«Востребовано все: начиная с комедии и заканчивая ужастиками»: интервью с Татьяной Беличенко, генеральным директором агентства StarDust
Сейчас — самое время сконцентрироваться на работе над проектом своего фильма, написать или доработать крепкий сценарий, смонтировать отличный режиссёрский или операторский шоурил, чтобы вас заметили. О продвижении киноталантов и о кино в целом мы поговорили с генеральным директором Агентства Стардаст Татьяной Беличенко.
Татьяна, Агентство Стардаст работает со сценаристами, режиссерами, композиторами, операторами… Для чего представителям этих профессий нужен агент? Наверное, более всего востребованы сценаристы?
Востребованы все перечисленные Вами таланты. Но сценарное направление у нас более развито, так как изначально, 12 лет назад, деятельность агентства начиналась с работы со сценаристами. Это направление более понятное, развернутое, масштабное. Режиссерами мы начали заниматься 4 года назад и сейчас только набираем обороты. Год назад стали представлять операторов. Также у нас есть небольшой пул из композиторов. В общем, творческие профессии, которые владеют авторскими правами.
В связи с тем, что сценаристы — более масштабное направление, мы ему уделяем больше времени, с одной стороны. С другой стороны, сценаристы — самые незащищенные творцы в нашей кино- и сериальной индустрии. Авторы очень скромные, в большинстве своем интроверты. Они любят творить в одиночестве, писать, придумывать истории и для них общение с внешним рынком — это всегда стресс. Потому что одно дело, когда ты гений и ты что-то написал, у тебя есть знакомый продюсер, он прочитал, сказал: «Это восхитительно!» — и сразу же купил. Но рынок у нас большой, объем продуктов тоже приличный — это и телевидение, и интернет-платформы, очень нужны профессионалы. Благодаря киношколам, частным и государственным, ежегодно выпускаются немалое количество как сценаристов, так режиссеров и операторов. И все эти люди, естественно, хотят монетизировать свои знания. Сценаристы могут не знать куда отнести свой сценарий или от кого из продюсеров получить заказ. И вот мы, в общем-то, для этого и существуем — чтобы быть посредниками между талантом и продюсером.
В принципе, такая агентская система в Америке и в европейских странах очень распространена. И мы знаем, что там агенты есть у всех — начиная со сценариста и заканчивая гримером. На российском рынке пока всё только развивается. И 12 лет назад, когда Агентство «Стардаст» только появилось, было очень тяжело всю эту машину заводить. Мало того, все привыкли работать по старинке — когда ударили по рукам и начали делать. Но не всегда продюсеры, так скажем, были ответственны в своих договорных отношениях. И вот одно из направлений агентства — это как раз защита интересов таланта — когда подписан договор, возникает двусторонняя обязанность, и права. Тогда и у продюсера больше ответственности в рамках этой договоренности. Собственно, как и у сценариста — он не может взять деньги, бросить работу и исчезнуть. Это первое направление нашей деятельности, которое является большой помощью для таланта — юридическое, финансовое и административное сопровождение контракта. Второе направление такое же важное — поиск работы для сценаристов, режиссеров, операторов, знакомство с рынком. Наша помощь в том, чтобы построить творческую карьеру для творческого человека, будь то сценарист, режиссер, оператор и т.д. Когда ты выходишь из киношколы, даже если у тебя там есть какие-то знакомые продюсеры, это не значит, что они с тобой тут же с удовольствием все начнут работать. У них есть свои задачи, планы и круг профессиональных контактов, которым они в первую очередь пользуются. А, придя к нам, сценарист или режиссер получает возможность за достаточно короткий срок познакомиться с рынком, узнать, какие есть студии, что они хотят, что для них важно, какие существуют критерии при отборе работ или конкретных персоналий. И если талант соответствует ожиданиям, как нашим, так и продюсера, то есть это человек профессиональный, который готов услышать продюсера и выполнить его задачу на 100%, то тогда всё складывается. Это тоже достаточно кропотливый процесс, но он необходим для индустрии. Когда складывается какой-то тандем на каждом конкретном проекте — для нас это, конечно, тоже большая радость, профессиональная и финансовая.
Получается, что ваше Агентство, в том числе, и такой профсоюз творцов? Или его так нельзя назвать?
Чем агентская работа всё-таки отличается от работы профсоюзов — агент прежде всего решает бизнес-интересы свои и своих клиентов, естественно. Если хорошо клиенту — хорошо и агенту. А профсоюз решает более глобальные, индустриальные задачи. Они устанавливают некие системные критерии для всей индустрии. То есть вилки по ставкам, длительность съемочного дня, какие-то защитные механизмы для той или иной профессии в киноиндустрии и т.д. Российский агентский бизнес — он по функционалу смешанный. То есть здесь всё есть. Если говорить про юридическую защиту — это часть чего-то профсоюзного. Если говорить про поиск работы — это скорее всего менеджеры, которые выращивают талант, ищут ему работу и делают его творческую карьеру.
Если взять для примера голливудскую практику, то у тебя должен быть отдельно менеджер, агент, юрист, бухгалтер и даже членство в профсоюзе. И всем автор обязан платить. А если к нам приходит талант, то мы, заключая эксклюзивный договор, предлагаем ему все эти вещи в пакете. И это очень удобно в рамках сегодняшнего дня.
Получается, к вам приходит человек и, если вы подписываете с ним эксклюзивный договор, он уже сам от себя не может никуда посылать сценарии, этим занимаетесь вы?
Мы не так жестко всё контролируем. Условие эксклюзивности заключается в том, что талант не может напрямую заключать договор с продюсером без участия Агентства. Многие авторы во время работы над каким-то проектом знакомятся с продюсерами и те могут попросить: «Слушай, если что-то напишешь интересное — присылай мне, я с удовольствием почитаю». Автор может и напрямую отправить продюсеру. Мы не против, потому что это такой творческий контакт. Единственное, о чем мы просим, чтобы он нас ставил в копию письма или сообщал об этом. Но если речь уже заходит о каких-то договорных отношениях, то да, там Агентство обязательно участвует в процессе.
У нас сильная и опытная команда. С нами нестрашно вступать в переговорный процесс с продюсером.
Как происходит отбор проекта? Вот человек зашел на сайт, что-то там заполнил, прислал вам. Что происходит дальше? Сколько ждать людям ответа? Или вообще не ждать?
Ответ ждать обязательно, потому что мы в любом случае пришлем комментарий. Здесь ситуация следующая. Года два назад поток оригинальных авторских заявок очень сильно увеличился, и была понятна причина – появилось много выпускников киношкол, им нужно как-то демонстрировать свой творческий потенциал. Мы поняли, что надо этот неконтролируемый поток превратить в нечто структурное. И мы разработали свою платформу под названием «StoryMarket», на которой предложили авторам открывать свои личные кабинеты и там выкладывать свои истории. Проект сразу стал популярным и востребованным. В первую очередь на наше нововведение отреагировали авторы, которые не являются клиентами Стардаста, потому что наши эксклюзивные клиенты присылают истории сразу своим агентам. А эта платформа — для авторов, которые хотят либо предложить свою заявку, либо в перспективе стать клиентом Стардаста.
Мы не берем на себя ответственность отвечать в течение недели, двух и даже трех. Мы просим месяц-полтора для ответа – ежемесячный объем заявок, синопсисов, сценариев большой. Кто-то присылает сценарий, кто-то выкладывает по несколько проектов. Поэтому во времени немного всё это растягивается. Но так как мы на себя взяли эту ответственность, то мы, конечно же, всем отвечаем и это для нас принципиальный вопрос, потому что мы понимаем, что автору важно дождаться какого-то комментария – хорошего или плохого, но эта обратная связь, она необходима и поэтому мы её гарантируем.
В свою очередь, мы просим прощения, что не очень оперативно все происходит. Но даже когда мы, агенты, отправляем проекты нашим постоянным партнерам – продюсерам, мы также ждем около месяца, чтобы получить ответ. Это при всём при том, что у нас совсем другие ресурсы и мы можем звонить каждый день, напоминая о сценарии. У продюсера есть редакторская служба, и в этой редакторской службе есть свои приоритеты.
Кстати, в марте на платформе «StoryMarket» появится новая услуга – рецензирование литматериалов. Следите за информацией на нашем сайте.
То есть в лучшем случае ждать ответа 2-3 месяца?
В нашем случае да.
Это с учетом продюсеров?
Мы обычно до того, как отправлять продюсерам, автора ставим в известность, и если на момент запроса заявка или синопсис свободны, мы отправляем ее на рассмотрение. А по тем историям, которые нас особенно привлекли, мы подписываем отдельный договор с автором, в котором он нам разрешает официально продавать его сценарий. И букируем его на определенный период — от полугода до года.
А всё-таки по каким критериям вы отбираете сценарии?
В первую очередь важна интересная история, умело изложенная. Потому что иногда бывает классная идея, но человек не может её сформулировать. И ты не можешь продраться через этот текст. Тогда это минус, конечно. Никуда дальше эта история не пойдет. Но если автор умело свою идею расписывает, то она в любом случае привлечет внимание. Плюс, если есть какие-то истории с диалогами, мы обязательно их читаем, чтобы понять, как автор работает уже на этапе диалогов. Что касается жанров. Вы знаете, сейчас востребовано все: начиная с комедии и заканчивая ужастиками — всё можно присылать. Да, на каналах в основном мелодрамы, детективы и военно-патриотическое кино всегда хорошо идет. А на платформах и драмы ждут, и триллеры, и фантастику, и фэнтези, и ужасы. В общем, главное, чтобы эта история была актуальна для нынешнего зрителя, даже если она в 16-м веке происходит. Главное, чтобы там был привлекательный (это не всегда означает положительный) герой. Не важно — мужчина или женщина, семья или команда. Главное — чтобы у них были яркие характеры. Всем хочется веселья и разнообразия. Естественно, наша российская зрительская история очень любит комедии. Это, наверное, самый популярный жанр и самый сложно реализуемый. И если у потенциального автора есть способность шутить и даже всё это облекать в сюжетную форму, то он наверняка сделает себе хорошую творческую карьеру.
Если, например, человек только закончил киношколу и у него за плечами пара сценариев короткометражек, и то, может быть, не снятых, ему стоит к вам обращаться? Или всё-таки нужно, чтоб хотя бы один полный метр был написан?
Стоит, стоит. Что может дать короткометражка? Она может дать возможность увидеть, что, например, у вас прекрасные диалоги и креативное мышление. У нас есть несколько молодых авторов, с которыми мы сейчас работаем. Им пока очень сложно. На начальном этапе всегда недостаточно опыта. Но это не значит, что у них нет шансов как-то продвинуться. Есть. Например, продюсеры время от времени собирают сценарные группы. Для этого может быть достаточно короткометражки, если там действительно очень яркий текст. Но ты всё равно должен сделать тест наравне с остальными авторами.
Либо есть такая история, как, например, веб-сериалы, они сейчас очень популярны. Это короткий формат — от 3 до 12 минут. И вот здесь тоже можно себя проявить.
На какие-то большие истории — часовые или получасовые, где надо уметь самостоятельно придумать персонажа, мир, концепцию, первую серию написать, — нужно мастерство, накопленное с опытом. Либо хорошая киношкола, сценарная, например, где тебя прокачивают в течение 5 лет преподаватели, и у тебя методика и сценарные инструменты уже где-то на подкорке. Ты просто начинаешь ими жонглировать и выходишь в поля, а там тебя уже ждут с распростертыми объятиями лучшие продюсеры нашей страны. То есть в любом случае профессия обязательно нужна, чтобы чувствовать себя уверенно даже в общении с продюсерами в том числе, потому что бывают и такие случаи, когда действительно классная заявка, продюсер в восторге от нее и говорит: «Я готов купить эту заявку и заказать тебе сценарий. Будешь писать?» «Буду!» — подписываем договор и вот тут начинается самое сложное, потому что одно дело написать заявку, а другое дело — написать, например, посерийный синопсис из 12 серий или 8. Это представляете, как надо эту историю всю знать, чем её насытить, каждую серию для того, чтобы она была полноценной. И вот здесь случались, так скажем, обломы для молодых авторов, потому что просто не хватало что называется мышц. Но со временем, если человек упорный, то у него обязательно всё получится.
Опять же, есть ещё такой очень важный момент, когда надо встретить своего редактора или продюсера, который поймет конкретно тебя и научится управлять твоей фантазией и поможет тебе эту фантазию структурировать и создать из неё шедевральный сюжет. Такие тандемы — это большое счастье для творческого человека.
Можете назвать самые яркие проекты ваших авторов?
Этот список довольной большой. Лед, Притяжение, Золотая орда, Подкидыш, Мажор, Гоголь, Троцкий, Салют-7 и много-много других успешных проектов. На нашем сайте Агентства вы найдете полное собрание сочинений.
В целом, если подытоживать, то в Вашей деятельности больше, конечно, развито сценарное направление?
Больше развито сценарное, да. Но ведь и количество предложений для сценаристов в разы больше, чем для режиссеров и операторов. Сценарий — это ещё и девелопмент. У каждого продюсера есть свой портфель заявок, сценариев, чем он разнообразнее, тем лучше. Соответственно, продюсер должен разработать 30-40 историй, чтобы из них в лучшем случае 5 произвести. Понимаете объем насколько сразу сокращается? И в этой пропорции у нас количество предложений от режиссеров и операторов. Поэтому их чисто технически намного меньше. Опять же, это совсем разные бюджеты. Как говорится, бумага всё стерпит, и можно переписывать бесконечно. Если ты уже заходишь в производство, там цена ошибки возрастает в разы. Поэтому выбор режиссера или оператора — это достаточно кропотливый и тщательный процесс для продюсера, поскольку риски, естественно, повышаются.
Помимо конкуренции, перед какими вызовами сейчас стоят начинающие кинематографисты и как с ними справляться?
Для молодых настроиться, для опытных — перестроиться под то новое современное мышление, которое сейчас формируется. Современное мышление, вызванное стремительным проникновением интернета в нашу жизнь, мобильных возможностей и появлением искусственного разума.