Презентация конкурса «Герой нашего времени» для регионов
В минувшие выходные состоялась презентация сценарного конкурса веб-сериалов «Герой нашего времени» для кинематографистов из регионов. Рассказываем, как это было.
О конкурсе
Анна Куркина (сценарный агент «Стардаст»): Наше агентство является посредником между творцами и рынком: находим сценарии для клиентов, продаём и продвигаем оригинальные истории наших авторов. Практически каждый месяц в эфир телеканалов выходит сериал, который написал наш автор или снял наш режиссёр. Например, на «Кинопоиске» вышел сериал нашего клиента Романа Волобуева «Последний министр». Другой пример – сериал «Триггер» 2018 года Андрея Золотарёва («Лёд» 2017, «Вторжение» 2019, «Лёд 2» 2020) показали сначала на Первом Канале, а потом хорошо приняли в интернете.
За этот год сильно изменилась ситуация на рынке, возник большой спрос на оригинальный контент из-за появления множества стриминговых платформ, чья молодая аудитория не очень известна продюсерам с телеканалов. Если раньше они всегда знали, что хотят снимать и что брать из своих идей на реализацию, то сейчас рынок изменился. Мы всё чаще слышим от них запросы на современные сюжеты для онлайн-платформ. Через нас обращаясь к новым авторам, они ищут ретрансляторов, которые предложат историю, понятную и востребованную современным зрителем. Поэтому мы подумали, что лучшей темой нашего конкурса будет «Герой Нашего Времени», а лучший продукт – веб-сериалы.
Елена Зуева (сценарный агент «Стардаст»): Всегда идёт поиск героя времени, каждое время его даёт. Нам интересно найти автора с чётким видением протагониста, с чёткой авторской позицией. Сейчас наводнили сериалы с декорациями карантина, а героя нет. Мы советуем авторам обратиться к себе во внутрь, к своим потребностям. Может быть, это даст нам нового героя, а может быть, вернёт к чему-то старому. Поэтому мы не давали жёстких ограничений по возрасту, жанру и так далее. Мы ищем креатив.
О веб-сериалах
Елена Зуева: Рост количества веб-сериалов связан с появлением большого количества стриминг-платформ. Чтобы поддерживать зрительский интерес, надо, как минимум, делать 1-2 премьеры в месяц, 24 сериала в год. Большой плюс веб-сериалов для продюсеров состоит в бюджетности, которая уменьшает страх довериться авторам без большой фильмографии. Поэтому веб-сериал – это хорошая возможность заявить новому автору о себе. Возможно, его проект потом перерастёт во что-то более сложное. Таким примеров очень много.
Анна Куркина: У веб-сериалов есть несколько плюсов по сравнению с классическим форматом. Главный плюс для авторов, что дня них не нужно делать прокатного удостоверения. Следующий – это слабая зависимость от больших продюсеров, связанная с ориентацией на онлайн-площадки, а не на телеканалы.
Александр Володин (Лауреат молодёжной кинопремии, автор сериала «Чехов: Screenlife», 2019): Структурно веб-сериалы могут быть горизонтальными и вертикальными, по моему опыту, больше спрос на вертикальные. Их особенность в отсутствии чёткого драматургического сюжета на все серии. Им чаще отдаёт предпочтение зритель, так не надо смотреть сериал целиком по порядку, он может включить случайную серию и спокойно смотреть. Если вы придумали интересный концепт, на который можно накладывать разные темы, анекдоты и зарисовки, то зрителю будет не важно, с какой серии начинать просмотр сезона.
Так же веб-сериалы во многом похожи на короткометражные фильмы. Первое сходство – драматургическое: сильная динамика событий, всего 1-2 сюжетные линии. Как и в короткометражном фильме, почти нет второго акта, только первый и третий, нет полноценного приключения. Но структура сериала позволяет показать в серии либо только начальную ситуацию, либо продолжение предыдущей серии, либо кульминация всего сюжета, либо его финал.
Второе сходство – финансовое: от малого бюджета идёт малое число героев, локаций, почти полный отказ от массовки. Такой минимализм даёт возможность сосредоточиться на креативе. Мой сериал «Чехов: Screenlife» построен по этому принципу, но в современном экспериментальном формате screenlife (screenlife – это форма фильма, в котором все события развиваются на экранах телефонов, компьютеров, планшетов и т.д.: прим. ред.). Так как у нас уникальная история, то все серии стоили по-разному: от моей за 35 тысяч до одной за 150. Но, как показывает практика, лучше акцентировать внимание на сценарии.
О формате
Александр Володин: В коротком формате проще рассказать комедийную историю, потому что в драматическом сюжете для психологического подключения зрителей к героям нужен больший хронометраж. Комедии проще сделать в рамках 10-15 минут, и они являются лёгким способом для зрителя отвлечься от проблем в жизни. Но не стоит быть заложником одного жанра, так как «любой жанр хорош кроме скучного». Лучше исходить из того, что вам ближе к сердцу. Веб-сериал – это про «правду» автора и его героя. Это тяжело сделать, подстраиваясь под внешние ожидания.
Анна Куркина: Можно предлагать не только оригинальные истории, но, как в сериале про Чехова, подумать над воплощением классических произведениями в виде веб-сериала.
Александр Володин: Хороший сценарный приём – это переворачивание «правил», то есть помещение необычного героя в обычные обстоятельствах и наоборот. Во время работы над своим сериалом, мы снимали свой экран, делали видео-дневник, чтобы понять, с какими проблемами сталкивались и что делали. Авторам может быть полезно начать с изучения себя, понять, чем они живут. Может быть, это вдохновит на новых героев, на глобальные конфликты, которые интересны всем.
О региональном кино
Евгений Кудельников (режиссёр веб-сериала «Контакт»): В Нижнем Новгороде мы ищем пути создания своей собственной киноиндустрии. Более 3 лет назад у нас возникла идея веб-сериала «Контакт», мы смогли частично его снять. Но наша ситуация была патовой с точки зрения бюджета: снимали фильм на народные пожертвования. Мы поняли, что качественный продакшн, даже пилота веб-сериала, не могли себе позволить. Перед проведением очередного питчинга наша команда собралась, дописала сценарий, провела переговоры с сетью «ВКонтакте». Всё совпало, и мы пошли по пути питчингов: сделали презентацию, посчитали смену, сняли тизер и в конце концов победили. После появилась проблема, что в регионе нет сложившихся технологических механизмов, которые помогли бы создавать сериалы.
Из Москвы звучат запросы в регионы, но их киногруппам не хватает людей, которым они могли по-настоящему доверять. В регионах, которые смогли наладить работу, например Ярославль, постоянно снимается кино. Мы хотим через свои проекты вырастить людей, которые будут работать здесь и никуда не уедут. Мы связываем наш проект именно с этим шагом.
Рекомендации по веб-сериалам:
Отечественные: «Бар на грудь» (2018, Ирина Вилкова) «В постели» (2018, Шота Гамисония), «Миллионер из Балашихи» (2019, Никита Тамаров), «Чехов: Screenlife» (2019, Александр Володин), «1968. DIGITAL» (2018, Михаил Зыгарь)
Иностранные: «Кайф с доставкой»/ High Maintenance (2012-…, Бен Синклер, Катя Бличфельд), «Белая ворона»/ Insecure (2016-…, Мелина Матсукас, Кевин Брэй, Сесиль Эмеке), «Семейный брак»/ State of the Union (2019, Стивен Фрирз).
Заявки на участие в конкурсе принимаются до 17 мая!