Победитель 40 ММКФ был снят на фотоаппарат. Интервью с режиссером картины «Царь-птица» Эдуардом Новиковым
Победитель 40 ММКФ был снят на фотоаппарат. Интервью с режиссером картины «Царь-птица» Эдуардом Новиковым
Победителем 40 Московского международного кинофестиваля стала картина «Царь-птица» якутского режиссера Эдуарда Новикова. Это история о том, как в жизни якутских стариков появилась священная птица – орел. Редакция Moviestart пообщалась с автором фильма о его создании, участии в ММКФ и дальнейших планах.
Эдуард, примите искренние поздравления с победой! «Царь-птица» — не первый Ваш фильм?
До этого я снимал и игровые, и документальные картины. Моя первая игровая короткометражка – дипломный фильм «Бог», который я снял по пьесе Семена Ермолаева, когда учился в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения. Я окончил экспериментальный курс, где готовили и режиссеров, и операторов. Сейчас я работаю со студией «Саха Фильм», также у меня есть свое небольшое кинопроизводство – снимаю на заказ документальное кино. На студии «Саха Фильм» я работаю в разных направлениях на разных проектах: режиссером, оператором, дольщиком, фокус-пуллером, фотографом.
Как давно вы задумали снять «Царь-птицу»?
Я прочитал рассказ Василия Яковлева «Со мною состарившаяся лиственница» примерно в 2011 году. Сначала я подумал, что его нереально снять. В 2015 году на «Саха Фильм» пришел новый руководитель Дмитрий Шадрин. Я подошел к нему с этой идеей, он меня поддержал. Тогда я обратился за помощью к своему давнему творческому товарищу Семену Ермолаеву, он написал сценарий по мотивам рассказа менее, чем за 3 месяца. Весной 2016 года мы начали съемки.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о съемках.
Фильм мы снимали в Якутии и в Киргизии. В Киргизии снимали сцены с ручным орлом Тумара. Тумара уже снимали в другом фильме, его хозяин знал, что нужно делать, поэтому были лишь маленькие сложности. Парить в воздухе наш орел не хотел, он был прикормлен и всегда летел вниз. Поэтому парящего дикого орла мы сняли уже в Якутии. Я сам лично снимал эти кадры. Съемки прошли быстро, в общей сложности съемочный период длился не более 3 месяцев. Сначала мы снимали природу, а потом все помещения в павильоне.
В фильме Вы выступили оператором только в одной сцене?
Да, в нашей команде был хороший оператор Семен Аманатов, он окончил ВГИК. Картину мы полностью сняли на фотоаппарат Sony Alpha. На игровых проектах сложно совмещать работу режиссера и оператора, нужно следить за процессом, работать с актерами. Как режиссер и оператор я работаю на своих документальных проектах.
Получается, вы доделывали «Царь-птицу» около 2 лет?
Да. Я сам ее монтировал, мне очень помогла Любовь Борисова. Сложно было соединять якутские и киргизские кадры. Трудности возникли и с графикой, нужно было «почистить» изображение и это было очень сложно, в основном, из-за того, что мы снимали на фотоаппарат. 3 раза у нас менялся человек, который занимался графикой. Когда в начале года один из продюсеров Сардаана Саввина отправила наполовину готовый фильм на ММКФ, отборочная комиссия посоветовала нам его завершить, а потом уже они сказали, что посмотрят, брать или нет в конкурс. Мы начали быстро все доделывать, сводить звук. Звук за две недели свел звукорежиссер Иннокентий Сивцев. Композитор Андрей Гурьянов в этот же срок написал музыку.
Очень хотели попасть на ММКФ?
Да, конечно. Но мы хотели попасть только в основной конкурс. Если бы нас взяли в специальные программы, мы бы не стали участвовать.
Как прошла премьера на ММКФ?
В целом, все было хорошо. Мне понравилось, что был контакт со зрителями, они воспринимали якутские шутки, смеялись. Жаль, что людей было не очень много.
Вы ожидали победить?
Когда нам 26 апреля вручили Приз Фипресси и Приз киноклубов, я подумал, что больше, значит, ничего не дадут. Когда сидели уже в большом зале, надежда была, что может дадут какой-нибудь специальный приз. Гран-при вручали в конце,и я совсем не ожидал его получить. Я не знал, понравится ли жюри наша история, поймут ли они ее. Ведь она архаичная и несовременная. Я – человек не публичный, не люблю тусовки. Когда все смотрели на меня на сцене, было немного неудобно.
Какие дальнейшие планы?
Будем думать о прокате фильма. Это авторское, некоммерческое кино, но теперь, после такого признания, думаю, оно найдет своего зрителя прежде всего у нас в Якутии. Также у меня есть идеи нового полнометражного кино, думаю, нужно начинать его делать.
Что бы Вы посоветовали молодым режиссерам?
Надо верить в свою идею, идти до конца. Наш проект тоже не получал особой поддержки. У меня, например, была коммерческая картина «Посланник небес», на которой я выступил режиссером. Она очень много собрала в якутском прокате. Но история «Царь-птицы» мне была очень интересна и я должен был довести ее до конца. Орел – священная птица у многих народов, нам он тоже принес удачу. Молодым сейчас сложно, все хотят смотреть блокбастеры, чтобы было много событий. Авторское кино снимать сложно. Но нужно это делать и лучше начинать с простых вещей, которые легко реализовать. И, конечно, не забывать об интересной истории.