MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Обзоры > 14 кинодебютов российских режиссеров

14 кинодебютов российских режиссеров

Дебютное кино, пожалуй, самый чистый вид фильмов в кинематографе: сочетание несочетаемого и рождает новые почерки, новые имена и новые истории киногероев.

Мы собрали для вас 14 ярких и совершенно разных кинодебютов последних 6 лет.

«Класс коррекции» (реж. Иван И. Твердовский, 2014)
«Класс коррекции» – тяжелая остросоциальная драма режиссера Ивана Твердовского, вряд ли кого-то оставит равнодушным. Будь вы самым холодным и бесчувственным скептиком, перед историей Лены Чеховой точно не устоите.

Девочка-колясочница после длительного домашнего обучения попадает в социум – класс коррекции, где знакомится с подростковым жестоким миром, несправедливостью и неоднозначным отношением к людям с особенностями развития.
Эта картина богата на награды. Приз за лучший дебют на «Кинотавре» 2014 года, а также Приз жюри кинопрокатчиков. На фестивале в Карловых Варах фильм получил Главный приз конкурса «К Востоку от Запада», а также Премию FEDEORA Специальное упоминание европейских кинокритиков). На кинопремии «Ника» 2015  фильм стал победителем в номинации «Открытие года». 

«Как меня зовут» (реж. Нигина Сайфуллаева, 2014 г.)
Драма Нигины Сайфуллаевой «Как меня зовут» – это дебют, пресыщенный смелостью, открытостью и эротичностью. Режиссер цепляет зрителя всплеском обнаженных чувств героев, мелодраматичными сценами и бойкими характерами. Фильм на «Кинотавре» в 2014 году получил специальный диплом жюри «За легкое дыхание и художественную целостность».

Две 17-летние подруги Саша и Оля из Москвы решаются приехать в Крым, чтобы познакомиться с отцом последней. Сергей (отец) знает только имя дочки. Но перед самой встречей Оля сачкует. Вместо нее дочерью Сергея притворяется подруга Саша. События разворачиваются крайне неожиданно.

«Тряпичный союз» (реж. Михаил Местецкий, 2015 г.)
«Пацанская» комедия-драма Михаила Местецкого «Тряпичный союз» рассказывает о молодом парне Ване, который устраивается раздавать листовки. Случайно он знакомится с тремя парнями, называющими себя секцией, сектой, бандой «Тряпичный союз». Новые друзья соглашаются принять Ваню к себе в команду за то, что он разрешит им жить у него на даче. Что там вытворяют ребята страшно вообразить, а вы попробуйте, посмотрите.

На «Кинотавре» 2015 года фильм получил награду, которой в истории еще не было: приз за лучшую мужскую роль команде актеров, исполнивших главные роли: Василию Буткевичу, Александру Палю, Павлу Чинареву, Ивану Янковскому. А на Берлинском кинофестивале в 2016 году картина была была представлена в номинации «Лучший художественный фильм конкурса для юношества Поколение 14+».

«Чайки» (реж. Элла Манжеева, 2015)
Если вам нравится минимализм и аскетичность кадра, меланхоличное умиротворение и эмоционально замороженная реальность, то стоит обратить внимание на дебютный фильм калмыцкого режиссера Эллы Манжеевой «Чайки». Это фестивальное кино, наполненное пейзажными зарисовками и поэтическими метафорами, поймет и примет далеко не каждый. Его нужно прочувствовать, а главную героиню понять, только тогда фильм останется в душе надолго. В картине достаточно много этнического калмыцкого колорита, традиций, обычаев. К слову, это первый фильм в Калмыкии, снятый за последние несколько десятилетий.
В 2015 году фильма «Чайки» получил приз за лучший дебют на кинофестивале «Кинотавр». Кроме этого, картина является участником национальной кинематографической премии «Ника», а также многих других фестивалей.

Сюжет развивается в небольшом приморском городке. Главная героиня – девушка Эльза находится в сложных отношениях со своим мужем, и в несносных – с его матерью. Каждый день она думает о том, как бы уйти от супруга. Но не решается, опасаясь неизвестного будущего. Судьба как будто слышит желания девушки: ее муж погибает. Это обстоятельство заставляет героиню переосмыслить свою жизнь.

«Хардкор» (реж. Илья Найшуллер, 2015 г.)
Илья Найшуллер известен, в первую очередь, как создатель клипов для группировки «Ленинград». Режиссер снял «Кольщик», «Вояж», «Жу-жу». А музыкальное видео «Bad Motherfucker», снятое Найшуллером в 2013 году для группы «Biting Elbows» послужило отправной точкой в его кинокарьере.
Тимур Бекмамбетов увидел ролик, набравший в сети на сегодняшний день 44 миллиона просмотров, и предложил его создателю снять полнометражную ленту. Так, в 2016 году вышел «Хардкор», фильм, в котором съемка полностью ведется от первого лица.

Фантастический боевик «Хардкор» – это история спасения своей жены мужчиной по имени Генри. Лаборатории, кровь, наемные убийцы – вот чем насыщен сюжет картины. Необычный формат повествования может показаться вам интересным.

«Кислота» (реж. Александр Горчилин, 2018 г.)
Еще один победитель «Кинотавра» в номинации «Кинотавр.Дебют» фильм «Кислота» режиссера Александра Горчилина. Сам актер, ученик Кирилла Серебренникова, Горчилин создал токсичную картину о поколении двадцатилетних, показав несовершенства их характеров, максимализм и безбашенный риск, способный в прямом смысле убить. Кислота в фильме это и наркотики, и музыкальный жанр, и разъедающие жизнь убеждения, и, в конце концов, реальный яд. Эффектная, неоднозначная картина зацепит тех, готов принимать кислотную реальность режиссера и вложенные в нее смыслы.

Тусовочная Москва, со всех сторон гудящее техно и два молодых парня Саша и Петя, которые берут от жизни все: нужное и ненужное. Самоубийство друга заставляет героев погрузиться в себя и попытаться найти в недрах души что-то, способное изменить все.

«Давай разведемся» (реж. Анна Пармас, 2018 г.)
«Перезагрузка личной жизни» – слоган картины Анны Пармас «Давай разведемся», которая рассказывает о современной женщине, способной и коня на скаку…, и в избу горящую… Вот только такое переусердствование грозит распадом семьи. Мужу-то внимание нужно. Угроза развода заставляет героиню Машу принять вызов от фитнес-тренера, к которой ушел тот самый муж, и бороться за свое счастье до конца. 

В главной роли фильма сыграла Анна Михалкова. Картина достаточно яркая, местами смешная, без тяжести быта и драмы. В 2019 году на «Кинотавре» фильм завоевал главный приз в номинации «Кинотавр. Дебют». Кроме этого сценаристы завоевали Приз имени Григория Горина «За лучший сценарий».

«Мальчик русский» (реж. Александр Золотухин, 2018 г.)
Сопереживание главному герою в картине «Мальчик русский» захлестнет вас с первых минут просмотра. Режиссер Александр Золотухин, мастером которого являлся Александр Сокуров, рассказывает историю простого русского мальчика, который вынужден идти на войну, наивно мечтая об орденах и славе. Первый же бой для героя оказывается роковым: он теряет зрение. Вместо того, чтобы вернуться домой, мальчик становится «слухачем». Теперь его задача предупреждать о приближении врага.

На «Кинотавре» в 2019 году «Мальчик русский» получил Диплом Гильдии киноведов и кинокритиков. Премьера же фильма состоялась на Берлинском кинофестивале 2019 года.

«Бык» (реж. Борис Акопов, 2019 г.)
Криминальная драма про 90-е. На ум сразу приходит «Брат», но нет, это немного другое. Хотя схожесть эпох и стилистики времени, конечно, прослеживается. «Бык» – это история по факту несчастливого лидера преступной группировки Антона Быкова по прозвищу «название фильма». Он вынужден отдавать долг за услугу «большому» человеку. Отработка авторитету дорого обойдется «Быку». 

В 2019 году на «Кинотавре» картина «Бык» получила главный приз кинофестиваля. Также главный приз программы «К Востоку от Запада» «Бык» получил на международном кинофестивале в Карловых Варах.

Еще несколько дебютов, вошедших в нашу подборку:
«Теснота» (реж. Кантемир Балагов, 2017 г.)
«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» (реж. Александр Хант, 2017 г.)
«Лед» (реж. Олег Трофим, 2017 г.)
«Нашла коса на камень» (реж. Анна Крайс, 2017 г.)
«Папа, сдохни» (реж. Кирилл Соколов, 2018 г.) 

София Иосько