Николай Бем: SiberiaDOC призван вернуть док в кинотеатры
Руководитель Международного кинофестиваля SiberiaDOC, российский режиссер Николай Бем в преддверии открытия смотра рассказал MovieStart о его новинках, подчеркнул ценность документального кино и перечислил возможности молодых кинематографистов сегодня.
— Николай, расскажите о программе фестиваля этого года. Что вы подготовили для зрителей?
— В этом году у нас появилась российская программа, почти все режиссёры приедут представить фильмы лично. Большую часть программы фестиваля составили российские премьеры, то есть жители и гости Красноярска станут их первыми зрителями среди наших соотечественников. Один из фильмов российской программы – картина «Открыть глаза» Надежды Сысоновой, про пару незрячих молодожёнов. Это первый док с тифлокомментированием, который будет показан в Красноярске. Я рад, что нам удалось организовать социальный показ этой работы, всех будем рады видеть 7 декабря в 14:00 в кинотеатре «Мечта».
Также мы придумали новый формат – предложим нашим гостям фильм-аперитив «Только Годар» французских режиссёров Арно Ламберта и Винсанта Сорреля. Это российская премьера, то есть наши земляки впервые увидят картину, в Красноярске. Уверен, что это будет большое культурное событие не только для нашего края, но и всей страны.
— Что такое фильм-аперитив?
— Это условное название, скорее, маркетинговый шаг для привлечения внимания к фестивалю. Хотим разнообразить программу, которую мы предлагаем к просмотру до старта мероприятия. Мы не можем поставить эту киноленту в конкурсную программу, потому что она сильно отличается по форме и содержанию от остальных, но, с нашей точки зрения, эта работа представляет для кинематографа безусловную ценность. «Только Годар» – это фильм о кино, он собирает и разбирает его в смысловом формате. На мой взгляд картина поможет зрителю посмотреть на другие фильмы по-новому. Это довольно сложная по форме работа, однако она помогает выйти на определенную высоту восприятия кино, понимания его значения как для авторов, так и для зрителей.
— Какова концепция фестиваля?
— У фестиваля несколько целей и фокусов. Во-первых, мы нацелены на жанр т.н. creative documentary, который развивает язык кино, возможно, он более близкий к экспериментальному. В таких работах выстроена более тесная связь между автором фильма и героем, событием, наблюдаемым на экране.
Во-вторых, мы пытаемся показать работы, снятые в разных концах света, подчеркивая тем самым единство в многообразии через аутентичные истории. Нам важно показать, что люди живут общими ценностями, вне зависимости от этнической, конфессиональной принадлежности и т.д. То есть мы стараемся выстроить культурный мост между разными странами, уголками планеты. В этом мы видим, в том числе, нашу миссию.
— Расскажите о географии проекта. Работы из каких стран увидят зрители на фестивале в этом году?
— В этом году мы получили заявки из 64 стран мира, всего в конкурс прошли фильмы из 11 стран. В российской программе – фильмы про Республику Тыва, Абхазию, Санкт-Петербург, в основной программе – фильмы из Марокко, Японии, стран Африки, Латинской Америки, а также из Франции, КНР и т.д. Мы готовы сделать не только географический срез, но и тематический, то есть предоставить зрителю широкий спектр фильмов, где каждый может найти себе историю по душе.
— Какими возможностями располагают молодые кинематографисты в России сейчас, на ваш взгляд?
— Думаю, сегодня технических возможностей для молодых кинематографистов очень много. Если сравнивать условия, в которых творили представители предыдущих поколений кинематографистов, даже 15-20 лет назад, то сейчас мы переживаем благоприятное время. Сегодня человек не может себе позволить заявить, что у него нет технической возможности снять кино. Технологии так быстро продвинулись, что стали очень доступны. Мне кажется, это очень хорошо, что доступность кино повысилась. Радует также и то, что в нашей стране реализуется множество грантовых программ, действуют фонды, поддерживающие творческих людей, проводятся конкурсы, питчинги. Для молодых очень много вариантов.
— Какие возможности открываются перед вами? Стало ли вам проще в новых, вышеупомянутых вами условиях?
— Проще точно не стало. Да, проект SiberiaDOC проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры Красноярского края. Но фестиваль растет и он требует больших затрат. В этом году его организация далась непросто, но при очень маленьком (для кинофестиваля) бюджете нам удалось собрать отличную программу, и я с уверенностью могу сказать, на данный момент, SiberiaDOC – лучший фестиваль документального кино в России, учитывая его бюджет, в сравнении с другими. Сейчас проект держится не на финансовой поддержке, а на команде – людях, которые верят в его будущее, видят его необходимость и вкладывают свое личное время и ресурсы в развитие проекта. SiberiaDOC – это прежде всего команда единомышленников! Надеюсь, что представленные на смотре фильмы оценят и наши гости. Я уверен, что они очень нужны зрителю, именно на экранах кинотеатров.
— Почему?
— Потому что сегодня док в основном смотрят на онлайн-платформах, YouTube. Причем это по большей части развлекательный контент. Мы же хотим вернуть документальное кино в кинозалы, потому что когда зрители смотрят фильм на большом экране, вместе, это максимально погружает их в события, в историю.
— Надо ли воспитывать зрителя?
— Безусловно. Насмотренность очень важна, чтобы уметь воспринимать разные формы фильма, разные способы изложения истории. Именно в кинотеатре и лучше всего воспринимаются какие-то новые формы, на мой взгляд. Нам интересны авторы, которые не стараются манипулировать мнением зрителя.
— Что значит – манипулировать мнением зрителя?
— Формулировать единственно правильную точку зрения на происходящее на экране, представить героя фильма в одном ракурсе. Формирование у зрителя критического мышления очень важно. Он должен сам принять решение и сделать вывод – кто хороший, а кто плохой, если очень примитивно объяснять.
— Как такое возможно в доке?
— А вы в жизни часто можете сказать, кто хороший человек, а кто плохой? Мы сейчас не говорим о преступлениях или очевидных вещах, где есть насилие или криминал. Реальность более сложная, мы не можем всех людей делить на хороших и плохих, не нужно ее упрощать и представлять как черное и белое. В кино, да и в литературе, в искусстве, мы часто сочувствуем даже людям, которые оступились, мы пытаемся понять, разобраться как человек дошел до такого. При помощи монтажа можно представить кого или что угодно как угодно. Но в том и сила кино, предложить что-то новое, разобраться в причинах происходящего, остановить реальность на экране, а иногда и создать фильмом собственный мир, который будет жить по собственным правилам. Создать с помощью фильма новый образ, чтобы переосмыслить реальность. Цель документального кино не судить кого-то или оправдывать чьи-то действия, а понять причины происходящего, на примере тех вещей, которые нас лично окружают, свидетелями которых мы являемся.
Почему мы ценим жанр creative documentary? Потому что автор показывает историю, которую, как правило, пережил сам, или поставил в фильме вопрос, который его очень волнует. И чтобы разобраться в нём, зритель может пройти этот путь вместе с героем или автором фильма, почувствовать вопрос режиссера, импульс, который им движет. В этом случае режиссёр не работает на редакцию какого-то телеканала, не пытается выполнить поставленную заказчиком задачу, им движет личный вопрос. В доке ты получаешь жизненный опыт, погружаешься в сложность реальности, находишь отражение каких-то больших, порой исторических, событий в одной человеческой судьбе.
— Сформировалось ли киносообщество Красноярского края, на ваш взгляд?
— Не знаю, насколько оно организовано, могу сказать, что креативные индустрии активно поддерживаются в крае. Представители киносообщества, скорее всего, сосредоточены вокруг отделения Союза кинематографистов России, киношколы, отраслевых факультетов наших вузов. Конечно, наши сценарные лаборатории, которые мы проводили последние 15 лет, тоже вырастили немало талантливых ребят, и сегодня они активно действуют в Красноярском крае. Причем нам удалось сформировать некую цикличность: сначала ребята осваивают профессию в наших сценарных лабораториях, а потом представляют свои работы на SiberiaDOC. Таким образом, фестиваль важен не только зрителям, но и самим режиссерам, им важно увидеть реакцию зрителей, профессионального сообщества.
— Расскажите о сообществе, сформированном вами.
— Мы первыми начали проводить сценарные мастерские для документалистов в нашей стране. Как я уже отметил, на начальной стадии мы отбираем самые перспективные идеи. Они вырастают в сценарии, затем фильм запускается в производство, потом, при удачной реализации, презентуется на нашем фестивале. И пока мы показываем фильмы, набираем новых авторов с их новыми идеями. Получается, что авторы на годы остаются в нашей системе координат: сначала человек приходит к нам с двумя абзацами текста, а затем представляет на нашей площадке свой фильм.
У нас начинали талантливые ребята – Артур Соколов, Костя Селин, Мария Красноперова и многие другие. Сейчас они всё более уверенно проходят свой творческий и профессиональный путь.
— Кинематограф в нашей стране развивается неравномерно. К примеру, в Пермском крае этот процесс более динамичен. Можно ли следовать примеру уральских коллег для достижения тех же целей, на ваш взгляд?
— Да, это отличный пример, и во многом мы равняемся на коллег, движемся к цели, вдохновляясь их историей. Мы отдаем дань уважения Павлу Печенкину и его команде, ведь они сделали многое для кинематографа не только Пермского края, но и всей страны. И они долго доказывали, что «Флаэртиана» нужна, сталкивались с различными трудностями. После того как инициативы Печенкина наконец были поддержаны местными властями, развитие кино в Пермском крае получило новый виток, а в его основу легла сцепка государственно-частного партнерства. Мы многому учимся у них, взаимодействуем, не конкурируем, а стараемся друг друга поддерживать, и эта связь с ними, как и с коллегами из других регионов, для нас очень важна. Но у нас есть различие в фильмах, которые мы показываем зрителям, есть различие в понимании, как развивать кино в регионе и стране.
— Получается, что вы идёте своим путём?
— Своим путём.
— Расскажете о нём подробнее?
— Нет (смеется). Давайте не будем забегать вперед, а будем потихоньку двигаться, и дальше посмотрим. Пока мы сконцентрированы на трех наших ключевых направлениях – образовательных программах, кинопроизводстве, фестивальной деятельность. Планируем развивать их. Дальше время покажет.
Беседовала Алевтина Колдунова