MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Лайфхаки > Павел Данилов: «Продюсер – это человек, который берет на себя ответственность»

Павел Данилов: «Продюсер – это человек, который берет на себя ответственность»

В рамках Поволжского молодежного кинофорума состоялся мастер-класс доцента и заместителя заведующего кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Павла Данилова. Встреча была посвящена самым важным и актуальным вопросам продюсирования короткометражных фильмов. 

Moviestart публикует тезисы мастер-класса.

Не все понимают, кто такой продюсер. У нас есть закон, где говорится о том, что продюсер – это юридическое или физическое лицо, взявшее на себя ответственность за производство и демонстрацию фильма. Профессия есть профессия, но продюсер – это еще и человек, который рискует, берет на себя ответственность. Таким образом, он является локомотивом и двигателем всего процесса кинопроизводства. Продюсер, прежде всего, придумывает кино, организует создание фильмов и занимается предпринимательской деятельностью. В любом случае, продюсер всегда заинтересован в итоговом результате кинофильма. Если что-то пойдет не так, в убытке всегда будет именно продюсерская компания. 

Какие бывают продюсеры? Существует широкая линейка, и в разных учебниках пишут по-разному: продюсер (некоторые называют себя генеральными продюсерами), это человек, который придумывает идею, осуществляет финансирование, рискует, руководит всем кинопроизводством и, в конечном итоге, продает фильм. Его помощники – продюсеры большого звена. Чаще всего, это руководители своих компаний и ИП. Они работают по договорам подряда и выполняют определенную функцию. Существует креативный продюсер, который занимается разработкой идеи и тесно связан с редакторской группой. Он просто незаменим, когда снимаются длинные телевизионные сериалы. Исполнительный продюсер занимается организацией производства: получает сценарий, ключевых исполнителей (режиссер, актеры, оператор).  Но, если проект большой, появляется еще ряд продюсеров. Один из них – продюсер постпродакшна. Его задача заключается в том, чтобы организовать весть постпродакшн от момента получения материалов, отснятых за день, до готовой копии. В ряде случаев ему помогает саунд-продюсер, который полностью отвечает за музыкальное оформление фильма. Также он должен заниматься вопросами защиты и охраны авторского права. Так как мы живем в век компьютерных технологий и визуальных эффектов, появляется новая должность – продюсер  FX. 

Какие задачи решает продюсер? Девелопмент – это развитие проекта и доведение его от идеи до готового сценария (мы говорим пока о литературном сценарии, а не режиссерском). Продюсеру необходимо продумать вопросы, связанные с демонстрацией фильма, запустить дистрибьюцию. Важные задачи, которые решает продюсер – это обеспечение юридической чистоты проекта и поиск финансирования.  

Конкуренция сейчас очень большая, и продюсер должен определить хай-концепт (отличие от всего, что существует сейчас на рынке).  Если говорить о полнометражных проектах, в год, до пандемии,  в кинотеатральный прокат выходило 440–470 фильмов. Из них 130–140 фильмов российского производства. В области короткого метра конкуренция еще выше. В этой связи необходимо понимать вашу целевую аудиторию и сформулировать logline (идею будущего фильма).  Как правило, продюсер нанимает драматурга или совместно с ним пытается разрабатывать проект. На основании синопсиса формируется тритмент или поэпизодный план. Сюда же добавляются диалоги, и получается сценарий. В профессиональном производстве должно быть три драфта сценария: первый драфт  принимает продюсер, второй драфт принимает заказчик (если мы работаем с телеканалом, это обязательный этап), последний драфт сценария принимается и продюсером, и заказчиком, и режиссером. Вы должны понимать, что даже хорошие драматурги делают несколько десятков драфтов сценария, проходя длинный путь. 

Когда есть готовый сценарий, можно разрабатывать предварительный постановочный проект, который нужен для поиска финансирования. В него включается и  Dream Team. Если сценарий пишется под конкретного актера, Dream Cast заменяется на Cast. Еще можно поработать с официальными партнерами, готовыми вложиться в product placement. Необходимо проанализировать, будет ли ваш фильм востребован на рынке (составить экономику, понять доходы и расходы). Все эти документы вы должны упаковать и идти по потенциальным рынкам сбыта. Параллельно вы должны заниматься очисткой прав и обеспечить юридическую чистоту проекта, которая может понадобиться на разных этапах. Суть сводится к тому, что у нас есть законодательство об авторском праве. Какими-то вещами нельзя пользоваться без разрешения. В мире большого кино за это платятся деньги, в мире короткого метра – спрашиваем разрешение, которое легче всего получить на начальном этапе. 

Критерии успешности. Если мы работаем в зоне авторского кино, можно работать в потоке сознания, но чаще всего это не приводит к успеху. Очень важно наличие парадокса в вашем проекте. Если все будет соответствовать законам драматургии, то зритель, как правило, будет заинтересованно смотреть и наблюдать. Заинтересованность зрителя может повысить использование бренда (книга, игра, герой). Очень многие используют эклектику – смешивают жанры. Каждый жанр имеет четкие особенности, которые следует учитывать при создании фильма. Необходимо совершенно четко попасть в целевую аудиторию, как на телевидении, так и на фестивале. Всегда имеет значение название и сам автор (не бойтесь говорить о своей фильмографии). Очень важна дата релиза, если кино предназначено для кинотеатра. Чем выше рейтинг ожидания фильма, тем выше заинтересованность. 

Что следует учитывать при создании идеи? В первую очередь, конечно же, актуальность, высказывание автора. Необходимо четко понимать жанр и хронометраж. Важную роль играют референсы, а в ряде случаев и сеттинг. Не забывайте о тональности. Вы можете написать драму, внутри которой будет ирония и комедийные элементы. Ваш персонаж непременно должен быть нестандартным, со своими конфликтами и парадоксами.

Всегда всех интересует вопрос, откуда брать деньги? На сегодняшний день самый простой путь – это получение грантов. Есть арт-кластер «Таврида», Росмолодежь, Фонд президентских грантов. Еще один популярный вариант  – это краудфайдинг (работа с planeta.ru). Вы также можете поработать со спонсорами и кинокомпаниями-партнерами.   

Вся деятельность продюсера должна быть договорная. Самое простое – это открыть ИП. Со всеми актерами и людьми, которые работают на площадке, нужно уметь договориться, а в идеале – подписать договор. Второе направление – это авторское право, с которым продюсер должен работать  долго и подробно. Автору произведения  принадлежат исключительное право на произведение и личные неимущественные права. Существует три формы передачи авторского и смежных прав: договор отчуждения, договор авторского заказа и лицензионный договор. Чтобы не попасть в неприятную историю, необходимо заключить один из этих трех договоров. 

Очень важен подготовительный период. Вы сможете просчитать бюджет фильма только при наличии готового режиссерского сценария. Далее делаются производственные читки, чтобы каждый член команды понимал, что от него требуется. Необходима подготовка списка оборудования, создание раскадровки и аниматика для сложных проектов. Планирование производства – это обязательная разработка календарно-постановочного плана, плана постпродакшна и, конечно же, сметы. 

Фильм, как известно, рождается трижды: на бумаге, на съемочной площадке и в процессе монтажа. Постпродакшн включает в себя: монтаж, озвучание, компьютерную графику, цветокоррекцию, изготовление DCP и прочих необходимых копий фильма. Одним из важных этапов является оформление документов (паспорт, диалоговые листы, музыкальная справки и прочее). Этот пакет документов необходимо собрать, чтобы получить прокатное удостоверение, особенно это касается крупных фестивалей. 

Подготовила Наталья Тонких

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять