Русские веб-сериалы: где посмотреть?
В последние годы российская индустрия веб-сериалов развивается с невиданной скоростью. Многие онлайн-платформы и продюсеры охотятся за контентом, который не требует огромного производственного бюджета, и при этом идеально вписывается в реалии современного мира, а потому так популярен. Мы решили разобраться, где удобнее всего смотреть русские веб-сериалы, а также сравнить бесплатные видеохостинги, специализированные площадки и популярные онлайн-кинотеатры.
Бесплатные сервисы
YouTube
Не все знают, что на YouTube выложено большое количество русских веб-сериалов. Правда, найти их там самостоятельно не просто, поскольку на платформе пока что нет специальных подборок или специализирующихся на российских веб-сериалах каналов. Конечно, можно попробовать зайти на YouTube и в окошке поиска ввести «веб-сериал»: тогда по запросу найдутся самые просматриваемые проекты. В их числе «Внутри Лапенко», «Я иду искать», «Чехов: Screenlife», «Район Тьмы» и другие. Однако в стремительно развивающейся веб-сериальной индустрии количество просмотров не всегда – показатель: такой поиск может привести вас к некачественному контенту или предлагаемые сериалы не подойдут именно вам. Поэтому лучше заранее изучить различные подборки самых интересных сериалов, почитать их описание и уже потом искать. Чаще всего веб-сериалы выкладываются на отдельных YouTube-каналах с одноименным названием: можно подписаться на канал интересующего вас сериала и тогда вы точно не пропустите новые эпизоды.
Среди малоизвестных, но ярких русских веб-проектов, которые доступны на YouTube, можно отметить Birchpunk и «Need Хэлп». Birchpunk – футуристическая вселенная Сергея Васильева, которая родилась из его размышлений о будущем России. «Need Хэлп» – комедийная история о студенте Лёне, который, оказавшись на грани отчисления из ВУЗа, вступает в ряды институтских волонтеров. Через легкий неназидательный сюжет создатели раскрывают феномен волонтерства и показывают, что добрым делам всегда есть место в жизни даже самых разных людей.
Instagram
В 2013 году в Instagram запустился первый мини-сериал Desert Friends на одноименном аккаунте. Тогда видео могли длиться только по 15 секунд, и сериал не пользовался большой популярностью. Сейчас, с появлением IGTV и развитием формата веб-сериалов, все больше режиссеров стали публиковать проекты в социальную сеть. Первым российским сериалом, покорившим Instagram, стало комедийное шоу о трех подругах Instababes, которое больше похоже на небольшие скетчи из жизни девушек.
Из-за простоты создания видеороликов и маленького хронометража большинство веб-сериалов выглядят как любительские проекты. Например, «Прокрастинация» от телеведущего Николая Камки, «Кавер» от театра-студии «Эндорфин», #Пустьнехандрят актера Сергея Шароватова, «Welcome, рашн» об американке, затерявшейся в России и «Свои люди» о непростых семейных отношениях.
Поскольку Instagram – это, в первую очередь, платформа для привлечения аудитории и рекламы, многие сериалы создаются исключительно в коммерческих целях. Например, бренд Martini выпустил международный ситком Play with me, где серии длятся по одной минуте. От России с брендом сотрудничали режиссер Давид Кочаров, сценаристами выступили Роман Кантор и Михаил Дегтярев, а Равшана Куркова и Ирина Горбачева приняли участие в проекте как актрисы.
Также Instagram – отличная площадка и для продвижения социально-значимых начинаний. Режиссеры Олег Агейчев и Александр Горновский сняли веб-сериал «Исчезающие истории»для российского благотворительного фонда «Старость в радость». Он включает небольшие эпизоды, в которых рассказываются истории подопечных фонда в годы Великой Отечественной войны. Посмотреть его можно на официальном инстаграм-аккаунте фонда @starostvradost в разделе IGTV.
Как и на YouTube, чтобы найти веб-сериалы на платформе, достаточно использовать поиск по тегам и посмотреть популярные публикации по этой теме.
Tik-Tok
Tik-Tok – еще одна платформа, в которой пользователи могут делиться вертикальными видео. За последние два года соцсеть стала главной молодежной площадкой для реализации идей и проектов. Пользователи перевоплощаются в разных персонажей, придумывают сценарии и монтируют видеоролики с целью заинтересовать зрителей, продвинуть себя или свой продукт в «реках» Tik-Tok.
В Tik-Tok блогеры также создают собственные мини-сериалы, чаще всего шуточные. Например, веб-сериал «Крысы» рассказывает историю двух студентов ВУЗа, которые сплетничают у всех за спиной. Также один из самых популярных проектов на Tik-Tok – «Жираф и фея». Алена Сахнова (@alena_sahnova) сама играет всех персонажей, а каждая серия набирает по несколько миллионов просмотров.
На первый взгляд может показаться, что все эти работы слишком незатейливы и далеки от настоящей веб-сериальной индустрии. Но, если присмотреться повнимательнее, можно заметить, что в Tik-Tok работают все те же законы драматургии, повествования и монтажа. В настоящий момент это самая доступная платформа для реализации творческого потенциала начинающих авторов. Чтобы смотреть на платформе веб-сериалы, достаточно просто пролайкать несколько подобных роликов, и алгоритмы сами подстроятся под ваши вкусы, а рекомендации будут состоять преимущественно из такого контента.
ВКонтакте
Социальная сеть ВКонтакте тоже используется молодыми авторами как площадка для творчества. Преимущество этой соцсети в том, что она популярна среди абсолютно разных людей – от школьников до пенсионеров. Чаще всего режиссеры создают специальные группы, где публикуются новые серии, а подписчики могут сразу же оставлять фидбэк в комментариях. Так, очень популярной стала группа веб-сериала «Естественный отбор» режиссера Кирилла Алехина.
Для просмотра в ВКонтакте достаточно поискать сообщества или видеозаписи с названием «Веб-сериал».
Специализированные платформы
Chill – первый и единственный веб-кинотеатр в России, который специализируется исключительно на интернет-проектах со всего мира. На платформе вы можете не только наслаждаться веб-сериалами из разных стран, но и публиковать собственные работы. Главная цель кинотеатра – привлечь как можно больше российских авторов и сотрудничать с ними, международный контент – лишь малая часть задумки создателей. Месяц назад Chill перешел на финансирование от рекламы и стал полностью бесплатным для всех пользователей.
Chill – это жанровые подборки и удобный поиск по нескольким фильтрам (год, страна, жанр, язык). В разделе «Пилоты» на главной странице сайта кинотеатра, можно увидеть пилотные серии начинающих авторов. Как только количество просмотров перевалит отметку в 1 миллион, создатели получают 300 тысяч рублей на продвижение или съемки продолжения проекта. Выпустить пилотный выпуск без каких-либо затрат на открытой площадке – отличная возможность найти продюсеров и инвесторов для сериала.
Российских веб-проектов на Chill пока не так много. Их можно найти в разделе «Каталог», а далее выбрать нужную страну в открывающемся фильтре. Также на сайте можно ознакомиться с пилотными выпусками отечественных режиссеров и поддержать их своим просмотром. Так, первые серии «Аллы Да» и «Хороших мамочек» длятся всего по 10 минут, но даже за такое короткое время успевают зацепить зрителя.
Онлайн-кинотеатры
Контент онлайн-кинотеатров Okko и Ivi в большинстве своем состоит из фильмов и сериалов телевизионного формата. Подборки обеих платформ чаще всего собраны по жанрам, режиссерам, актерам, темам и так далее. Найти веб-сериалы на этих сервисах почти невозможно, поскольку они крайне редко выпускают оригинальный контент в таком формате. Чаще всего эти платформы закупают иностранные известные проекты, которые прокатывались в кинотеатрах, или предоставляют подписчикам доступ к контенту от HBO. Однако в каталоге Okko можно увидеть веб-сериал, созданный совместно с британскими коллегами, «Девушка с плеером» и проект «Взаперти» о паре, которая расстается во время самоизоляции. На Ivi в разделе «Русские сериалы» среди огромного разнообразия контента тоже можно отыскать веб-работы. Среди них – «Нежность» Анны Меликян (эксклюзивно для Ivi), «Зема», «В постели» и другие. Но если заранее не знать о том, что эти проекты есть на платформе, найти их будет довольно проблематично.
В онлайн-кинотеатре Start.ru представлен как оригинальный контент, подготовленный специально для платформы, так и уже существующие телевизионные проекты или прокатный кинематограф. Start одним из первых начал выпускать сериалы, предназначенные только для трансляции в Интернете. В их числе «Безопасные связи» Константина Богомолова, «257 причин, чтобы жить», «Крыша мира» и т.д. Все это отличные примеры веб-проектов, которые созданы профессиональными кинематографистами. На сайте платформы существует отдельная подборка «START представляет», где можно найти интернет-проекты вперемешку с фильмами и телевизионными сериалами.
Онлайн-кинотеатр More.tv также включает в себя большое количество российских телевизионных и интернет-сериалов. На сайте можно увидеть оригинальные проекты, подготовленные специально для зрителей More, зарубежного и российского производства. Например, веб-сериал Рустама Ильясова «Трудные подростки» на платформе можно посмотреть бесплатно, а его первые серии были выпущены в группе More.tv ВКонтакте. В сериале раскрываются истории молодых ребят, которые посещают занятия центра для сложных подростков. Найти его можно в разделе More Originals или с помощью фильтров: российские сериалы – бесплатно.
Сервис Premier от телеканала ТНТ тоже занимается созданием веб-сериалов. Серии проектов «Зона комфорта», «Зона дискомфорта», «Инсталайф» длятся около 20 минут и захватывают своим интересным комедийным сюжетом.
Специально для онлайн-кинотеатра КиноПоиск HD выпускается несколько веб-сериалов. К примеру, «Я не шучу» – мини-сериал о стендап-комике, а карантинная скринлайф-комедия Александра Молочникова «Беезумие» – о театральных репетициях в эпоху коронавируса.
К сожалению, ни в одном онлайн-кинотеатре найти отдельную вкладку или тематическую подборку, посвященную отечественным веб-сериалам, мы не смогли. Яркие и амбициозные отечественные веб-проекты теряются среди пестрых постеров других сериалов, которые предлагают платформы. По этой причине контент не всегда находит своего зрителя, а зрители, в свою очередь, иногда даже не подозревают о существовании такого формата. В этом плане специализированный сервис Chill гораздо удобнее популярных онлайн-кинотеатров, однако пока что он не обладает достаточно разнообразным отечественным контентом. Основной же поток контента можно посмотреть на YouTube. Надеемся, что совсем скоро крупные платформы уделят должное внимание продвижению российских веб-сериалов, ведь нашим авторам действительно есть, что показать.
Текст – Елизавета Хисамиева
Проект «Русские веб-сериалы: от бумеров до зумеров» реализуется при поддержке АНО «ИРИ».
Еще больше о русских веб-сериалах вы можете узнать здесь.