Получить диплом онлайн: миф или приближающаяся реальность? Как во ВГИКе завершают учебный год
Вопрос аттестации выпускников во ВГИКе, да и в других творческих вузах из-за пандемии пока открыт. В связи с этим формат сдачи государственных экзаменов и защиты дипломов может измениться. Сроки вступительных испытаний для абитуриентов также под вопросом. Неизвестно, что будет завтра, что уж говорить о ближайших месяцах. Но известно, что искусство не терпит халтуры.
Так можно ли будет получить профессию и поступить во ВГИК онлайн?
На платформе издания “Российская газета” в формате видеоконференции специалисты области кино отвечают на эти вопросы. Кроме этого они рассуждают о возможности дистанционного обучения творческим профессиям, а также о “жизни дебютов” в настоящее время. Совет экспертов собрал и.о ректора ВГИК им. С.А. Герасимова Владимира Малышева; генерального продюсера Международного студенческого фестиваля ВГИК, генерального директора Продюсерского центра “ВГИК-Дебют” Федора Попова; заведующего кафедрой режиссуры игрового фильма ВГИК, профессора, народного артиста России Владимир Хотиненко; руководителя мастерской ВГИК, режиссера Александра Котта и режиссера, актера, сценариста Александра Цоя.
“Живое общение ничем не заменить”. По словам Владимира Хотиненко, дистанционный опыт — не равен очному общению. Обязательно необходимо смотреть в глаза собеседнику, чувствовать настроение и улавливать малейшие его изменения. А в творческой профессии уж тем более. Отсюда сложности в приеме абитуриентов и сдаче выпускных экзаменов для режиссеров, операторов, актеров и других. Так каким образом ВГИК будет справляться с данной ситуацией?
Так или иначе, во ВГИКе надеются на скорейшее улучшение мировой ситуации, связанной с коронавирусом и ограничениями, им вызванными. Во ВГИКе говорят о том, что как можно больше дипломов будет выдано вовремя, чтобы выпускники смогли в ближайшее время полноценно работать. “Кто не сделал диплом, может отчитаться хорошей курсовой работой. Все равно мастера, педагоги за многие годы обучения хорошо узнали своих студентов. Они даже без испытаний могут их оценить” — рассказал и. о. ректора ВГИК Владимир Малышев. Если дипломная работа уже готова, то ее могут принять и дистанционно. А вот на художественном факультете и вовсе думают организовать целую выставку дипломных работ выпускников после окончания пандемии.
Что будет со вступительными испытаниями для абитуриентов?
Александр Котт уверен, что дистанционный конкурс — это катастрофа, это “преступление набирать [студентов] онлайн”. Режиссер считает, что месяц, день, час набора не имеют значения, важно видеть человека в лицо. Сам же он поступал на курс к Владимиру Хотиненко в октябре. И не считает это аномальным, наоборот, уверен, что такая странность и сделала его режиссером. Его мысль поддержали и другие участники беседы. Владимир Малышев допускает дистанционный набор по некоторым направлениям, таким как продюсерство или киноведение. А вот режиссура, актерское, операторское мастерство — это те специальности, которые не терпят онлайн-формата. “Ничего не страшного не случится, если набор и само обучение начнется на несколько месяцев позже. Наверстаем.” — резюмировал и. о. ректора ВГИК.
Дистанционное обучение во ВГИКе сегодня проходит по расписанию. Мастера надеются, что смогут без потерь передать знания студентам, стараются максимально творчески обогащать каждую встречу. Более того, посещаемость достигла почти 100%, чего не бывает в “обычное время”. Но дистанционное обучение не терпит лекций. Каждый раз это должны быть интересные беседы, дискуссии, практики. Конечно, возникают трудности, когда дело от простых упражнений доходит до серьезного кино. Невозможно только лишь через монитор обучаться большому искусству. Именно поэтому студенты сейчас активно проходят весь теоретический материал, чтобы мастерство и “все самое вкусное” оставить для очных встреч с мастерами и педагогами летом. Единственное, чего ВГИК ни в коем случае не желает допустить, это полного перехода на онлайн-обучение. “Мы нашу школу не должны разменивать на самодеятельность. Не дай Бог, если пройдет роботизация творческого образования, не дай Бог!” — переживает Владимир Малышев.
Но не только обучение и экзамены перетекли в онлайн-мир. Большие изменения происходят и в жизни дебютного кино. Сегодня единственное над чем можно полноценно работать — это сценарии и постпродакшн. Продюсер Федор Попов отмечает, что теперь есть возможность оттачивать сценарии до совершенства: никто не гонит, фестивали и конкурсы отложены на более поздние сроки. Весь кинопроцесс — это как будто замедленная съемка. С огромным ресурсом – временем, которое, несмотря на пандемию, нужно максимально использовать. Но если на этапе сценария пандемия никак не влияет на жизнь фильма, то вот сам производственный процесс приходится откладывать. Две дебютные картины Продюсерского центра “ВГИК-Дебют”, которые должны были запустить в производство этим летом, приостановлены: невозможно онлайн проводить кастинги, искать натуру, проводить съемки. Есть риски, что их съемки перенесут на будущий год.
При этом важно понимать, что дебюты — это будущее всего кино, это перспективы. И даже в современной ситуации они остаются значимыми и важными. Каждый мастер находит свое продолжение в дебютах своих учеников. “Есть основополагающие организации, такие как ВГИК, “ВГИК-Дебют”, организации, которые занимаются детским кино. Это компании, которые закладывают основу нашего будущего кино и страны в целом. Они занимаются воспитанием детей, подрастающего поколения.” — Федор Попов. Но, к сожалению, финансирование дебютов очень скромное. В идеале, начинать работу над своим проектом студенты должны со второго, третьего курсов. Чтобы к окончанию ВГИКа они уже имели качественные полнометражные сценарии.
“Дебют – это, своего рода, безумие” — считает режиссер Александр Цой. И, если делать, то обязательно круто. Иначе, зачем? К слову, дебютант, ждет окончания пандемии, чтобы представить зрителю свою первую полнометражную картину «Когда она приходит», в жанре психологического триллера.
Не исключено, что после окончания пандемии, мир увидит огромное количество новых картин. В том числе российских, в том числе вгиковских.
Кроме этого, и. о. ректора ВГИК поднимает на видеоконференции еще один важный вопрос. Это оплата за обучение. В связи со сложной экономической ситуацией по всей стране, для некоторых студентов сумма в полмиллиона за год может стать неподъемной. Не отчислять же ВГИКу за это студентов? “Это вопрос серьезный. Его нужно поднимать на серьезном уровне, чтобы финансовые трудности не помешали талантам и поступать, и продолжать обучение” — резюмирует Владимир Малышев.
София Иосько