. По итогу у меня получилось презентовать проект президенту РФ Владимиру Путину. Пожалуй, это было для меня самым неожиданным событием в жизни, и эту встречу я запомню на всю оставшуюся жизнь.
⁃ Правильно ли Вас можно понять, что «Краткая история русской культуры» открыла Вам путь в документалистику? Как появился следующий проект – «Осталась одна Таня»?
— Я бы не назвал себя документалистом, да и «Осталась одна Таня» находится на стыке игрового и неигрового кино. Это в первую очередь художественное произведение. Все персонажи вымышлены, но при этом имеют под собой реальное реноме.
Получается, что через сюжет нашего сериала мы рассказываем о реальных событиях, которые происходили. Что такое блокадный хлеб? Какая была норма хлеба? Как люди узнали о начале войны? Да, это художественная, образовательная история, основанная на исторических фактах, которые мы прорабатывали вместе с историком Баиром Иринчеевым. Возвращаясь к документалистике, я сам большой фанат неигрового кино. Документалистика через развлекательный контент (как любое видео) говорит со своими зрителями о важных вещах, позволяя им заниматься самообразованием. Для себя мы давно определили нишу работы с подростками, поэтому нам хотелось создавать не только развлекательный, но еще и образовательный контент. Наша цель сделать так, чтобы контент был не «душный» и «скучный», а очень ненавязчивый и органичный.
Помнится, в 2019 году выходил проект Eva Stories – веб-сериал в одной из соцсетей, на основе дневников еврейской девочки Евы Хейман, в которых она описывала весь кошмар и ужас, который происходил с ней и ее семьей во время гонения евреев. Хейман погибла в Освенциме в октябре 1944 года, на тот момент ей было 13 лет. После просмотра Eva Stories у меня появилась идея сделать что-то похожее о блокадном Ленинграде.
В 2022 году я был на экскурсии вместе с «БЧП» («Больше, чем путешествие» – прим. автора), мы посетили Пискаревское кладбище. Там нам рассказали о Тане Савичевой, показали ее мемориал. Именно тогда у меня в голове полностью сложилась картина. Мне захотелось сделать сериал, основанный на дневниках блокадников, в том числе на дневнике Тани Савичевой. Мне хотелось рассказать молодежи о блокаде Ленинграда в формате художественного сериала. Мы стали реализовывать проект при поддержке VK. Была проделана большая работа. Также мы получили поддержку Института развития интернета («АНО ИРИ»). 4 апреля вышли первые серии проекта. Они эксклюзивно доступны для просмотра в нашем сообществе «Осталась одна Таня» в ВКонтакте.
⁃ Почему Вы уходите в историю России? Так складываются обстоятельства или это можно называть теперь сферой Ваших профессиональных интересов?
— Как вы помните, я сам из Казахстана, для меня переезд в Россию был осознанным выбором. Мое первое образование – переводчик художественно-технической литературы с английского на русский язык. Благодаря этому у меня была возможность переехать жить в США. Когда наступил момент делать выбор, я понял, что хочу переехать в Россию. Я люблю и понимаю русских людей. Наверное, сейчас наши проекты преимущественно сфокусированы на истории России, но это по той причине, что через наши проекты хочется донести эту любовь. У России действительно невероятно интересная история, она подарила миру огромное количество произведений искусства и великих творцов. Наши проекты – возможность донести до молодёжи историю. Сейчас на Россию оказывается огромное давление, мы сталкиваемся с отменой русской культуры. Поэтому хочется просто напомнить всем, что Россия – это невероятная страна с великими людьми. Не любить эту страну просто невозможно.
⁃ Как документальное кино может решить социальные проблемы современной России, на Ваш взгляд? Вы производите контент прежде всего для молодежи, у Вас есть понимание, как работать с этой аудиторией?
— Я бы не делил социальные проблемы на категории «решаемые» игровым и неигровым кино. В рамках реализации любого проекта мы стараемся придерживаться мультиформатности: у нас есть фильм, есть сериалы, есть короткие ролики, книги. Все это мы делаем для того, чтобы максимально не потеряться в этом многообразии информации, и чтобы наша аудитория могла следить за проектами в любом из удобных для нее форматов.
Очень часто бывает так, что до молодежи невозможно достучаться. Почему? Потому что мы общаемся на «разных языках» – традиционный поколенческий конфликт. У нас разное мышление, мы смотрим разные фильмы, читаем разные книги. Сейчас распространено клиповое мышление, поэтому нам нужно просто научиться говорить о важных темах с подростками в удобном для них формате. Важно говорить на позиции равного, а не повествовать нравоучительным, менторским тоном. Мы этим правилом всегда руководствуемся. Прежде чем начать новый проект, мы проводим обширный анализ всех имеющихся проектов схожей тематики и смотрим, в каких форматах они представлены. Так было с «Краткой историей русской культуры», документальным фильмом «Без границ», сериалом «Осталась одна Таня». После чего мы думаем, как тематику соединить с обыденным для молодежи форматом. Например «Осталась одна Таня» мы сделали в формате VK Клипов – коротких вертикальных видео.
⁃ Есть ли понимание молодого поколения у государственных структур и у представителей более старшего поколения? В чем заключается сейчас проблема «отцов и детей», на Ваш взгляд?
— Когда я проходил маркетинговые курсы, нам всегда говорили о целевой аудитории. Я искренне не мог понять, что такое ЦА, и понимал это понятие широко. Например, ЦА – это просто люди, все, от трех до 80-ти лет, будут смотреть наши проекты. Потом я стал свидетелем ссоры моей сестренки и бабушки. Они говорили об одной и той же проблеме. Только сестренка говорила на своем языке, а бабушка на своем. Конфликт произошел из-за того, что они не могли друг друга понять. Тогда я осознал, что действительно нужно уделять внимание конкретным аудиториям.
Проблемой является то, что люди не могут выстроить диалог друг с другом. Когда мы научимся слышать и слушать, тогда поймем, что зачастую говорим об одних и тех же вещах.
Беседовала Алевтина Колдунова