MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Участница Шанхайского международного кинофестиваля, режиссёр Мария Батова – О дебютном фильме «Сон»

Участница Шанхайского международного кинофестиваля, режиссёр Мария Батова – О дебютном фильме «Сон»

Мария Батова – режиссер-дебютант, чья независимая картина «Сон» была включена в программу «Панорама» Шанхайского международного кинофестиваля. Редакция Moviestart пообщалась с Марией о создании фильма и трудностях и плюсах независимой съемки.

Мария, расскажите немного о себе. Что привело Вас в мир кино? Насколько мне известно, изначально Вы окончили филологический факультет МГУ… 

Я с подросткового возраста увлекалась кинематографом. После обучения на филфаке МГУ решила поступать во ВГИК, чтобы освоить навыки киноискусства. Всегда воспринимала кино не только, как погружение в иную реальность, но и как некое авторское высказывание, которое режиссёр хочет донести до своего зрителя. Поэтому, в первую очередь, в кинематографе меня привлекает возможность открыто говорить на важные темы.

Как помог ВГИК в Вашем профессиональном становлении? Думаю, что Ваши мастера заложили прочный фундамент на будущее. 

Да, основной ценностью в процессе обучения было не только освоение профессиональных навыков драматургии, но и то, что мастера направляли нас в выборе сюжетной проблематики. Всё-таки искусство должно преобразовывать человека, помогать ему разрешать внутренние проблемы или хотя бы давать возможность задуматься. Помню, большое впечатление на меня произвела лекция Юрия Николаевича Арабова про библейскую историю Иова, претерпевавшего все тяготы на своём жизненном пути, но не отказавшегося от веры. Думаю, что это один из наиболее важных сюжетов в драматургии. 

Также было очень приятно, что мастера положительно оценили фильм. Для нашей команды их мнение имеет весомое значение.

На фото: Мария Батова

Фильм «Сон» – первая полнометражная работа. Почему решили снимать независимое авторское кино? С чего всё началось? 

Сценарий фильма «Сон» я написала уже после окончания магистратуры, и мне очень хотелось реализовать этот материал. Безусловно, было понимание того, что могут возникнуть различные сложности производственного характера, но они казались преодолимыми, потому что было большое желание снять искренний рассказ о том, как важно сохранять любовь и уважение к близким вне зависимости от жизненных обстоятельств.

Как бы Вы сами себе ответили на вопрос, о чём картина

Эта картина, в первую очередь, о принятии своей судьбы и о любви к ближнему. Главная героиня, выпускница детского дома, пытается наладить отношения с отцом, который не принимал участия в ее жизни. Несмотря на все трудности, героиня всё же находит в себе силы понять и принять своего отца, ведь человек должен уметь находить в себе силы жить дальше и стремиться к созиданию. 

Как изначально выбирали материал для будущей картины? Почему обратились к такой непростой социальной тематике? 

Не могу сказать, что целенаправленно выбирала материал, скорее это тот культурный пласт, в котором мы существуем и который должен быть осмыслен. Сценарий отчасти основан на реальных событиях, какие-то эпизоды из него являются полностью достоверными, какие-то являются авторским дополнением.

Когда смотришь «Сон», словно заглядываешь внутрь героев, проживаешь каждую эмоцию отца и дочери, полностью погружаясь в их внутренний мир… К какому зрительскому восприятию Вы стремились?

Конечно, хотелось достичь максимальной достоверности происходящего на экране. Трепетно подходила к подбору актёров и очень долго их искала. Актёры, Настя Самылова и Александр Замураев, типажно полностью соответствуют образам своих героев. Мы долго готовились, прорабатывали роли, обсуждали мироощущение персонажей, потому что для любого актёра важно не только понимать свои задачи в конкретной сцене, но и очень тонко чувствовать своего героя, уметь погружаться в нужное состояние. Так что с актёрами мне очень повезло, они тонко прочувствовали драматургию и передали душевные переживания персонажей на экране. 

Что для Вас было главным критерием при выборе актеров? 

Было важно найти актёров, которые обладают естественностью и органичны в кадре. Камеру нельзя обмануть, она всегда считывает энергетику человека. Поэтому, в первую очередь, хотелось, чтобы актёры казались в какой-то степени непрофессиональными, то есть их характеры и психофизика изначально совпадали с характерами героев. В актрисе должна была быть внутренняя чистота, которая совмещается с активной преобразующей энергией. В актёре важно было увидеть парадоксальность характера персонажа: с одной стороны, герой кажется слабым из-за своего болезненного состояния, но с другой в нём есть сила, которая определяется жизненной мудростью. 

С какими трудностями пришлось столкнуться при создании фильма? 

Смотря что считать трудностями. Различного рода сложности – это неотъемлемая часть любого производственного процесса, где задействовано большое количество людей. Тем более что создание фильма – процесс творческий. Возможно, основной проблемой был небольшой бюджет, который ограничивал наши возможности, но в то же время это давало определённую творческую свободу.  

В фильме Вы выступили и сценаристом, и режиссером, и продюсером. Сколько времени в общей сложности было отдано проекту от написания сценария до постпродакшна? 

В целом производство фильма (подготовка, съёмки и постпродакшн) длилось около двух с половиной лет. Весь процесс создания картины от начального до финального этапа организовывала самостоятельно без студийной поддержки. Это был потрясающий опыт, потому что мне удалось узнать нюансы кинопроизводства от зарождения идеи фильма до его показа на фестивале. Для начинающего кинематографиста это прекрасная возможность погрузиться в производственный процесс. Продюсирование в условиях малого бюджета оказалось наиболее сложной задачей, но я рада, что на моём пути встречалось множество открытых и отзывчивых людей, которые были готовы безвозмездно помогать просто потому, что им нравилась идея фильма. 

Кто помогал в создании картины? Расскажите о своей команде. 

Наша команда – это студенты киновузов, которые вдохновились сценарием и были готовы работать на энтузиазме. Мне посчастливилось найти очень талантливых молодых специалистов, которые неравнодушны к авторскому кино и готовы глубоко погружаться в материал, над которым работают. В администрации у нас было не так много людей, и нам помогали родственники. Например, моя мама готовила обеды на всю съёмочную группу. Так что нужно всегда помнить, что любой фильм – это не только сценарий и режиссура, но и совместная работа большого коллектива людей, вклад каждого из которых является уникальным и крайне важным.

Где проходили съемки? Долго ли Вы выбирали локации? 

Съёмки проходили в разных местах: в Московской и Рязанской областях, а также в Переславль-Залесском. Основная сложность возникла при поиске ручной железнодорожной стрелки, потому что выяснилось, что пару лет назад все ручные стрелки заменили на электронные, а они выглядят некиногенично. Хотелось сохранить аутентичность визуального повествования, поэтому долго искала ручную стрелку, и по воле случая обнаружила таковые на маленькой станции недалеко от Коломны. Очень благодарна руководству железнодорожной станции, что они пошли нам навстречу и помогли в организации съёмок на их объекте. 

«Сон» вошел в программу Шанхайского международного кинофестиваля, который проходит в эти дни. Что значит для Вас участие картины в одном из крупнейших международных киносмотров? 

Для нас большая честь принять участие в таком крупном международном фестивале. И мы очень рады, что нашу картину сможет посмотреть международная зрительская аудитория. Фильм затрагивает вопросы семейных и духовных ценностей, поэтому может быть доступен для понимания людям, вне зависимости от национального культурного кода.

 

Наталья Тонких

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять