Сценаристы — это новые программисты: Интервью с Олегом Богатовым
Лучшее время, чтобы начать зарабатывать на написании сценариев кино и сериалов – сейчас.
Олег Богатов, CEO сценарной школы и студии «Лига Кино», создававший вместе с Дмитрием Якуниным «Питчинг Дебютантов» ещё в 2013 году, поделился новыми возможностями для получения новой профессии сценариста в условиях пандемии и бума контента.
Олег, о каких возможностях идёт речь? Почему именно сейчас?
В этом удивительном 2020 году появились две не менее удивительные возможности для авторов от крупнейших игроков российского медиарынка. И обе, при поддержке Ассоциации продюсеров кино и телевидения, разумеется.
Если вы любите сериалы, то принимайте до 30 июня участие в Марафоне сценаристов Кинопоиск HD .Надо всего лишь написать свою историю на серию для любимого многосерийного телефильма, словно вы уже сценарист сериала. Это несложно, надо только попробовать. Авторы лучших заявок, после прохождения конкурса и интенсивного обучения, имеют шанс получить работу сценариста в продакшенах-партнерах крупнейшей онлайн-платформы КиноПоиск HD. О зарплатах сценаристов я расскажу позже. Спойлер, они очень хорошие.
Если вы хотите писать полнометражное кино для семейного просмотра, имеете сценарные знания и опыт, хотите получить шанс на разработку вашего проекта совместно с российским представительством Disney, примите до 2 августа участие в нашем конкурсе заявок в мастерскую семейного кино.
Детали конкурса можно прочесть здесь. У вас появится шанс на совместную доработку идей до стадии продажи с представителями Disney и возможность реализации ваших проектов на экране.
Что вы посоветуете авторам? Как им выбрать конкурс для участия?
Я не люблю выбирать, объединять мне нравится больше. Опытным авторам я рекомендую до 30 июня написать заявки в Марафоне сценаристов и до 2 августа прислать заявки на полный метр в мастерскую семейного кино. Хороший автор должен уметь писать всё. Или хотя бы попытаться. Время есть, график конкурсов в противофазе. Как говорится в одном анекдоте, повезло.
Тем же, кто только думает попробовать себя в этой профессии, я рекомендую посмотреть лекции образовательной программы Марафона Сценаристов КиноПоиск HD на сайте конкурса. Множество книг и доступных ресурсов в интернете тоже помогут сделать первые шаги в деле создания своих историй. У нас на сайте и на ютюб-канале тоже есть ряд полезных материалов для сценаристов.
После просмотра лекций обязательно попробуйте написать свою историю для любимого сериала и отправьте на конкурс Марафона Сценаристов КиноПоиск HD. Еще раз повторю, срок подачи заявок – до 30 июня включительно.
Что вы имеете в виду, говоря, что сценаристы – это новые программисты?
Помните, еще пять лет назад рынок труда был перегрет паническими заявлениями, что не хватает IT- специалистов. Герман Греф и другие уважаемые люди говорили о дефиците кадров в сфере программирования. И сейчас появилось множество школ, такие как GeekBrains, Skillfactory, которые «на потоке» готовят IT crowd. Плюс, жизнь показывает, что рутинное программирование может быть подвластно искусственному интеллекту и, возможно, мы еще столкнемся с массовыми увольнениями программистов в будущем. Ажиотаж угасает.
Но на креативном рынке дефицит творческих людей, которые умеют создавать интересные и захватывающие истории, только нарастает. Мы видим бум создания контента, рост онлайн-платформ, сокращение хронометража аудиовизуальных произведений, появление новых форм сериалов от веб до скринлайф, сторителлинг в рекламе и бренд-сериалы – всё это требует сценария и сценаристов.
При этом никуда не ушли потребности прокатного кино, телесериалов для основных каналов и другие традиционные формы контента. Не забывайте еще конкуренцию с ютюб-блогерами и тиктокерами. Там тоже взрывной рост бюджетов. В том числе и зарплат сценаристов. Всё это требует вовлечения в профессию сценариста новых кадров из смежных сфер.
Сценарная школа «Лига Кино» стала победителем Баттла Киношкол АПКиТ в 2019 году, потому, что узко сфокусировалась на задаче подготовки сценаристов в несколько этапов, от начального до высшего уровня. Но даже мы не справляемся с тем объемом спроса, который есть у индустрии. Отсюда и конкурсы, акселераторы, марафоны и другие активности производителей контента, которые «Лига Кино» помогает им проводить. Всем нужна «свежая кровь».
Хороший сценарист в киноиндустрии сейчас так же востребован, как опытный разработчик в Силиконовой долине. На него встают в очередь продюсеры, его перекупают продакшены, ему предлагают эксклюзивные договора на 3-5 фильмов или сериалов сразу. Рынок перегрет и требует развития этой профессии вширь.
В чем привлекательность профессии сценариста? Зачем становиться им?
В первую очередь, чтобы разобраться в себе. Сценарист – это бог, который создает свои миры. Чем больше вы занимаетесь сценарным мастерством, тем больше вы понимаете себя и окружающих. Все правила, которые характерны для создания персонажей, применимы к реальным людям и к себе, в первую очередь.
Научившись выстраивать мотивацию и определять причины поступков персонажей в сценарии, вы так же начинаете делать и в жизни. Близкие люди становятся вам понятны, их причины поступков прозрачны, их семейные установки наглядно проявляются в рутинной жизни. Возникает принятие всех и себя такими, как мы есть. Жизнь становится легче и лучше.
Во-вторых, сценаристы – это высокооплачиваемая профессия. Счет идет на сотни тысяч за серию и на миллионы рублей за сценарий полнометражного фильма. При этом вы работаете с интересным материалом, разбираетесь в себе, получаете знания и опыт построения захватывающих историй.
Вы достаете из себя переживания и боли, разбавляете их историей и структурой, и получаете за это хорошие деньги. Психотерапия, за которую платят вам, а не вы. Плюс, из любой точки мира можно посылать свои сценарии продюсерам и получать правки. Вы – человек мира, когда становитесь востребованным сценаристом. Я всё еще надеюсь на открытие границ, я оптимист.
В-третьих, это творчество, которое вызывает эмпатию у множества людей. Как твоё творчество влияет на людей, можно увидеть на премьере, показе, в обсуждении на КиноПоиске. Очень приятно, когда люди после фильма подходят и благодарят за историю, которую только что посмотрели на экране. Твою историю.
То, что вы придумали, создали, достали из тайников души, сфокусировали в истории, поделились своей болью, становится понятным другим людям, многим людям. Они воспринимают ваших персонажей как живых людей. Переживают за них, сочувствуют, негодуют с ними или на них, разочаровываются или радуются. Это уникальный опыт, который я уже не раз пережил и, надеюсь, буду переживать в своих новых проектах. Рекомендую это всем ощутить.
Есть ли хоть какие-то негативные стороны в профессии сценариста? Все так привлекательно описали.
Большой минус мышления сценариста, по крайней мере у меня, в том, что пытаешься в жизни подогнать события под законы драматургии. По привычке, естественно. Это, конечно, неправильно. Например, спасение принцессы из башни дракона, прекрасный мифологический сюжет, где в сказках всё заканчивается «долго и счастливо», в жизни же всё оказывается намного сложнее.
Ведь кино – это не жизнь, а лишь «похоже на жизнь», а киносценарий – особый документ со своими законами и правилами. Об этом мы говорим на самых первых занятиях в нашей сценарной школе.
Лига Кино была универсальной киношколой, но после бизнес-акселератора стала школой и студией по разработке сценарных проектов на заказ. Расскажите, что это такое – бизнес-акселератор? Что вы узнали там полезного, что может пригодиться нашим читателям?
В конце 2018 года «Лига Кино» прошла жесткий конкурсный отбор в бизнес-акселератор образовательных проектов Ed2Tech фонда GVA. Акселератор помогает стартапам и фаундерам раскрыть свои потенциальные возможности, выстроить бизнес-процессы и сформулировать важнейшие документы – миссию, стратегию, правила роста.
«Лига Кино» за 3 месяца в Акселераторе смогла сделать pivot – поменять бизнес-модель и получить поддержку менторов и инвесторов в нашей новой стратегии развития — сконцентрироваться на профильном многоуровневом обучении и разработке сценарного контента на заказ вместе с лучшими выпускниками школы. Плюс, организационно-маркетинговая поддержка проектов производителей контента.
Поделюсь тремя главными советами, которые я вынес из нашего Акселератора со всеми начинающими предпринимателями в сфере креативных индустрий и не только.
Первое: надо поменять восприятие неудачи. Бизнес – это не история выигрышей, а цепь поражений. Все большие стартапы проходили через тестирование различных вариантов развития и терпели убытки. Только пройдя через эти этапы можно нащупать свою верную дорогу. Не воспринимайте неудачу как трагедию, воспринимайте как «подход к снаряду». Будет следующий.
Это же касается и сценаристов. Первый драфт сценария никогда не снимают, всегда будут правки и переделки. Смиритесь с этим заранее. Это не вы плохой сценарист, а просто сценарий требует доработки. Не переносите оценку продукта или ваших действий на свою самооценку. Это частная ошибка начинающих – сдаваться после первого отказа, корить себя за бесталанность или воспринимать критику как личное оскорбление.
Второе, тестируя гипотезу, иди «на полных оборотах». Нельзя перепрыгнуть пропасть в два прыжка. Нельзя позволить себе думать, что вы могли сделать лучше, но не сделали, и поэтому не получилось. Вы должны бы убеждены, что сделали всё, что могли, чтобы потом себя не корить упреками. Неудачи это нормально, не всегда они по вашей вине, смотри пункт первый.
Алгоритм такой: Сделал всё, что мог и обещал на 110%. Видишь, что уперся в стену, клиент не ценит твоих усилий. Понимаешь, что дальше будет только хуже. Собрал оставшиеся ресурсы, минимизировал потери, списал убытки, закрыл проект. «Если вы неправы, признайте это быстро и решительно», — говорил Дейл Карнеги. Но после закрытия одного проекта обязательно надо начинать новый. С учетом ошибок предыдущего, разумеется.
В переносе на сценаристов. Если вы написали сценарий, будьте проактивны в его продвижении и презентации. Не жалейте времени и доступных вам сил и материальных средств для создания презентации, сизла или промо-тизера. Обойдите всех продюсеров на рынке и все конкурсы. Поставьте себе цели и сроки, в которые вы будете заниматься продажей этого сценария (например, год).
Приложите 110% своих усилий и возможностей. Но если ничего не вышло, не падайте духом. Положите сценарий на полку до лучших времен, они могут наступить через пару лет, может что-то поменяется на рынке или в настроении заказчиков. И сразу же начинайте работать над следующим сценарием.
И третье, будьте гибкими. Любой рынок постоянно меняется. Рост продаж антисептиков и онлайн-доставки продуктов во время карантина показал сотни процентов прироста. Рынок фитнес-клубов и ресторанов рухнул. Впереди ещё очень много изменений. Предлагайте тот товар, который нужен людям, а не тот, который вы произвели и очень любите.
Для сценаристов. Не жалуйтесь себе или в уютных чатиках фейсбука, что зритель «не тот», продюсер «тупой», каналы «закостенели». Возможно, вы просто не уловили изменения и потребности окружающего мира. Старайтесь быть с ним «на одной волне». Все истории работают на универсальных чувствах и эмоциях – любовь, семья, страх, предательство, обман, страсть, вера и т.п. Как их упаковать сегодня, чтобы они «зашли» зрителю – вот в чем мастерство и профессия сценариста.
Спасибо за беседу. Что вы можете пожелать тем, кто только думает изменить свою жизнь?
Помните, единственный безвозвратный товар, который нельзя купить за деньги – это наше время жизни. Если вы живете и несчастны, то каждый день вы выбрасываете на помойку уникальный подарок – ваше время на Земле.
По маленьким кусочкам, но из кусочков складывается целое. Если считать, что самостоятельная взрослая жизнь в среднем от 17 до 77 лет, то год жизни – это 1.5%. А, например, 6 лет – это одна десятая всего активного времени, что нам досталось. Одна десятая настоящей жизни!
«Молодость один раз случается», как поется в известной песне. Если у вас есть мечта быть счастливым, будьте им. Никакая финансовая стабильность в состоянии депрессии от скучной работы или несчастной жизни не вернет вам годы назад.
Вы в любом возрасте можете поменять свою жизнь, начав путь «с нуля» и дойдя до любых вершин. Надо только верить в себя и не бояться. Если вы давно хотите попасть в киноиндустрию и начать делать в жизни что-то, что дает позитивные эмоции, сделайте первый шаг.
Примите участие в конкурсе Марафона Сценаристов при поддержке «Лиги Кино» и АПКиТ, посмотрите лекции Образовательной программы, придумайте заявку на конкурс семейного кино при поддержке «Творческой лаборатории Disney», приходите учиться на курсы в сценарную школу.
Будет это «Лига Кино» или любая другая, но специализированная в области кино образовательная организации – неважно. Важно, что вы начали двигаться. К своей мечте.
Лучший день, чтобы сделать первый шаг к счастью – сегодня.