Сарфрараз Алам: «Показывать свои фильмы в кинотеатрах и быть богатым – это не самое главное»
Сарфараз Алам, индийский продюсер, режиссер, организатор Недели русского кино в Индии принял активное участие в недавно завершившемся Сибирском молодежном кинофоруме: провел мастер-класс, вошел в состав Экспертного совета Сибирского питчинга дебютантов, а также выступил в качестве спикера на форсайт-сессии по развитию кинематографа в Хакасии. Редакция Moviestart задала эксперту ряд вопросов о копродукции с Индией, съемках в Сибири и вызовах молодым кинематографистам.
Вы побывали на локейшн-туре в рамках Кинофорума, а также пригласили один из местных проектов-победителей питчинга «Коралловые бусы» к сотрудничеству. Каковы, на Ваш взгляд, кинематографические возможности этого региона для копродукции с Индией?
В Индии люди знают о Сибири. Первый шаг уже сделан. О Сибири даже известно намного больше, чем о России в целом. Мы все наслышаны, что в Сибири очень красиво и очень холодно. Хотя лично мне здесь не холодно в это время. Нашим людям нужно больше показывать локации и распространять соответствующие видеоматериалы. Я, в том числе, планирую содействовать этому. Я работаю как продюсер в России и СНГ, и индийские продюсеры мне постоянно отправляют референсы, а я нахожу похожие места. Все проехать невозможно, поэтому использую как можно больше имеющихся в сети видеоматериалов. Возможности в Сибири колоссальные.
Можно ли здесь снимать с точки зрения организации кинопроизводства?
Снимать можно, но бюджет фильма очень вырастет. Придется многое брать с собой: техника, камера, свет. Большие звезды не очень любят далеко ездить. Всем нужна привлекательная локация с хорошей инфраструктурой.
То есть на данном этапе поездка в Сибирь может быть оправдана только красивыми локациями?
Все продюсеры считают бюджет. Если фильм будет полностью здесь снят, они могут приехать. Но если снимать часть фильма, будет дороже.
Поможет ли привлечению продюсерских компаний система рибейтов?
Она очень важна. Без этого на 50% уменьшаются шансы, что фильммейкеры сюда поедут. Если есть рибейты и субсидии, то шансы возрастают.
С точки зрения прокатного потенциала в Индии и вообще в мире, какого рода сибирские истории могли бы «выстрелить»?
Я думаю, что людям нравится смотреть реальные, правдивые местные истории. Также в Индии любят фильмы с этнической и музыкальной составляющей. Все это надо развивать и больше распространять.
Уже третий год я делаю фестиваль российского кино в Индии. В течение 3-4 дней фестиваля в кинотеатры приходило максимум 1500 человек. На последний фестиваль пришло уже 5000 человек. Сейчас снова возрастает интерес к российскому кино в Индии. В этом году мы проведем событие онлайн, а в следующем, надеюсь, снова соберем полные залы.
Какие советские и российские фильмы Вы бы выделили?
Все фильмы Тарковского. В Индии с удовольствием эти фильмы до сих пор смотрят. Все известные советские фильмы: «Бриллиантовая рука», «Ирония судьбы…»… Смотрим всю советскую классику.
Вы слышали про феномен якутского кино? Может ли что-то подобное сформироваться в Хакасии? Что для этого нужно?
Да, конечно. В первую очередь, нужна инициатива со стороны правительства. Я общался с людьми из Правительства Хакасии, и все они очень позитивно настроены.
Что бы Вы посоветовали региональным кинематографистам, которые задумываются о копродукции?
Мой совет людям, которые хотят заниматься копродукцией: знать английский язык и обязательно нужно ездить в страну, с которой планируете осуществлять копродукцию. Если ты хочешь делать что-то совместно с Индией, нужно знать страну, понимать ее культуру, и только тогда начинать что-то развивать. Также нужно принимать участие в местных кинофорумах. Например, в Индии каждый год в октябре проходит международный кинофестиваль. Туда тоже нужно ездить, встречаться с людьми и показывать свои проекты.
Сейчас есть большой запрос на контент от местных онлайн-платформ. Производство выросло в два раза. Все крупные компании вкладывают деньги в кино и сериалы. И сейчас, даже во время локдауна, в Индии производят 1500 фильмов в год.
На каждой платформе есть редакторы, которые читают сценарии и заявки. Если они заинтересуются вашим проектом, непременно свяжутся с вами.
А можно рассматривать сначала прокат в кинотеатрах, а потом продажу онлайн-платформам?
Каждый индийский продюсер и режиссер мечтает увидеть свой фильм в кинотеатре. У меня из-за пандемии не вышло два фильма в кинотеатрах. Кинотеатры закрыты уже 1,5 года. Для Индии эта большая боль. Нам пришлось продавать свои фильмы платформам. Мы, конечно, заработали деньги, но хотелось бы, чтобы фильмы шли в кинотеатрах.
Независимому кино очень сложно попасть в индийские кинотеатры. У нас большой объем производства и кинотеатров не так много. В Китае 75 тысяч кинозалов, а у нас – 9,5 тысяч. Все большие продюсеры «держат» хорошие даты, поэтому попасть в кинотеатр очень сложно.
Почему на индийском кинорынке практически нет российских фильмов?
Дело в том, что дистрибьюторы занимаются, в основном, индийскими фильмами. Им невыгодно другое, так как они знают, что могут заработать деньги на своих проектах. Они не хотят экспериментировать. Я уже обращался в наш Минкульт. Я договаривался, чтобы один или два раза в неделю показывали российские фильмы. Они согласились, но нужно вкладывать в это деньги и время. Чтобы русские фильмы стали в Индии популярными, нужно провести большую работу.
Как вам кажется, с какими вызовами сейчас сталкиваются кинематографисты (в том числе региональные) и как их можно решить?
Показывать свои фильмы в кинотеатрах и быть богатым – это не самое главное. Самое главное – это осуществить свою мечту. Есть много платформ (маленькие и крупные). Сейчас и в ютубе, и в инстаграме можно стать звездой. Думаю, что стало намного легче, чем было раньше. Даже я из Индии приехал к вам в Хакасию, о которой ничего не знал. Только благодаря проекту «Всероссийский молодежный кинофорум» я узнал об этом регионе.
#Росмолодежь, #Росмолгрант, #Ресурсцентр, #ВКМП, #Россиястранавозможностей