MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Рецензии > Искусство на продажу – о фильме «В погоне за Бэнкси»

Искусство на продажу – о фильме «В погоне за Бэнкси»

Вчера на кинофестивале BeatFest состоялась гала-премьера документального фильма о самом известном стрит-арт художнике «В погоне за Бэнкси». Об эксплуатации искусства и мифотворчестве пишет Дмитрий Елагин.

Стрит-арт, как и искусство перформанса, противопоставляет себя живописи, фотографии и скульптуре, которые продают на аукционах за сотни тысяч долларов. И перформанс и стрит-арт стоят на принципах невозможности обладания, что нивелирует их ценность. В фильме «В погоне за Бэнкси» (Banksy Most Wanted, 2020) показан процесс борьбы общества с покупателями/продавцами произведений художника. Для простых граждан картины Бэнкси – это часть жизни, часть ежедневного ландшафта, как исторические здания или памятники. Арт-дилеров они клеймят ворами общественного достояния, но, когда владелец боксёрского детского клуба продает дверь с произведением Бэнкси, его действия показываются режиссёрами положительно. Ведь он это делает ради общего блага, ради детей.

Показывая арт-дилеров и их клиентов людьми, для которых искусство является дорогим товаром, режиссёры фильма на деле прячут свой продукт, предоставляемый зрителям за деньги. «В погоне за Бэнкси» – это не расследование или анализ его творчества, а экскурсия по городам мира и реклама, в которой Бэнкси сравнивают с Леонардо да Винчи. Хотя сравнение идёт в поле «узнаваемости», а не техничности, но в современном мире доминирующее значение имеет известность артиста и размах жеста (вспоминаем проданный за $120 тысяч банан Маурицио Каттелана). Под энергичные барабаны режиссёры продают зрелище, эксплуатируют образ и миф вокруг художника, дразня зрителя расследованиями без критического анализа.

Один из арт-дилеров подмечает, что Бэнкси тоже встроен в процесс собственной мифологизации, доказательством чего является неполное разрезание картины «Девочка с воздушным шаром» после продажи на аукционе Sotheby’s. Ведь уничтоженное произведение теряет свою ценность, но Бэнкси этого не сделал. Он понимает, как устроить шоу, и что анонимность – часть образа «великого». Неизвестно был ли Гомер или Шекспир реальным автором своих произведений – тайна порождает неутолимый интерес. Поэтому публика, пропитанная опьяняющим желанием неизвестности, мало отличается от тех же покупателей искусства, чье сердце искрится во время торгов, а режиссёры – от арт-дилеров. Тайну Бэнкси никому не выгодно раскрывать.

Дмитрий Елагин

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять