MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Интервью > Кирилл Зайцев: «Можно ли оставаться на войне человеком?»

Кирилл Зайцев: «Можно ли оставаться на войне человеком?»

На недавно прошедшем Сибирском молодежном кинофоруме состоялся специальный показ короткометражного фильма «Сашка. Дневник солдата». Картину представили режиссер и актер Кирилл Зайцев и продюсер Дмитрий Якунин.

Редакция Moviestart пообщалась с Кириллом Зацевым о его режиссерском дебюте.

Кирилл, расскажите, когда Вы впервые познакомились с повестью Вячеслава Кондратьева «Сашка» и почему в своей дебютной режиссерской работе решили обратиться именно к этому материалу? 

На самом деле, идея снять короткометражный фильм принадлежит не мне, а актеру Ивану Клочко. Он же и написал сценарий. Началось все в Рижском русском театре, в котором служили я и Иван. Художественный руководитель театра и наш мастер Игорь Григорьевич Коняев поставил спектакль по повести Вячеслава Кондратьева «Сашка», где Иван играл Сашку, а я комбата. Через какое-то время я ушёл из театра и переехал из Риги в Москву. Вскоре Иван обратился ко мне с просьбой прочитать его сценарий по одной из новелл повести, сценарий мне понравился и мы принялись за работу.

В отличие от кино, хороших записей спектаклей практически не остается. Получается, что роли, которые ты играл в спектакле, остаются жить лишь в твоей душе. И мне также, как и Ивану, захотелось зафиксировать наши переживания, что называется, «в веках». 

Кто помогал Вашей команде в организации съемочного процесса   картины?

Одной из первых наших задач было найти финансирование. Я абсолютно не имел ни режиссерского, ни продюсерского опыта в художественном кино, и мне была просто необходима помощь и поддержка опытного человека. Я благодарен судьбе, что встретил руководителя продюсерского центра «Мувистарт» Дмитрия Якунина. Он познакомил меня с представителем Союза кинематографистов от Архангельской области, руководителем киностудии «Инфильм» Анатолием Конычевым, который очень поддержал нашу идею. Благодаря ему мы попали в Администрацию губернатора, рассказали, какое кино хотим снимать и заключили договор по стартовому финансированию, запустив проект. 

По сути дела, мы искали неравнодушных людей. Нам помогал Молодежный центр Союза кинематографистов России, арт-кластер  «Таврида», Росмолодежь, Фонд президентских грантов, Администрация губернатора Архангельской области, Министерство культуры Архангельской области, центр «Патриот».

Расскажите, как выбирали локации? Где проходили съемки?

Мы снимали в деревне Кучепалда Каргопольского района. Это была экспедиция в самую настоящую заброшенную деревню. В Московской области таких деревень мы бы не смогли найти. Вы знаете, у Кучепалды удивительное расположение. Когда-то там было круглое озеро, вокруг которого расположились домики. Видимо, когда это озеро пересохло, жители покинули свои дома. 

Поделитесь, какое впечатление лично на Вас произвела Архангельская область?

Должен признаться, что в нашу картину вложено очень много архангельского неравнодушия. Здесь я столкнулся с большим количеством отзывчивых людей, которые были готовы круглосуточно нам помогать. Это были и пожарники, и милиционеры, и местные жители. Я давно не встречал такого большого количество отзывчивости и душевной теплоты, с которой люди были готовы помогать нам в создании фильма. Вообще я по первому образованию судоводитель, и мне было так приятно, что в Архангельске живет много людей, связанных с морем. Порт, ледоколы, сухогрузы – это такая ностальгия для меня.

В фильме Вы выступили не только в качестве режиссера и продюсера, но и сыграли роль комбата. Как удавалось переключать внимание и быть одновременно по обе стороны камеры? Как успевали за всем уследить?

Следить за всем и переключать внимание – это был приятный разгон моих внутренних ритмов. Я считаю, что сделал правильный шаг, окружив себя настоящими профессионалами, которые мне помогали и в каком-то плане защищали наш продукт своим опытом. С нами работал Владимир Михайлович Климов. На сегодняшний день почти все топовые операторы – его ученики. Художественным руководителем картины выступил мой мастер Игорь Григорьевич Коняев. Это очень важно, ведь почти все герои фильма – участники спектакля и ученики нашего курса, который выпустили Игорь Григорьевич Коняев и Елена Игоревна Черная. Если бы не они, не было бы таких замечательных артистов в нашем фильме. Для режиссера это всегда важно. Хорошему актеру стоит лишь задать направление, а потом только и успевай камеру подставлять. Мой подготовительный режиссерский период (выбор локаций, костюмов, обсуждение нюансов), настолько погрузил меня в тему войны, что я будто бы 24 часа в сутки находился в 1941 году и проживал все отношения между героями. На площадке я постоянно взаимодействовал со всем, что касается съемочного процесса. Когда мне нужно было оказаться по другую сторону камеры и начать играть – это было так естественно.Ведь внутри себя я все давно сыграл, прочувствовал этот нерв. Здесь действительно выходишь на «многоплоскостное внимание», как говорил Константин Сергеевич Станиславский, и перед тобой открываются новые возможности. Многое нужно мне ещё постигнуть в профессии кинорежиссёра, многому научиться.

Что стало для Вас главным режиссерским открытием?

Я понял, что кино делается на монтаже. Первый раз картина смотрит тебе в глаза именно на монтажном столе. До этого ты, можно сказать, просто набирал материалы, делал заготовки.

У нас шли долгие поиски цвета для фильма. Сначала все было ярко и красочно, как на открытке. Но прошло время, и мы поняли, что это не цвет войны и решили практически убрать весь цвет. За все время работы над картиной у меня сформировалось монтажное мышление. В кино очень важно, чтобы камера зафиксировала то, о чем потом можно рассказать историю на экране.

В рамках Российской программы 43-го Московского Международного кинофестиваля в кинотеатре «Поклонка» состоялась долгожданная премьера фильма.  Как зритель принял картину? 

За три недели до премьеры я смотрел картину по три раза в день. В какой-то момент я понял, что мой чувственный родник и эмоциональные силы истощились. Конечно, на премьере мое личное восприятие было уже не таким сильным и свежим. Я больше смотрел на людей, на их реакцию, как они слушают. Когда в конце фильма шли титры без музыки, зрители сидели молча и боялись пошевелиться. На мой взгляд, такое молчание было правильным, и это была для нас лучшая награда, потому что потом последовали бурные аплодисменты. 

Что в первую очередь должен вынести зритель, посмотрев фильм «Сашка. Дневник солдата?» О чем картина заставляет задуматься каждого из нас?

Война – это чудовище, которое,  как правило, заставляет делать людей жестокие и ужасные вещи. Очень много человеческих душ ломается и не выдерживает этого испытания. Один из ключевых вопросов картины: можно ли оставаться человеком на войне? Фильм рассказывает о серьезных духовных испытаниях, которые пришлось пройти русскому солдату Сашке.

Насколько эта история актуальна и созвучна современной действительности, на Ваш взгляд? 

Люди по сути своей не меняются. Несмотря ни на что, сострадание есть в любом народе и особенно оно характерно для русских людей, на мой взгляд. Надо понимать, что это в чём-то наш дар, который нужно трепетно беречь. Если в чудовищных условиях войны наш герой остается человеком, то мы сейчас тем более должны сохранять свое человеческое лицо. Возвышается не тот, кто наказывает и убивает, а тот, кто ценой нечеловеческих усилий возвращает этот мир на рельсы добра и остаётся честным с самим собой. 

Наталья Тонких

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять