Пандемия искусству не помеха: что ждет документальное кино в обозримом будущем?
Документальное кино вновь переживает не лучшие времена. А разве когда-то было по-другому?
Кинематографисты уже привыкли к тому, что неигровое кино — это постоянное нахождение в кризисе. Аксиома. Утверждение не требует доказательств. И в настоящее время, это как никогда актуально. Судите сами, на телевидение качественные документальные фильмы не берут (если, конечно, нет связей и возможности туда попасть), какими бы талантливыми они ни были, а в Интернете вообще свои правила существования, которым не соответствуют масштабные, глубокие картины. Так неужели, это тупик? Или нет? Почему больше всего достается документальному кино? И какую роль пандемия играет в его жизни сегодня?
Эту непростую тему затронули на онлайн-конференции от фонда «АРТ» в рамках школы ТЭФИ. На дискуссионной площадке выступили кинорежиссёр, сценарист, профессор ВГИК Борис Караджев, член «АРТ», кинорежиссёр-документалист, сценарист Сергей Мирошниченко, кинорежиссёр-документалист, член Правления Союза Кинематографистов России Евгений Григорьев, советский и российский киновед, Президент Гильдии киноведов и кинокритиков России Кирилл Разлогов, режиссер, кинопродюсер Михаил Дегтярь, продюсер Ирина Мисанова, телепродюсер, журналист Этери Левиева, а также кинорежиссер из Татарстана Алексей Барыкин. Модератором творческой встречи стал Александр Акопов, Президент Фонда «АРТ», соучредитель и генеральный продюсер COSMOS studio.
Обсуждаемая тема достаточно многогранна, в ней легко запутаться, сопоставляя «проблемы и возможности» документального кино. Поэтому обо всем по порядку.
Рассмотрим неигровое кино в плоскости взаимодействия с телевидением.
Проблемы:
В сознании огромного количества зрителей документальное кино — это «пережеванная хроника, озвученная известным голосом». К сожалению, именно такое восприятие неигровых картин вызвано «форматностью» телевидения. Ограничений, которыми пропитаны штампованные фильмы, более чем много. Отсюда протест авторов создавать «робокартины» без смысла, художественности и творчества. Не секрет и то, что руководители каналов сами предлагают авторам темы, интересные именно их зрителям. Это, своего рода, такое же ограничение. При этом, документалистику если и показывают, то где-то далеко за полночь. Этот контент попросту не востребован, а значит, не несет коммерческой выгоды для канала. Это если не брать в расчет фильмы, приуроченные к датам и именам, а также тематические каналы и их работы.
Новые возможности:
Есть ли выход в этой, казалось бы, тупиковой ситуации? Свое предположение высказал Борис Караджев: «Люди должны идти навстречу друг другу. Некоторые документалисты должны отказаться от избыточных художественных фанаберий ради зрителя. С другой стороны, телевидению следует понимать, что кино — это специфический продукт, и нельзя с ним работать по остаточному принципу».Только при условии консенсуса и творческих договоренностей документальное кино как объект искусства может попасть на голубые экраны в будущем.
Идем дальше. Интернет.
Проблемы.
Онлайн-платформы. Как им удалось поглотить практически весь контент, обойдя стороной документальное кино?
Сериальная и игровая индустрии заполнили рынок, не оставив шанса документалистике проявить себя. Принято считать нормальным снимать неигровые фильмы на телефон и, что называется, монтировать их на коленке. При том как полнометражные картины требуют огромных бюджетов, вложений и человеческих ресурсов. Как следствие, невозможность конкурировать игровым и неигровым картинам.
Онлайн-площадки не способны предлагать авторам документальных работ большой бюджет. Они скорее воспринимают их, как «недорогую альтернативу высокобюджетным фильмам». Отсюда последние строчки в списке жанров кино на порталах и, как следствие, низкие просмотры и нерентабельность.
При этом не стоит забывать, что Интернет — это огромная конкуренция, выдержать которую способны далеко не все. Да, в Сети немало шлака, но и достойных работ хватает. Отсюда еще более высокие требования к создателям.
Новые возможности.
Но у всей этой грустной данности есть, что называется, луч света. Спикеры конференции единогласно сошлись на мнении, что «документальное кино в обычном виде не переедет в Интернет».
В Сети свои законы, свои принципы, а это значит, что неигровое кино в рамках Интернета — это трансформация, подвластная молодым творцам. Кино уже не получится делать так, как раньше. Александр Акопов справедливо отметил, что «Интернет — это поляна, где сошлись и зритель, и создатели. Зритель может найти на любой вкус то, что ему нужно».
И несмотря на вышеперечисленные проблемы, которые несомненно мешают динамичному развитию документального кино, в Интернете у авторов больше возможностей не ограничивать себя в идеях и форматах. Делать более вдумчивые, менее цензурированные картины. Молодым специалистам легче приспособиться к реалиям и начать создавать то, что будет востребовано. Одно из ближайших изменений — это переход на короткий формат. Меняется скорость восприятия у людей, развивается клиповое мышление, а значит, контент должен быть соответствующим.
Документальное кино и пандемия.
Проблемы.
Одна из глобальных проблем — это обесценивание работы. Вынужденное, конечно. В силу того, что кинотеатры закрыты, премьеры перенесены, создатели кино теряют огромные средства. Онлайн-площадки предлагают подобным проектам размещаться у них. Правда, за гораздо меньшую стоимость. Это наносит огромный урон на все кинопроизводство в целом, и вынуждает продюсеров и режиссеров все же уходить в Интернет.
Новые возможности.
Сергей Мирошниченко высказал мысль, что хорошее кино обязательно найдет своего зрителя. А вот если картина провалилась, значит, виноват ее создатель. Кино как неотъемлемую часть искусства нужно создавать для зрителя. И сегодня в условиях самоизоляции, ограничений, он нашел способ удаленно снимать картину «Рожденные в СССР. 35 лет». Именно такой подход, отрицающий невозможное, дает надежду на то, что искусство будет жить всегда, вне политики, вне пандемии.
И пусть трудна жизнь документалиста, режиссеры, продюсеры, киноведы с уверенностью заявляют, что мир обязательно увидит полнометражный документальный фильм на большом экране. Его прокатная способность будет расти, как и качество. Что радует.
Работа в творчестве — это качели, которые с каждым движением окунают творцов в новую реальность. Но самое главное во всем этом, помнить, что кино — это в первую очередь искусство. А потом уже все остальное.
Подготовила София Иосько