«Хороший автор должен цеплять, в первую очередь, энергией». Интервью с Олегом Богатовым, автором проекта «Питчинг Дебютантов»

#

Олег Богатов — руководитель сценарного направления киношколы «Лига Кино», заместитель председателя Молодежного Центра Союза Кинематографистов России, художественный руководитель альманаха «Счастье — это…» компании «Дисней Компани СНГ».

Олег, Вы стояли у истоков Питчинга Дебютантов, как оцениваете Питчинг, который прошел в рамках ММКФ?
Питчинг в этом году снова превзошел свои предыдущие успехи. Я считаю, что перенос на площадку ММКФ – очень хорошая тенденция.
К сожалению, возникли сложности с проходом на мероприятие для многих зрителей. Но я думаю, если на следующий год в рамках ММКФ получится его провести, постараемся что-то придумать, чтобы для всех желающих была организована регистрация и проход.
Для меня очень важно, чтобы питчинг был не только презентацией проектов для продюсеров, но и обучением, знакомством, взаимодействием взрослых продюсеров и молодых кинематографистов, которые приходят посмотреть на людей, выступающих на питчинге.
Питчинг — серьезный образовательный тренд, когда раз в полгода люди могут увидеть, что модно, что не модно, что востребовано, а что — нет. Это очень актуальная тема и мне кажется, что открытость доступа на питчинг и особенно возможность подойти к членам жюри – огромный плюс, та самая ситуация единения уже состоявшихся кинематографистов и молодежи. Я считаю, что наша важная задача – обеспечить свободный доступ и свободное общение.
Ну, и конечно выступать в полном зале намного приятней по опыту питчингов в Центре документального кино или в Кинотеатре 35 мм, когда залы были переполнены. Это дает другую энергетику и другое ощущение от выступления. Выступающие себя чувствуют likearockstar на концерте, они действительно видят, что полный зал слушает их презентацию. Это меняет качество выступления в лучшую сторону.

Что Вам понравилось, а что не понравилось на прошедшем Питчинге?
Мне понравилась система организации питчинга. Наши продюсеры и координаторы питчинга – самые лучшие продюсеры и координаторы питчинга в мире.
Конечно, сами проекты стали взрослее, очень многие фактически готовы к запуску. Большинство участников сделали очень яркие и конкретные презентации. К сожалению, не все конкурсанты услышали рекомендации.
Наверное, в следующем году надо еще более жестко проводить тренинги, может быть, делать какие-то заградительные ситуации – если человек не репетирует, не делает презентацию, ему не нужно позволять выступать.
Когда на фоне людей, которые 3-4 раза отрепетировали свои презентации, выходит человек, выступающий в первый раз в жизни, это падение уровня и это очень грустно. С другой стороны, те, кто подготовились – порадовали. Хочется отметить, что на питчинге собралось очень авторитетное жюри, за это спасибо исполнительной дирекции, и в особенности Дмитрию Якунину.
Прекрасно, когда проекты оценивают люди из индустрии, а не просто теоретики. Мне понравилась секция сериалов она была очень рабочая. Уже есть о чем говорить, когда смотришь презентации сериалов на питчинге. Самое главное, очень качественно и профессионально проходил разбор проектов. Хотя регламент мы менять не можем, но было очевидно, что не хватало времени на то, чтобы каждый член жюри высказался.
Для этого, конечно, есть время после питчинга, кулуары. Мне кажется, имеет смысл этонаправление развивать. После питчинга в этом году была организована вечеринка на теплоходе, я бы ее задумал на будущее не только, как способ отдохнуть, но и как способ членам жюри и участникам питчинга неформально пообщаться. Это хороший тренд, спасибо огромное компании Canon и Дмитрию Якунину за такую возможность.

Как изменился Питчинг за все годы?
Я в свое время придумал питчинг на базе того, что я делал во ВГИКе, мы начинали проект вместе с Дмитрием Якуниным, исполнительным директором Молодежного центра Союза кинематографистов. Базовое изменение питчинга – люди стали более нацелены на реализацию. Если говорить про первые питчинги, это была больше история про идеи.
Сейчас все больше приближается к индустрии. Уровень образования вырос, и люди стараются затачивать свои проекты под формат, который можно продать, реализовать или адаптировать под текущие ситуации. Второе изменение – рост питчинга.
Я помню, как для первого питчинга сам развешивал объявления во ВГИКе, чтобы люди подавали туда заявки. Сейчас такой необходимости нет. У нас стабильно 800-1000 заявок и это главное событие для молодых авторов.
Третье изменение, самое интересное. Питчинг разросся, появились направления документальное кино и сериалы, и они наиболее динамично развиваются. Много документальных фильмов уже снято и я думаю, в ближайшее время сериалы «зайдут» на телеканалы, потому что это тоже очень большая потребность индустрии в идеях новых сериалах. Можно сказать, что тренд на расширение номинаций был правильным. Наверное, самое приятное, что команда не распалась. Мы остались все вместе.
Я работаю в «Лиге Кино» и на российский Disney, Дмитрий Якунин делает проекты в продюсерском центре «Молодежные инициативы» и растет как руководитель в Союзе кинематографистов, но тем не менее Питчинг Дебютантов – наше общее дело. Оно развивается и при поддержке нашего любимого друга Натальи Гойденко, представляющей Национальный фонд поддержки правообладателей.
Питчинг Дебютантов – бренд, придуманный мной давным-давно, но сейчас он стал всероссийским и прекрасно, что в регионах проходят другие питчинги. Конечно, самый главный питчинг проходит в Москве, потому что здесь собираются все топовые продюсеры, редакторы и очень часто решается судьба в одну секунду – люди получают трудоустройство и помощь в реализации проектов. Я считаю, что рост колоссальный, и мы идем верной дорогой.

Как лучше оформить заявку, чтобы войти в шорт-лист?
Нужно все время четко структурировать историю, показывать, кто главный герой, какая проблема второго акта, за чем мы следим, обозначать интересные события и повороты.
Необходимо показать, что автор действительно знает, что он пишет. Часто по заявке складывается ощущение, что автор не написал сценарий и поэтому не знает деталей. Мне кажется, заявка должна быть с самым кратким изложением вашего фильма, который вы уже увидели у себя в голове. Это очень важно.
Моя рекомендация – всегда пишите то, что вас задевает и беспокоит, потому что заявки, которые написаны ради моды, видны, в них нет нерва, собственной крови и это все редакторы и продюсеры очень быстро видят. Мое пожелание – чтобы заявки шли от сердца.

Какие истории нужны современному кинематографу?
Современному кинематографу всегда нужны одни и те же истории – про отношения, про переживания, про эмоции людей.
Конечно, есть запрос на блокбастеры, но их может выходить максимум 6в год. Все остальное – более драматургические истории, где акцент на характеры, на столкновение, на взаимоотношения.
Естественно, костюмную историю нужно писать, если вы уверены, что она действительно невероятно отличается от всего, что было раньше, потому что это – очень дорогой проект. Мне кажется, для молодых авторов нужно писать что-то более современное.
Истории нужны разные, жанры тоже разные – хоррор, драма, боевик. Любой материал можно переработать в сериал, телемувик, веб-сериал. Главное, чтобы история цепляла, а как ее преподать – это уже продюсер, канал или прокатчик придумают, поэтому самое важное – чтобы это что-то было уникальное, с точки зрения истории. История может быть написана миллионом способов, но каждый из способов может быть разный.

Какие главные ошибки совершают участники Питчинга?
Самые банальные ошибки – то, что люди не репетируют. У них реально не хватает времени. Никто не верит, что есть регламент, а он есть. И он уже есть 10 раз, и надеюсь, будет всегда, потому что время всех людей, которые приходят слушать – ограничено. Если бы люди репетировали и больше времени уделяли регламенту, им бы было гораздо проще, потому что чем короче презентация, тем больше она запоминается. Если ярко рассказать 3-3,5 минуты, это будет ничуть не хуже, чем 5 минут.
Вторая базовая ошибка – то, что люди не горят историей. Очень часто есть ощущение, что она им самим не очень интересна, и участники больше переживают за то, чтобы им быстрее выступить и уйти. Хороший автор должен цеплять, в первую очередь энергией, что ему эта история очень нужна, очень важна и без ее реализации жизни дальше не будет.
Третья ошибка – многие выступающие не думают о зрителе, зачем зрителю это смотреть, какое у него останется послевкусие, какая аудитория это будет смотреть, на каком канале, почему люди пойдут в кинотеатр это смотреть. Часто авторы придумывают неформатные проекты, потому что нормальному зрителю это скорей всего не будет интересно.
А если будет интересно, то очень узкому кругу, и не совсем понятно, зачем в это инвестировать деньги, потому что кино — денежная инвестиция. Нужно, в первую очередь, думать, зачем это кино нужно зрителю и киноискусству в целом.

Какие советы Вы бы дали начинающим авторам?
Совет первый – знать историю наизусть, не выученную, а рассказывать ее, как будто это ваша жизнь, как будто вы это кино уже увидели. Потому что конкурсанты, подглядывающие в бумажку, во время пересказа синопсиса – это прямо печально. Ощущение, что человек историю не выстрадал. Потому что когда ты ее выстрадал, ты можешь рассказывать ее посреди ночи.
Совет второй – надо быть очень энергичным и очень конструктивным в общении с жюри, потому что если жюри задает вопрос, это уже хорошо. Не надо уходить в жесткую оппозицию и говорить какие-то грустные вещи, типа «Вы меня не поняли, я – особенный».
Совет третий – не перегружайте презентацию ненужными деталями. Жюри читало и синопсис, и сценарий, в каталоге есть краткое описание чаще всего. Когда в презентацию включаете огромное количество текста, огромное количество слайдов – это вызывает ощущение, что вы не чувствуете сути. Концентрируйтесь на важном и создайте интерактив с жюри, чтобы вы могли получить очень полезные рекомендации.

Вы успешно преподаете в киношколе «Лига Кино», расскажите, пожалуйста, о ней.
Киношкола и киносообщество «Лига Кино» – это уже состоявшийся проект, своего рода инкубатор для тех, кто хочет войти в кино. Сейчас у нас два мощных направления. Сценарное направление представляет полный цикл образования в области сценарного мастерства.
Первый уровень – базовый курс, где люди пишут за полгода короткий метр и полный метр.
Второй уровень — курс «Сериал 2.0». В этом году это была пилотная история, но мы будем ее продолжать, потому что мастера и студенты очень довольны форматом. Эта история для тех, кто хочет учиться под руководством главных редакторов крупнейших киностудий. Мастера курса Александр Архипов (СТВ), Сергей Козин (CosmosStudio), Наталья Шишкова (Марс-медиа) и Ольга Шентерович (группа компаний КИТ).
На курсе люди пишут сериалы по форматам каналов под руководством тех, кто на эти каналы регулярно приносит и запускает проекты. В «Лиге Кино» для нас очень важно, чтобы люди не расходились, их надо развивать.
Кроме того, «Лига Кино» делает краткосрочные и среднесрочные курсы по отдельным направлениям драматургии и литературного творчества. Ближайший, по теме «сценарий мелодрамы» Стаса Ефросинина стартует в сентябре.
У нас есть проект сценарного агентства для наших выпускников. Есть проект, где наши выпускники могут писать на заказ для продюсеров, потому что уже есть спрос с их стороны. Мы, конечно, планируем развивать всю эту историю дальше, чтобы люди могли оставаться в профессии, если им это интересно.
Для тех, кто думает о сценарном образовании, мы советуем в сентябре прийти в Лигу кино и посмотреть на бесплатном занятии, что им может быть интересно.
Второе направление – актерское мастерство. Мы понимаем, что актерское образование за короткий срок нельзя сравнивать с масштабным образованием ГИТИСа или ВГИКа. Наши курсы направлены на раскрепощение себя, раскрытие своих зажимов. У нас очень хороший педагогический состав, который позволяет решить эти проблемы.
Есть направление ораторского мастерства, есть направление импровизации. Очень много людей приходят, чтобы подготовиться к поступлению в театральные вузы. Все это направлено на то, чтобы за разумные деньги можно было получить качественное образование. Наш основной слоган: «Мы даем гораздо больше, чем вы заплатили». По крайней мере, это мы поняли из того, что нам пишут наши студенты.

У наших учеников уже немало успехов. Написано два полнометражных сценария, которые уже сняты. Один дипломный сценарий 9й мастерской в эту субботу будет представлен на поддержку Минкульта.
В «Лиге Кино» постоянно проходят для выпускников внутренние конкурсы по заказу продюсеров. Так, например, был продюсерский заказ от компании «Аэроплан», производителя сериала «Фиксики», в результате чего 7 человек получили приглашение к сотрудничеству. Один из проектов уже снят. Арина Чунаева, наша выпускница – зачинатель мультипликационной традиции. Мы продолжаем работу. Работа есть, ее будет еще больше.

Недавно при Вашем участии был запущен интереснейший проект – Встречи «Лиги Кино» с москвичами, что это?
ВЛКСМ – новый проект, который мы запустили в прошлом году. Встречи «Лиги Кино» с москвичами –бесплатные мероприятия, которые позволяют войти в профессию. Мы проводим Встречи раз в неделю вместе с библиотекой Фурцевой. Это проект, где мы показываем различные аспекты кинематографа.
Есть клуб документального кино «Актуально Док», который ведет Елена Алферова. Здесь показываются самые современные и самые лучшие документальные фильмы.
Есть формат мозгового штурма, куда каждый может прийти со своей сценарной идеей и получить хорошие рекомендации. К нам приходили и финалисты питчинга за такой помощью.
В рамках ВЛКСМ проходят и мастер-классы по режиссуре, актерскому и сценарному мастерству, например, наш художественный руководитель Виктор Аронович Ман дает мастер-классы по режиссуре.
Не так давно был интересный мастер-класс «Из моделей в актрисы», когда девушки-модели занимались актерскими тренингами, чтобы попробовать себя в новой ипостаси.
ВЛКСМ – хорошая история, имеет очень большую социальную направленность. Не тратя деньги, люди могут познакомиться с какими-то элементами профессии с тем, чтобы более осмысленно определиться с жанром или направлением того, в чем они хотят получать более глубокое и серьезное образование.