MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Интервью > Антон Калинкин: «Появление ста веб-сериалов в течение года на одну и ту же тему решает проблему продвижения любого вопроса»

Антон Калинкин: «Появление ста веб-сериалов в течение года на одну и ту же тему решает проблему продвижения любого вопроса»

Российский продюсер, учредитель ресурса The Digital Reporter и Ассоциации производителей веб-контента, генеральный продюсер международного фестиваля web-сериалов Realist Web Fest и основатель компании Red Carpet Studio Антон Калинкин создает целую экосистему вокруг современного веб-контента. Так, недавно Red Carpet Studio приобрела права на проведение одного из самых известных российских фестивалей короткометражного кино «Короче». Редакция Moviestart пообщалась с Антоном об актуальности экосистем в современном медиа-пространстве, о настоящем и будущем веб-сериальной индустрии.

Ассоциация производителей вебконтента была создана в 2018 году. Какие цели Вы преследовали тогдаИзменились ли они на сегодняшний день?

Ассоциация производителей веб-контента сначала родилась с производителей веб-сериалов. Уже тогда мы сталкивались с ситуацией, когда еще никто не знал, что такое веб-сериалы и не задумывался, что такое веб-контент. Все называли это по-разному. Необходимо было создать общественный орган, который мог бы защищать свои права в дальнейшем. Собственно этим Ассоциация сейчас занимается. Сама по себе веб-индустрия только формируется. Мы находимся на ранней стадии ее развития и систематизации. Получается, мы немного опередили время. Веб-контент вырос в самостоятельную индустрию, пока хаотично, без каких-либо правил. Думаю, что наша Ассоциация призвана в ближайшем будущем создать некие правила и взаимоотношения между игроками этого рынка.

Сейчас такого рода контент поддерживает Институт развития интернета. На Ваш взгляд, достаточно ли такой поддержки?

За последний год мы со многими встречались на эту тему и, ИРИ, безусловно, очень помогает индустрии. Также не могу не сказать, что Министр культуры глубоко погружена во все современные тренды. Ольга Борисовна Любимова была на наших веб-сериальных фестивалях, будучи еще руководителем Департамента кинематографии. Диалог идет. Проблема заключается в том, что ни одна система на сегодняшний день не может успевать за саморазвитием веб-индустрии. В основе все равно лежит пользовательский контент. Этот контент не регламентируется временем. В ближайшее время пользовательский контент будет основой всей аудиовизуальной индустрии, как это произошло в музыке, например, где основной объем денег с рынка он забрал на себя. Думаю, что в аудиовизуальном контенте в ближайшее время произойдет такая же история, и пользовательский контент постепенно будет завоевывать мир.

Если мы найдем грани соприкосновения, где, с одной стороны, неотъемлемо будет двигаться пользовательский контент, а с другой, – будет оперативная реакция в помощи и стимулировании государственных структур, коммерческих фондов. Все это может дать в результате тот продукт, где выиграет потребитель, зритель, который в большом объеме получит то, что говорит с ним на одном языке, будет понятно и востребовано. Пока процессы переговоров и итоговое финансирование будут ориентированы только на большой продукт, малый продукт будет успешно завоевывать свои позиции. Здесь даже не надо помогать, нужно только систематизировать и давать возможности.

Часто на первые строчки выходит контент, связанный с хайпом, экспериментом… Вам не кажется, что такие вещи могут понизить уровень зрителя, понизить уровень самого контента? В отличие от классикипро этот контент через год может никто и не вспомнить. Или всетаки есть такая тенденция, что появляются высококачественные художественные экспериментальные работы, которые как раз и тянут рынок вверх?

Ровно этим мы и занимаемся. Наши фестивали, Realist Web Fest и «Короче» – это лакмусовые линии, где мы говорим о том, что есть качество, к которому надо стремиться. С одной стороны, мы ставим эту планку, понимаем, что хотим видеть высококачественный художественный продукт, но с другой стороны, – из кино категории «B» должны появиться супергерои, которые идут дальше в качественный контент. Сейчас мы понимаем, что эта большая общая кухня должна найти те новые имена и продукты, которые займут достойную художественную высококачественную нишу. На сегодняшний день, кроме как из этой волны, они родиться не могут, к сожалению. Все, что связано с образованием в области кино, на мой взгляд, это умершая система. Существует огромное количество коммерческих киношкол, которые просто убивают профессию. Они не обучают, а конкурируют между собой. Но сейчас нет авторитетности. Критерии сместились, продукт становится главным. Если у вас нет продукта – нет вас. Время показывает, что, если ты не сделал продукт, то ты уже никому не нужен.

Мы живем сейчас в эпоху сериального восприятия. Потребитель хочет от вас все время что-то получать. Почему в сети живы герои как отрицательные, так и положительные? Причина проста: они пашут и ежедневно выкладывают серию чего-либо: клип, скандал, хайп… Только тогда этот персонаж нужен аудитории. Как только вы вырвались из интернета на два–три месяца, а потом вернулись, то должны врываться заново, потому что вы опять никому не нужны. С одной стороны, это сложная история, но с другой, – понятная и простая. Надо пахать и делать продукт, который работает. Только тогда вы будете существовать на рынке. На сегодняшний день нашу конкуренцию разбавило огромное количество молодых креаторов, для которых не нужны знакомства, схемы. Им достаточно сделать событийный продукт и выложить его. Важно то, что именно вы снимаете и выкладываете.

Все же зритель голосует просмотрами за качественный контент?

Мы занимаемся тем, что пытаемся создать эмоцию. В этой эмоции заложен критерий продукта. Мы не обсуждаем и не сравниваем художественный продукт, даже, если это веб-сериал, с обычными «видосами», короткими видео. Это все-таки разные жанры и форматы. Мы наблюдаем, что у любого молодого человека или девушки, независимо от их базового восприятия жизни, в определенный момент появляется запрос на простые человеческие вещи. Ответами на разные вопросы становится художественный продукт, где зритель начинает себя ассоциировать с героями, искать ответы на вопросы. На сегодняшний день мы понимаем, что глубокая и серьезная литература у нового поколения ушла на второй план. Большое кино иногда скучно смотреть, а запрос на эмоцию остается. Мы верим, что сейчас как раз подходит то время, когда подрастает поколение, которое на уровне ДНК живет с гаджетом и интернетом, но запросы на человеческие формулы начинают появляться. У каждого возраста, поколения есть свой эмоциональный запрос.

Что касается веб-сериала – это должно быть коротко, емко и понятно. Вообще весь веб-сериальный продукт стремится к нулю. Это сокращение бюджетов, сокращение производственного времени. Также мы стремимся к нулю с точки зрения исторического разрыва – мы хотим видеть сериалы про нас, про наше время. Мы стремимся к нулю в подражании, то есть это новый самостоятельный продукт, который интересен аудитории. Также мы стремимся к нулю в быстрой доставке контента. В этом, наверное, и заключается успех и будущее продукта. Но, с другой стороны, веб-сериал стремится к бесконечности аудитории. Отличие «видоса» от художественного продукта: мы меняемся в самом принципе потребления. Интернет уже столько знает про каждого, что подходит время, когда продукт будет подстраиваться под нас, а не мы будем его искать. Например, всех очень волнует экология, поэтому я должен делать художественный продукт, который соответствует запросу общества. Я должен делать художественный продукт, в котором есть элементы борьбы за экологию, и буду обязан опираться на эти тренды общества. Тогда мы приходим к следующей формуле: через какое-то время не продукт, а именно потребитель будет диктовать продукту, чего он ждет.

А можно ли чуть опережать эти настроения в обществе?

Опережать настроение сложно. В первую очередь, мы боремся за эмоцию. Деньги становятся вторичными, как ни странно. Например, события, происходящие на улице в Америке, могут на полгода создать ситуацию в стране. Тот, кто будет управлять эмоциями, тот будет управлять миром. Этот переход распространяется везде. Я недавно прочитал статью Александра Изосимова (новый руководитель объединения «М-Видео» и «Эльдорадо»). В интервью он размышляет на тему нового принципа эмоциональной торговли в ритейле. Я понимаю, что все думающие чуть вперед, начинают делать на это ставку. Вам же не просто нужен утюг. Здесь должен быть эмоциональный посыл, что вам он нужен. Условно, вы не утюг идете покупать, а глаженные и чистые вещи. Это разный эмоциональный подход. Сам продукт перестает быть конечной целью.

Когда мы создаем сериал, мы должны думать, что конечная цель – это произведенный продукт, который выработал какую-то эмоцию, а эта эмоция на что-то повлияла. У продукта появляются дополнительные задачи – это новый тренд. Любой продукт становится частью экосистемы. В экосистеме ничего не бывает конечным, здесь все должно двигать, переставлять, рекомендовать и т.д. Поэтому, если вы производите продукт внутри экосистемы, принадлежащей какому-то банку или телефонной компании, то продукт не является конечной целью. Конечной целью является та эмоция, которая вызывает ваше действие после просмотра того или иного продукта, и к чему оно вас побуждает. За это все начинают бороться. Многие начинают понимать, что удержание большей аудитории зависит только от количества правильной эмоции, которую вы поставляете. Главную роль играет то, какую эмоцию получает зритель, контактируя с вами. Чем больше она совпадает с его зарядом, тем дольше он будет с вами.

Проблема многих медиа в отрицании изменения мира. Они продолжают жить на удержание, а аудиторию нужно радовать и приглашать. Удержание может привести к краху отдельных структур. А те, кто будет делать ставку на дарение эмоций и не побоится разговаривать с новой аудиторией, выиграют. В рамках массового потребления, владение эмоциями – основное, что будет влиять на любой рынок.

С появлением крипт-арта поменялся подход к владению искусством. Сегодня психология поменялась: вы мечтаете купить то, что видят все. Это другое мировоззрение, другой принцип существования. Вертикальные связи перестают работать и в медиа, где генеральный продюсер делает только то, что ему нравится. Теперь надо продюсировать ресурсы, а не продюсировать продукты. Чтобы продюсировать ресурсы, нужно быть открытым во всех новых направлениях. Только тогда ваш ресурс может быть в состоянии конкурентоспособности.

Почему Макдональдс стопроцентно побеждает во всех территориальных сегментах? Потому что Макдональдс – это, в первую очередь, сервис, а во вторую – еда. Он предложил новую систему, совершенно другой принцип, новый формат потребления еды и победил.

Получается, хороший вебсериал должен быть как Макдональдс?

Вообще, веб-сериальная система – это фуд-корт. Фуд-корт не предполагает долгого наслаждения. С веб-сериалами происходит то же самое – это короткий контент. Они не претендуют на то, что войдут в историю и станут классикой современного кинематографа. Это такое предложение сервисного художественного продукта, который является разовым. Вы скорее всего не будете пересматривать веб-сериал.

Веб-сериалы могут взаимодействовать между собой, потому что тематика будет пересекаться. Это внутренняя экосистема, основанная именно на сервисе с точки зрения вашего потребления. Все основано на том, что вы посмотрели, получили эмоцию и пошли дальше.

А где таким коротким вещам учиться? Что вы посоветуете студенту, который начинает обучаться в ВУЗе? C первого курса придумать свой веб-сериал и начинать снимать?

Если вы сняли короткий метр и на фестивале провалились, то вы выпали из колеи на два–три года. В интернете, если вы вдруг не взорвали аудиторию, то вас, по крайней мере, никто не запомнил. Поэтому экспериментировать своим продуктом можно бесконечно. Я советую любому студенту пройти следующий маршрут: он должен снимать, все, что хочет и выкладывать в интернете. Через какое-то время он должен снять веб-сериал, выложить в свободном доступе на ютуб и смотреть, как реагирует аудитория. После того, как аудитории зашло, его точно заметят. Сегодня продюсеры следят за появлением в интернете художественного продукта. Дальше нужно делать короткий метр. В создании веб-сериала вы получите необходимый опыт для этого. Молодым студентам я рекомендую заниматься веб-продуктом, не бояться, экспериментировать. Из конкретных вещей я всегда советую только одно: свой первый продукт надо делать с теми, кто вас слушает и полностью подчиняется, а не просто с однокурсниками. Продукт в интернете – это продукт эгоиста. Если вы сделаете не так, как вы себе его придумали, то вы потом будете считать, что что-то не доделали. Продукт на сто процентов должен удовлетворять лично вас. Иначе вы не сможете стать полноценным креатором. Результат может быть как положительным, так и отрицательным. Но это будет ваш личный опыт. Только тогда вы сможете сделать работу над ошибками. В интернете вы можете экспериментировать со своим эгоистичным продуктом. Здесь не с кем будет делить ни славу, ни победу.

Для всех ли, на Ваш взгляд, нужен переход из вебсериала в полный метр?

У каждого свой путь. Я уверен, что сама формулировка «веб-сериалы» скоро уйдет. Будут существовать интернет-сериалы разного формата. Важно то, что будет создаваться художественный продукт сериального формата. Как будет называться сериал, вообще неважно. Поэтому любой, кто сейчас успешно занимается веб-сериалами, может расти в эту сторону. Потребность в этом продукте растет, и его монетизация увеличивается. Все онлайн-площадки активно обращаются к веб-сериалам.

Повторюсь, что зритель будет просить то, что ему нужно, а не мы навязывать. Сейчас стриминговые площадки, соцсети начинают формировать свой запрос по веб-сериалам, потому что короткий формат – это то, что им необходимо. Также развивается запрос на вертикальные веб-сериалы. Тик Ток показал, что вертикальное видео может быть суперпопулярным. Уверен, что через какое- то время будут появляться свои герои и креаторы, которые будут заниматься короткими сериалами, зарабатывать на этом и делать себе имя.

С этой же целью вы создали платформу вебконтента Chill?

Да, мы тоже строим свою экосистему и пытаемся ее замкнуть. Ключевая история для нас – это Chill. Мы открыли доступ ко всему контенту без регистрации и оплаты. Если не хотите смотреть рекламу, можете зарегистрироваться, и реклама уйдет автоматически. Все останется бесплатным. Это попытка создать открытую модель взаимодействия с аудиторией. Мы хотим формировать эмоциональную аудиторию. Думаю, что за месяц мы выйдем на 10 миллионов просмотров нашего продукта и будем наращивать эту историю с помощью нового контента. Мы же еще работаем как платформа, где можно выложить свой веб-сериал, платим за просмотры. Хотим сформировать платформу, которая бы являлась центром веб- сериальной истории. Веб-сериалы – еще не такой широкий продукт, который массово потребляется, поэтому нам важно открыть все границы. У нового поколения две эмоции потребления: зритель видит контент и может им поделиться, присвоив себе эмоцию. На сегодняшний день ни один онлайн- кинотеатр не может себе позволить без регистрации это сделать. На платформе Chill вы можете одним кликом отправить ту серию, которая вам понравится без регистрации. Мы строим открытую систему. Нам важно, чтобы наш продукт смотрели, знали и потребляли. Около пяти месяцев мы существовали в точечной истории, в тестовом режиме. Мы не делали рекламной компании, а делали тонкие маркетинговые штуки. В результате мы поняли, что нами интересуются малые креативные группы. Теперь мы можем такую супероткрытую систему предложить этой аудитории.

Вы провели анализ, какой контент, какие жанры, какие темы наиболее востребованы?

Востребованными всегда остаются три жанра: комедия, хоррор, драма. У нас большим интересом пользуются корейские дорамы, например. Мы сейчас приобретаем пакет коротких корейских веб-сериалов. Наша основная аудитория 18–25 лет. Сейчас мы переформатируем часть трейлеров в вертикальную историю, взаимодействуем с Тик Ток. Мы хотим стать первым художественным продуктом, который будет потреблять молодая аудитория.

На Chill можно выложить свой пилот, и, если он наберет миллион просмотров, ваша продюсерская компания дает деньги. То есть Вы становитесь сопродюсером?

Да, мы сопродюсируем какие-то интересные проекты. После размещения пилота на Chill, ваш продукт посмотрят все онлайн-платформы, наши партнеры. Если мы понимаем, что набирается какое-то количество просмотров, мы инвестируем. За миллион просмотров серии можно заработать 300 тысяч рублей (если это не пилот).

Отбором занимаются редакторы?

Режиссеры заполняют все правовые документы, наши редакторы отсматривают материал на предмет соответствия законам и отсутствия пропаганды. Конечно, мы оцениваем художественную ценность, потому что иногда присылают продукты те люди, которые не очень понимают, что такое веб-сериал и не знакомы с построением съемки. Безусловно, мы ставим себе определенную планку, но на сегодняшний день она довольно низкая для производителя. Это не «видосы», но и не полноценный художественный продукт. Если мы видим потенциал в пилоте (он может быть примитивно снят, но в нем есть идея, смысл, креативная мысль), то мы допускаем его до размещения.

Какие, на Ваш взгляд, основные тренды будут присутствовать в веб– сериалах в ближайшее время?

Основное – это стремление к нулю, о котором я уже говорил. Еще одним основным трендом будет принцип потребления и принцип запроса (он поменяется). Теперь аудитория будет запрашивать продукт, а не мы что-то придумывать.

Какую роль в распространении контента будет играть реклама, а какую роль сарафанное радио?

Думаю, что принцип будет вообще другой. Все те способы доставки контента, о которых мы сейчас говорим (онлайн-кинотеатры, медиа, платформы и т.д.) вообще уйдут на второй план, и главным поставщиком контента будут рекомендательные сервисы. Думаю, что появится рекомендательная платформа, которая поглотит все остальные кинотеатры и будет предлагать вам спектр и срез вызывающего у вас эмоции контента со всех площадок. Таким образом, вы будете контактировать только с рекомендательными сервисами. Все это несет за собой полное переосмысление подхода к бизнесу: подписка становится другой, разовая оплата тоже становится другой. Скорее всего, придет такая формула.

Мы делаем сейчас постепенно рекомендательный сервис, который будет реагировать не на прямые запросы, связанные с актерами и сериалами. Запрос будет формулироваться эмоционально, а не метриками. Это будет тот контент, который будет относиться к вам, как к потребителю, с эмпатией. Он придет к вам, зная, в каком эмоциональном состоянии вы находитесь. В этом и есть ключевой перевертыш поставки контента. Думаю, что за этим будущее.

Это история вашего гаджета, с которым вы живете, а не внешнего сервиса, когда вам предлагают те продукты, за которые заплатили. Это должна быть история честного контакта, и только тогда сеть победит всех остальных. Мы знаем, что пользование интернетом сегодня не терпит второго эксперимента. Если вам не зашел ресурс, вы на него уже не придете второй раз никогда. 93% аудитории никогда не возвращается в случае какого-либо провала. Это новый принцип смотрения.

Ваша экосистема – это Ассоциация, Chill, Realist, «Короче», Digital Reporter

Да, и мы все-таки возвращаемся к образовательной истории. Мы откроем образовательный хаб, куда будем брать недокрученные пилоты, сериалы, не вошедшие в основной конкурс наших фестивалей, идеи и сценарии, в которых мы будем видеть потенциал и доводить их до полноценного пакета, понятного любому онлайн-ресурсу или кинотеатру для дальнейшего финансирования. Это будет бесплатная образовательная история.

А не хочет ли ктото из медиахолдингов купить вашу экосистему?

Мы общаемся со многими, и они все просят от нас ответа, сколько это стоит. Я не могу ответить на этот вопрос, потому что мы не продаем бизнес-схему и не предлагаем бизнес-схему. Всем, кто заинтересован, мы предлагаем некий переходник – пятый элемент любой экосистемы, который можно встроить в любую формулу. Он начнет приносить пользу в зависимости от того, куда вы его хотите встроить. У нас есть новая аудитория, ее анализ, художественная экспертиза, большое количество малых креативных групп, свое медиа и т.д. Все это может быть интегрировано куда угодно. Это видео в телефоне, большое количество оригинального продукта на русском языке со всего мира, оперативное производство этого короткого классического или вертикального продукта. Также наш пятый элемент может стать переходником к новой аудитории. Мы можем стать мостиком от пользовательского контента к тому, как смотреть, например, классические сериалы. Мы создаем универсальный переходник. Оценить его можно только в том случае, когда вы понимаете, для чего хотите его применить. Как самостоятельная экосистема, она требует встраивания. Сама по себе эта система не может существовать как математическая модель бизнеса. У нас есть понимание, как это можно интегрировать в любую историю. Эта система начинает приобретать ценность только тогда, когда встраивается в четкую задачу. Ну и, конечно, организация производственной системы является механизмом влияния или продвижения.

Появление ста веб-сериалов в течение года на одну и ту же тему решает проблему продвижения любого вопроса. Здесь мы понимаем объем аудитории. Это может быть веб-сериал для платформ, половина из них для YouTube, половина – в формате Тик Ток. Мы можем закрыть рынок с любой задачей и любойтемой. Это тот движок и механизм, который можно интегрировать. Переговоры на эту тему идут, но все они сложные.

Наше преимущество заключается в том, что мы можем взять людей, которые подавали заявки на наши фестивали и показали какие-то перспективные проекты, не попавшие в конкурс. Пока некоторые бессмысленные фестивали занимаются копированием индустриальных проектов, но не понимают, что фестиваль – это в первую очередь сервис, у нас уже есть актив из 3–4 тысяч креативных групп по стране. И из них можно сделать новую волну российского кинематографа.

Еще больше о русских веб-сериалах вы можете узнать здесь.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять