MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

«Важно быть отражением реальности»: Интервью с режиссёром Антоном Сазоновым

На днях стало известно, что российский короткометражный фильм «Отпуск» вошел в конкурсную программу «Pardi di Domani» 72-го кинофестиваля в Локарно. Редакция Moviestart пообщалась с режиссером и автором сценария картины Антоном Сазоновым.   О чем Ваш новый фильм «Отпуск»? Это драма, как и моя предыдущая короткометражка «Тупик». В этом жанре у меня лучше всего получается что-то…

На днях стало известно, что российский короткометражный фильм «Отпуск» вошел в конкурсную программу «Pardi di Domani» 72-го кинофестиваля в Локарно. Редакция Moviestart пообщалась с режиссером и автором сценария картины Антоном Сазоновым.  

О чем Ваш новый фильм «Отпуск»?
Это драма, как и моя предыдущая короткометражка «Тупик». В этом жанре у меня лучше всего получается что-то говорить. Чтобы не раскрывать лишних подробностей и не портить впечатление от просмотра, скажу только, что в новом фильме раскрывается тема исчезновения человека из пространства. История про то, как пространство выдавливает человека из себя. «Тупик» и  «Отпуск» — во многом схожи. Одна история могла стать продолжением другой, но я поменял персонажей и актеров.



Почему Вы вновь обратились к формату короткометражного кино?
Мой предыдущий профессиональный опыт — журналистский. Долгое время я работал кинокритиком, что подразумевает большую насмотренность. Из-за этого сложнее определить, какое кино твое, найти собственную интонацию, круг тем. В киношколе нас так учили, что все лучше проверять опытным путем. Быстрее всего это проверяется на короткой дистанции. Отсюда короткометражное кино.

Как вы пришли в кино?
Стать режиссером я хотел с раннего возраста, но жизненные обстоятельства складывались иначе и уводили куда-то в сторону. У меня есть экономическое образование, ещё одно дополнительное — журналистское. Мне нравилось заниматься кинокритикой, но не покидало ощущение, что занимаю чужое место. Когда «Московская школа кино» объявила, что открывается режиссерский курс под руководством Алексея Попогребского, я подумал, что это сигнал, и подал заявку на конкурс.

Как долго велась работа над «Отпуском»?  
Очень для меня быстро — где-то полгода: от написания сценария до поиска финансирования, и самих съемок. «Тупик» гораздо дольше складывался, от первой идеи до первого показа прошло полтора года.

Почему решили снимать кино на плёнку?  
Как говорит мой знакомый оператор Евгений Козлов, кино подразумевает работу с пленкой. Потому что по-английски пленка — это film, то есть фильм. Если ты хочешь создать фильм, его необходимо снимать на пленку. Все остальное — это уже цифровое кино, совсем другая история. Вот мне хотелось попробовать сделать film. В российских условиях подобное решение не так просто организовать, но оно того стоило.

Как Вы выбирали актеров для фильма?
Уже вторую работу подряд актерский состав складывается благодаря кастинг-директору Елизавете Шмаковой. Она дает очень точные рекомендации, всегда для меня неочевидные. И в ходе нашей с ней работы кино для меня начинает складываться по-новому. Так она предложила для фильма «Тупик» на главную роль Артема Быстрова. А в этот раз открыла для меня замечательного литовского артиста Андрюса Дарялу. Андрюс живет в Вильнюсе, поэтому пробы у нас проходили по скайпу. И после утверждения мы с ним часто созванивались. Потом он приезжал на поезде в Москву до съемок — на парные пробы остальных артистов. Мы с ним много обсуждали содержание фильма, он очень увлеченный своей профессией человек. Среди артистов сейчас такое не часто встретишь, в основном все переходят из проекта в проект, и времени на подготовку не остается.

Вы попали на один из самых престижных европейских смотров, была ли какая-то фестивальная стратегия?
На этапе производства фестивальная стратегия отсутствовала. Важно было рассказать историю, а фестивали — просто канал распространения готового результата. Бывает складывается более удачная фестивальная судьба, бывает менее удачная. Но это всегда непредсказуемо. Как и с первым моим фильмом, мы поздно запустились, и по графику не вписывались в фестивальный год. Лучше всего снимать летом или осенью, так и делают большие режиссеры, которые создают кино в расчете на крупные мировые фестивали. Съемки «Отпуска» проходили в марте, многие важные фестивали уже либо прошли, либо закончили прием заявок, поэтому мы спокойно выдохнули, и составили себе план уже из оставшихся смотров, и начали по ним отправлять. Фестиваль в Локарно значился первым в этом списке, и первый же ответ пришел положительный.

А когда планируется премьера в России?  
Сложно загадывать, но не раньше следующего года.

Антон, на своем прошлом фильме «Тупик» вы выступали не только в качестве сценариста и режиссера, но и были продюсером. После этого в одном из интервью вы сказали, что в ближайшее время будете продюсировать собственные фильмы. Как сложилась ситуация с «Отпуском»?
На «Тупике» я выполнял слишком много ролей. Был и продюсером, то есть вкладывал в фильм деньги, и исполнительным продюсером — вел весь организационный процесс. Когда так происходит, теряется главное — фокусировка. В моем случае, главный фокус — это режиссура. Поэтому я себе пообещал, что на следующей работе все устрою иначе. В этом мне помогла выпускница Московской школы кино Мария Михневич — святой человек, которая взяла на себя обязанности исполнительного продюсера. Генеральным продюсером выступил Михаил Маризов и его компания Spot Films, и я очень благодарен ему за то, что он поверил в мою идею. Спасибо и другим нашим сопродюсером, которые на разных этапах включились в проект — моя подруга Екатерина Телегина, продюсеры Вадим Быркин и Анастасия Пелевина, и мой партнер по жизни Елена Ильюшенок. Компания Елены Location Hunters оказала нам большую поддержку в плане подбора локаций для съемок. Без этой помощи фильм бы едва ли состоялся.

Вы в дальнейшем планируете всё-таки больше на режиссуре сосредоточиться или еще будут у вас и продюсерские проекты?  
Ваши предыдущие продюсерские работы «Путешествие Федора по Москве начала XXI века» и «Нет» были успешными.
В отличие от полнометражного кино, в короткометражном — функция продюсера больше вспомогательная. Помочь режиссеру донести свою идею до экрана. Вот и я помогал своим товарищам. В большом кино все устроено иначе. Мне интересно двигаться в этом направлении, но в ближайшее время я планирую сосредоточиться на своем полнометражном дебюте.

Какие режиссеры, писатели, художники, творцы вас вдохновляют?
Когда я работал кинокритиком, иногда приходилось смотреть по шесть фильмов за день. Сейчас – фильм в неделю. Иногда получается чаще. Больше смотрю мультфильмы, у меня семилетняя дочь, она и кино любит. Недавно я ей показал «Бумажную луну» Питера Богдановича, ей очень понравилось.  

На ваш взгляд, с какими вызовами в наше время сталкиваются молодые, начинающие режиссеры, кинематографисты?  
В кино приходят люди, которые любят смотреть фильмы. Мне кажется, чаще всего происходит так. У тебя много любимых фильмов, и есть соблазн в своем творчестве начать воспроизводить их, а не жизнь вокруг. У меня тоже есть любимые авторы, и я мысленно к ним часто возвращаюсь. А потом порой ловлю себя на мысли, что начинаю думать про свои идеи в контексте этих фильмов, становлюсь их отражением. Важно, все же, быть отражением реальности. Я часто замечаю такую тенденцию у наших молодых авторов, особенно это заметно в короткометражных работах. В случае иностранного короткого метра, ситуация обстоит лучше. Возможно, дело в образовании.

Комментируйте новости Молодежного центра Союза кинематографистов в социальных сетях FacebookВКонтактеInstagram и Telegram!

Поделиться