РЭЦ получает первые заявки на участие в государственной программе адаптации проектов к требованиям внешних рынков
По результатам проведенных Минэкономразвития России и АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) стратегических сессий и «проектных мастерских» с компаниями – экспортерами услуг было определено, что одним из барьеров для развития экспорта услуг является необходимость адаптации продукции, в том числе содержащей результаты интеллектуальной деятельности, к требованиям внешних рынков (в первую очередь это относится к ИТ-компаниям и компаниям в сфере креативной индустрии).
Возросший спрос за рубежом на российскую продукцию отраслей ИТ-кино- и анимационного производства свидетельствует о том, что проекты российской сферы услуг пришлись по вкусу иностранным потребителям. В процессе расширения географии экспорта, российским компаниям приходится конкурировать не просто с устоявшимися гигантами рынка, но и с их маркетинговыми бюджетами. Еще один неотъемлемый элемент экспортной торговли – это визуальная (то есть маркетинговая) и языковая адаптация продукции к условиям и требованиям новых рынков. Для помощи экспортерам сферы услуг была разработана специальная государственная программа поддержки – постановление Правительства РФ №1596 правилами которого предусмотрено предоставление субсидии организациям кинематографии и организациям, выпускающим продукцию IT, на финансирование затрат, связанных с продвижением и языковой адаптацией российской продукции к требованиям зарубежных рынков. «11 июля 2020 года Михаил Мишустин подписал обновленную версию постановления, которая учла необходимость проведения валютных платежей на цели постановления. Это позволит сократить расходы на размеры комиссий посредников при закупке услуг у иностранных подрядчиков. Еще одно приятное изменение Правительственного акта – это усовершенствование форм для подачи заявок на субсидию, что позволяет минимизировать временные затраты для компаний претендентов» — поясняет руководитель направления экспорта креативных индустрий Данильченко Евгения.
Реализация механизма предоставления субсидий предлагается в форме программ повышения конкурентоспособности (ППК) продукции в рамках которых предусмотрена программа субсидирования части затрат, предусмотренных постановлением. Размер субсидии предполагает не более 70% от затрат организаций, предусмотренных на продвижение и адаптацию ППК. При этом размер запрашиваемой субсидии не должен превышать 20% совокупного планового объема экспортной выручки от реализации ИТ-продукции и 30% совокупного планового объема экспортной выручки от реализации аудиовизуальных произведений, предусмотренного ППК.
На указанную программу в текущем году было выделено 300 млн рублей. 27 июля Российский экспортный центр (РЭЦ), выполняя функции правительственного агента, открыл прием заявок для экспортно ориентированных компаний сферы аудиовизуального производства и ИТ-индустрии на участие программе. Прием заявок продлится до 10 августа включительно. Все поданные проекты пройдут стадии проверки актуальности пакетов документов и дальше отправятся в Минэкономразвития, где специально сформированная межведомственная комиссия проведет ранжирование проектов и распределит финансирование вплоть до исчерпания бюджета.
Евгения Данильченко: «К нам уже стали поступать первые заявки на участие в программе и мы видим высокий спрос на подобную уникальную меру поддержки экспортеров услуг. Новая программа является современным и актуальным инструментом поддержки производителей, ведь она предполагает авансовую форму субсидирования, а срок реализации проекта расширен до двух лет. Мы рассчитываем, что разработанная программа увеличит количество экспортных контрактов в сфере услуг, повлияет на увеличение стоимости экспортных сделок (благодаря участию в маркетинговом продвижении продукта за рубежом и поставке адаптированного на языки продукта), а также, повысит привлекательность российских высоко интеллектуальных продуктов за рубежом и увеличит осведомленность иностранных партнеров о продукции российского производства».
Подробная информация — на сайте РЭЦ.