Режиссер Антон Грачев: «Социальное кино – это история камушка в ботинке – неприятно, больно, но ненавязчиво»
Летом прошлого года петербургский режиссер Антон Грачев снял социальное видео для благотворительной организации «Ночлежка», которая занимается помощью бездомным людям. Вся команда ролика работала бесплатно: метафорическая история о мальчике-космонавте, которого сторонятся другие люди, стала своего рода подарком «Ночлежке» и выражением активной социальной позиции создателей. Moviestart пообщался с Антоном о том, что нужно сделать, чтобы социальных роликов в России стало больше.
Социальные ролики необходимы
Я – фанат социальных историй. Мне кажется, что они просто необходимы. Потому что люди зачастую даже не подозревают о какой-то проблеме, о том, что, например, есть какой-то фонд, какие-то люди, которые делают хорошее дело. И поскольку они об этом не знают, то просто не могут внести свой вклад. А социальные ролики могли бы очень сильно помочь в освещении, а, следовательно, и решении той или иной проблемы. Например, я знаю, что после социального ролика о «Ночлежке», возник нужный резонанс, и откликнулось много людей. И вот сейчас эти прекрасные ребята, которых я очень сильно ценю и люблю, с большей поддержкой продолжают свою работу.
Важен запрос на качественный социальный продукт
У нас пока не сформировалась индустрия социального кино. А ведь в России много хороших толковых режиссёров, хороших продакшенов. Но они в большинстве своем не снимают социальные ролики. И ядро проблемы как раз здесь. Я считаю, что социальные истории должны снимать люди с талантом и бюджетом. Чтобы поставить это на поток, чтобы у нас была некая культура социального кино, в любом случае надо сотрудничать с государством. Важно, чтобы у государства был запрос на качественный социальный продукт, сделанный за нормальные, адекватные рынку деньги. Конкурс «Хорошая история» – хороший знак, это правильное направление, правильный шажочек в нужную строну.
Умеешь – делай
У некоммерческих организаций зачастую нет времени и средств на самопиар – они полностью погружены в решение проблем своих подопечных. Поэтому необходимо, чтобы у режиссеров и режиссерок, которые могут снять качественный ролик, сформировалась эта высокая социальная ответственность и желание создавать такой контент. Мне не наплевать где я живу, я стараюсь видеть и замечать такие важные проекты, как «Ночлежка» и, по возможности, помогать им. У нас в стране очень много смелых и сильных людей, и мне кажется, консолидация должна идти еще от творцов. Мы не должны быть равнодушны к проблемам нашего общества, страны, нашей жизни. У меня есть убеждение, что каждый важен на своем пяточке. Когда мы снимали про «Ночлежку», мы думали устроить сбор финансовых средств, но кто мы такие? Поэтому я понял – что умеешь, то и делай. Почему нет? Каким-то большим продакшенам совсем не сложно снять социальный ролик для какого-то фонда. Это все стоит копейки и не требует нечеловеческих усилий. Может они об этом не думали потому, что в нашем обществе есть политика тендерной истории, все это видят, значит что-то делается. Но ведь можно самим снять и подарить этот ролик организации.
Снимайте о том, что откликается
Мне кажется, что нужно снимать социальные ролики, когда душа горит. Нельзя просто «отрабатывать» материал. В этом слове есть что-то скорбное. Тебе эта тема должна быть близка. Создавая ролик о «Ночлежке», мы хотели понять, как можно рассказать историю о человеке, у которого нет дома, который остался совершенно один. Это все родилось из нашего понимания труда ребят из «Ночлежки», из нашего понимания трагедии людей, которые остаются вне какого-то контекста. Человек без дома — это страшно, потому что ты находишься один, в каком-то радикальном одиночестве, ты по факту отсутствуешь. Когда мы начали разрабатывать эту тему, она откликнулась в нас всех.
Просто бездумно снимать социальные ролики нон-стопом, не пытаясь вникнуть в тему, не получится. Это возможно, но результат – агитка, а не социальное кино. Социальное кино, мне кажется, это история камушка в ботинке – неприятно, больно, но ненавязчиво.
Так, мне нравится один американский ролик. Это пример хорошей и добротной работы. Я, порой, пересматриваю его и радуюсь всей душой: настолько нужно быть сопричастным к трагедии, к горю, что, пропустив через себя истории этих детей, снять такое сильное высказывание.