MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Новости > Данила Куликов: «Рассказывать про цифровую трансформацию так, чтобы мотивировать зрителя и влюбить в Якутию»

Данила Куликов: «Рассказывать про цифровую трансформацию так, чтобы мотивировать зрителя и влюбить в Якутию»

Можно ли снять учебный фильм так, чтобы его хотелось пересматривать? Имеет ли право документалист на субъективную точку зрения? Можно ли говорить о сложном на понятном языке и не потерять смыслы?

В середине апреля состоялась онлайн-премьера документального фильма «Цифровой алмаз» – истории о цифровом прорыве, который совершил самый холодный регион нашей страны – Республика Саха (Якутия). Фильм снял режиссер-документалист, исполнительный продюсер образовательной платформы Центра подготовки руководителей цифровой трансформации РАНХиГС, генеральный продюсер кинокомпании «20 августа» Данила Куликов, который поделился секретом того, как по узкопрофессиональной теме снять красивую ленту, которую хочется пересматривать.

Как долго рождался замысел фильма, и в чем заключалась работа над фильмом до выезда в Якутию?

Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС реализует образовательные программы для государственных служащих, вовлеченных в цифровизацию своих ведомств и регионов. В какой-то момент стало очевидно, что в Якутии трудятся настоящие профессионалы, сумевшие поставить цифровизацию в республике во главу угла. Общаясь с чиновниками из Якутска и получая отзывы о их работе от коллег из других регионов, стало понятно, что пример Якутии – крутой кейс, который нужно использовать в наших образовательных программах, а еще лучше – популяризировать для самых широких аудиторий. Так, собственно, пришла идея сделать документальный фильм о том, как самый большой и самый холодный регион России, который долгое время ассоциировался с добывающей промышленностью, стал одним из самых «цифровых» на Дальнем Востоке, по многим показателям не уступающий нашим столицам (столице).

Приступая к работе, мы понимали, что классический путь создания документального фильма – погрузиться в проблему из офиса и отправиться на съемки с готовым синопсисом – не получится. У нас было ясное представление о том, что хотим увидеть на выходе – нарратив о проблемах и победах Якутии на пути цифровой трансформации. Но проблема заключалась в том, что мы не были знакомы с героями нашего сюжета. Понимая, что фильм будет строиться на прямой речи стейкхолдеров цифровизации республики, мы полетели в Якутск, открытые всему новому.

В первую очередь, с помощью выпускников и слушателей нашего Центра из Якутии, мы собрали пул местных экспертов и тех, кто был причастен к цифровой трансформации республики. Мы провели с ними глубинные интервью и выделили порядка 20 человек, которые должны были попасть в фильм. В некотором роде нашу работу можно было назвать журналистским расследованием причин успеха Якутии в цифровизации.
Работая с выбранными героями, мы преследовали две цели: во-первых, нужно было получить материал, подходящий в качестве иллюстраций для наших образовательных программ. А значит, это должен был быть содержательный, полезный слушателям контент. Вторая задача – сделать его доступным не только экспертному сообществу. В нашей съемочной группе очень сильная редакторская команда: выходцы из новостных редакций центральных телеканалов, отличные интервьюеры, – они могли разговорить даже самых зажатых собеседников, а главное, все беседы с большим числом собеседников складывались в единую мозаику фильма. Работая в тесном контакте с методологами Центра, мы смогли удержаться на оптимальном срезе экспертного мнения, не завалившись в пустые разговоры, но и не перегибая палку с узкопрофессиональными деталями, которые отвернули бы от нас зрителя.

Насколько сложно было выдержать баланс между учебно-методической составляющей и зрелищностью фильма, способной вызвать интерес у непрофессионалов?

Фильм должен был получиться не просто доступным непрофессионалам, а вдохновляющим, мотивирующим разобраться в теме цифровой трансформации. Я очень признателен руководству Центра подготовки руководителей цифровой трансформации Ксении Ткачевой и Марии Шклярук за их справедливую и высокую оценку потенциала Якутии, за доверие принять участие в этом проекте, из которого вышел цикл материалов о цифровой трансформации, основанный на практических примерах. И, конечно, я благодарен нашим методологам, которые очень ответственно подошли к отбору спикеров для фильма. Если провести аналогию с художественным фильмом, в нашем кастинге приняли участие более 50 человек, каждому из которых было что сказать о цифровой трансформации в Якутии. Основной груз выбора героев лег как раз на экспертов Центра, которые принимали во внимание не только уровень владения темой нашими героями, но и учитывали доступность изложения ими своей точки зрения. В итоге в фильм вошли фрагменты из 18 интервью, и основной проблемой было как раз отобрать наиболее содержательные моменты – формат фильма и его хронометраж не позволяли нам «лить воду».
Мы отсняли терабайты видео, из которых в фильм вошло только 36 минут. Очень часто на монтаже «резали» как по живому. Но успокаивало то, что полные версии интервью будут использованы в учебных целях на наших программах.
Кроме того, моей режиссерской задачей было отразить дух современной Якутии – не скатываться в стереотипные представления о регионе бесконечного снега, чумов и оленей, а показать людей, которые как раз благодаря суровому климату, необъятным просторам и непростой логистике смогли найти свой путь развития.

Да, фильм получился очень теплым – и в визуальном, и атмосферном плане. Какими средствами вы смогли этого добиться?

Мы очень большое внимание уделяли художественной постановке локаций, в которых снимали наших героев. Мы с особой скрупулезностью подходили к выбору интерьеров, работе со светом на площадке, много внимания уделили цветокоррекции на этапе postproduction. Для нас это было одновременно и реализацией художественного замысла – показать «новую» Якутию, и необходимостью сделать визуальный ряд фильма, в котором спикеры часто меняют друг друга, неутомительным для глаза зрителя. Много времени мы тратили на работу с героями: профессиональный грим, раскованность перед камерой, чистая речь. Мы готовы были снимать десятки дублей, чтобы добиться желаемого результата, но в итоге спикер свободно выглядел в кадре и его хотелось слушать.

Пандемия помешала вам провести запланированную премьеру фильма. Как вы вышли из ситуации?

Действительно, мы хотели представить «Цифровой алмаз» в одном из кинотеатров на закрытом показе для государственных служащих, занимающихся внедрением цифровых решений и IT-предпринимателей. После просмотра мы планировали устроить панельную дискуссию проблем цифровой трансформации в Якутии, регионах России и в стране в целом, но нашим планам не суждено было сбыться. Но решение, которое продиктовала нам самоизоляция, оказалось более технологичным и выигрышным для достижения наших целей. В середине апреля мы провели онлайн-премьеру фильма, после которой состоялось его обсуждение с руководством Республики Саха (Якутия) и нашего Центра. На трансляцию премьеры мы пригласили более 20 тысяч зрителей – слушателей и выпускников Центра, региональных и федеральных чиновников, представителей ведущих вузов страны, которые активно включились в обсуждение. Согласитесь, ни в одном кинотеатре мира мы не смоли бы разместить такое количество гостей!


Самое главное, еще до премьеры мы приняли решение — не хранить в закромах Центра отснятый учебно-методический материал, а сделать его публичным для всех подписчиков нашего YouTube-канала. Мы запланировали около 18 онлайн-встреч с героями фильма, во время которых покажем полные версии их интервью и обсудим в прямом эфире поднимаемые в них проблемы.
Сами на то не рассчитывая, мы превратили 36 минут документальной ленты о цифровой трансформации в одном из регионов России в продленный на несколько месяцев разговор о проблемах «цифры» и путях решения этих проблем в разных уголках нашей страны. Сейчас на сайте проекта и на YouTube-канале Центра мы надстраиваем контент к уже снятому фильму, и первая реакция наших зрителей показывает, что мы на верном пути.

Планируете ли вы фестивальную «карьеру» своему фильму?

Несмотря на то, что, приступая к съемкам, мы были нацелены на создание медийного образовательного продукта, меня, как и любого режиссера, волнует реакция на фильм профессионального сообщества. Участие во многих фестивалях нам заказано – премьера фильма состоялась и в интернете, и на региональном телевидении в Якутии, но мы, разумеется, планируем, что «Цифровой алмаз» будет выставляться на фестивалях. Недавно фильм был показан по республиканскому телевидению в Якутии, а сейчас мы переводим его на английский язык – «Цифровым алмазом» заинтересовались в Массачусетском технологическом институте, где учились несколько героев нашего фильма. Так что уже сейчас можно констатировать, что у фильма складывается неплохая прокатная «карьера».

Если в целом говорить о пути документального кино к зрителю, то долгое время документальные фильмы были востребованы довольно узкой аудиторией. Как вам кажется, ситуация сейчас меняется?

На самом деле, мы с вами постоянно смотрим документальные фильмы. Здесь можно выделить несколько форматов: фильмы о каком-то событии или людях, которые показывают на центральных каналах; фильмы о природе, в основном западного производства; фильмы о науке и культуре, также в основном западного производства.
Тут вопрос немножко в другом: производить такие фильмы в прокат, не для канала – практически всегда некоммерческая история. Кинотеатры изначально – все-таки более развлекательный формат, хотя и здесь есть исключения: «Птицы», «Вода», «Сахар», «Пепел и Снег» и подобные фильмы мирового уровня.


C развитием интернета и технологий документальные фильмы становятся доступнее как для зрителя, так и для производителя – себестоимость производства понижается, а потребность у зрителя воспринимать информацию через видеопоток растет. Поэтому док – безусловно, перспективная ниша для российского кино, поскольку на западе она уже достаточно развита. Более того, сейчас документальный фильм – это действительно эксклюзив. В России есть множество игровых короткометражных картин, снятых в стол, и 10-20 процентов из них – интересные вещи. Мы, группа продюсеров, сейчас стараемся продвинуть историю с монетизацией игрового короткого метра, и это длинный путь. C документальным кино по-другому: если ты снимаешь документальный фильм, он не может быть неинтересным, поскольку он всегда о какой-то боли, проблеме или, наоборот, о чем-то светлом, выдающемся, но всегда актуальном. Я бы призвал кинематографистов обязательно перед выпуском чего-то игрового снять документальный фильм, работа над такой картиной позволяет научиться тонко чувствовать ситуацию и выстраивать драматическую линию. Для меня это началось с ролика «Письмо» про глухонемую сурдолимпийку Марину Исламову.

Мы совместили реальную историю и драму и стали лучшими в России по версии «Спорт и Россия», обойдя крупные спортивные бренды за счет передачи эмоций и истории большой личности, не игровой, а реальной. Второй знаковой работой для меня стал фильм «Ермак» про ультратриатлон на Урале (900 км – вело, 211 км – бег и 19 км – плавание), в съемках которого принял участие всемирно известный спортсмен и мотиватор Сергей Бурлаков. Этот фильм был удостоен награды «Золотой Компас 2020» за лучший фильм о спортивном событии. Причем, это пока единственный фестиваль, в котором он принял участие. Снимать документальное кино очень интересно, это дает возможность много общаться с реальными людьми. И, самое главное, документальное кино для меня – это реальный инструмент изменения мира – оно является некой квинтэссенцией той или иной темы или события.

У вас сложился удачный опыт работы с регионами. Какие перспективы съемки в регионах вы видите на данный момент?

Необходимо просто снимать о важных вопросах региона. Не нужно стараться сразу охватить весь мир, всю Россию. Важно быть актуальным и нужным сначала в том месте, где ты живешь, и через фильм поднимать настроение людей или говорить с ними об общих волнующих вопросах. Причем, тут каждый кинематографист ответственен за ключ подачи материала. Я против откровенно негативных историй. У нас достаточно ежедневной унылости и из различных рупоров, поэтому предлагаю выпускать доброе и светлое кино – его сейчас очень мало – а влияет оно очень сильно.
С другой стороны, тем людям, которые уже отработали свои навыки на регионах, обязательно нужно ехать и снимать в России. Россия – не только столица, очень интересно открывать каждый ее уголок. Россия очень большая, и на Камчатке мало знают о Красноярске или о Суздале, на Урале – про Владивосток и Хабаровск. Важно создавать виртуальные мосты, доносить единство страны через трансляцию образов разных прекрасных мест и удивительных людей. В каждом таком месте достаточно интересных и необыкновенных историй, чтобы рассказывать про него вновь и вновь, объединять страну, раскрывать ее с разных сторон.

Общаясь с вами в такое непростое время, нельзя не задать вопрос про самоизоляцию. Нашли для себя возможности профессиональной реализации в этот период?

На самоизоляции я работаю над монтажом уже снятого международного проекта. Это будет, так же, как и «Цифровой Алмаз», документальный фильм и серия материалов, прямых эфиров. Мы, возможно, придумали новый формат: раскрывать короткий фильм более подробно для тех, кому интересна затронутая тема, в регулярных встречах с его героями и детальном рассмотрении их деятельности, успехов, трудностей. Помимо этого, пока снимать особо нельзя, и люди сидят дома, мы, конечно, продумали новые форматы о том, как можно продолжать выпускать контент на тему цифровой трансформации. Например, сейчас запускаем в Центре подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС несколько специальных онлайн-проектов, включающих в себя различные форматы, для того, чтобы скоординировать между собой разные регионы, побудить их к обмену опытом и выстраиванию партнерских отношений, дать максимум полезной и понятной практической информации по этой теме, и, опять же, суметь максимально эффективно рассказать о новой надвигающейся цифровой эпохе, без интеграции в которую в современном мире уже не обойтись.
Также мы инициативной группой сейчас заряжаем к выходу социальный образовательный проект для детей, конечно, в режиме самоизоляции он будет в видео-формате, и, возможно, мы поделимся таким артефактом со многими школами России, чтобы сориентировать старшеклассников в этом быстроизменяющемся мире и помочь им с самоопределением. Это очень важно сейчас и всегда, дети – будущее страны.
В целом, я очень жду, когда повсеместно снимут режимы изоляции, поскольку готовлю к выходу два документальных фильма, «Дзюдо» и картину про экологию «Чистая Россия», для которых нужно много чего доснять в Японии и на Алтае.

Если говорить о молодом поколении, как думаете, с какими вызовами сейчас сталкиваются начинающие кинематографисты и как их преодолеть?

Есть вполне конкретные вызовы.
Во-первых, выбор стиля и тем фильмов, а также способность к изменениям.
Огромная туча убогого контента выпускается с целью полной деноминации нравственности и культурных основ разных стран. Вызов – не пойти на поводу за якобы трендами и рассказывать про то, что есть над ними. Это вечные ценности: дружба, партнерство, чистая любовь, тяга к открытиям, научные инновации, культура. Каждый стоит перед таким выбором. Также важный подпункт: мир меняется, так что будьте готовы отойти от шаблона и, если ваше творчество искреннее и глубокое, основано не на эмоциях, а на глубоких чувствах, убеждениях и принципах, у вас обязательно получится что-то интересное. Совмещайте форматы, реализуйте самые смелые идеи, обязательно понимая для какой цели вы используете тот или иной инструмент, рискуйте.

Во-вторых, финансирование. Если вы хотите снимать – начинайте снимать так, как можете, – и это нормально, если получится не с первого раза. Многие мои творческие работы лежат «в чулане», потому что я ими недоволен, но это не повод останавливаться, а повод разобрать ошибки. В это время лучше параллельно заниматься коммерческими работами, заявлять о себе, как о кинематографисте (неважно, продюсер вы, оператор, сценарист). Пока вы не заявите о себе, вы ничего не снимете, а набор опыта – это очень важно. На этом этапе ваше творчество может быть на втором плане: на первом – опыт и способность жить на средства от своей профессии. И еще, если проект стоящий, не ищите на него сразу все деньги – начните, как можете, сами, – и с этим уже идите в мир. Если проект и идея достойные, вы обязательно найдете партнеров и команду. Люди увидят, что вы, кроме умения придумать, еще умеете действовать, а, значит, завершить и выпустить проект.

В-третьих, образование. К сожалению, в России только один киновуз – ВГИК, и у него практически нет филиалов по стране. Остальное – повышение квалификации на базе высшего образования. Вы можете идти по этому пути, а если такой возможности нет, то учитесь у лучших из тех, кого вы знаете, придите к ним начните им помогать. В свое время я так и сделал, пришел к товарищу и сел с ним в одном офисе, занимаясь своими делам. Потом мы стали что-то делать вместе, и, наконец, это переросло в большую дружбу на много лет, длящуюся до сих пор, и в несколько интересных коллабораций. Пройдите все роли на площадке, от администратора и помощника осветителя до режиссера, оператора – это особенно важно для будущих продюсеров и режиссеров. Учитесь онлайн и разбирайте понравившиеся вам работы, как вам нужно, читайте книги интересных вам авторов и смотрите фильмы на других языках в оригинале на иностранных сайтах, которые или никогда не будут в российской ротации, или они выйдут когда будет актуально нечто другое. Дерзайте!

Внутреннего света, любви и больших целей Вам! Смысл Пути в самом Пути

Справка
Проект «Цифровой алмаз» — это одноименный документальный фильм, снятый Центром подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС и серия открытых еженедельных онлайн-встреч с его героями.

Фильм «Цифровой алмаз» посвящен цифровой трансформации процессов и проектов в региональном управлении, социальной сфере и бизнесе в Республике Саха (Якутия).

Центр подготовки руководителей цифровой трансформации был создан в феврале 2019 года на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС под эгидой Минкомсвязи и Минэкономразвития. Центр реализует программы для государственных и муниципальных служащих, ответственных за цифровое развитие. Помимо обучения Центр также занимается аналитической работой – проводит исследования и разрабатывает методические и информационные материалы по цифровой трансформации госуправления, цифровым платформам и их экосистемам, управлению изменениями, дизайн-мышлению, реализации проектов в области цифровой трансформации, этике принятия решений.

За время существования центра обучение в нем прошли более 15 тысяч госслужащих из 85 российских регионов. В настоящее время Центр выложил в открытый доступ онлайн-курс «Эпоха цифрового развития: основы цифровой трансформации».

Кадры взяты из фильма «Цифровой алмаз»
Фото: Инна Якупова

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять