MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Всероссийский конкурс видео о социальных проектах «Хорошая история» > Тезисы мастер-класса Алексея Лысенкова «Телевидение – творчество или завод. Особенности создания социального контента»

Тезисы мастер-класса Алексея Лысенкова «Телевидение – творчество или завод. Особенности создания социального контента»

2 июля в онлайн-формате состоялся мастер-класс Члена Академии Российского Телевидения, теле-и радиоведущего, продюсера Алексея Лысенкова «Телевидение. Творчество или завод: Особенности создания социального контента». Спикер рассказал о специфике работы на телевидении и производства социального контента, а также ответил на вопросы участников встречи. Мастер-класс прошел в рамках конкурса видео о социальных проектах «Хорошая история».

Moviestart публикует тезисы встречи.

Телевидение – творчество или завод?

Телевидение – это завод, фабрика, которая «точит» детали каждый день. Элемент творчества на телевидении присутствует, но все же это, в первую очередь, производство. Например, все ежедневные программы выходят по одним и тем же лекалам, одним и тем же сценариям. Меняются лишь темы и герои, реже меняются эксперты.  

Не так много людей способны просчитать целевую аудиторию. Наверное, поэтому сейчас на нашем телевидении много зарубежных лицензионных проектов с уже понятной всем аудиторией. 

Интернет или телевидение?

Интернет сейчас использует телевизионные технологии. Говоря об аудитории, можно отметить, что молодое поколение предпочитает интернет, а старшее поколение – телевидение, так как не любит выбирать продукт самостоятельно и предпочитает, чтобы его предложили. В дальнейшем интернет не победит ТВ, а произойдет симбиоз.  

Каким должен быть социальный проект?

Социальные программы – один из самых сложных жанров: никто не хочет смотреть про брошенных детей, детдома, болезни, помощь пенсионерам, собачьи приюты и т.д… Это скучно. Основная задача – сделать нескучно. Так, в социальном проекте «СПИД. Скорая помощь», в рамках национального проекта «Здоровье» о борьбе с ВИЧ-инфекцией нашей задачей было привлечь молодежную аудиторию. Во всех регионах страны мы снимали истории дискриминации ВИЧ-инфицированных людей в реальной жизни, на работе, в социальных институтах. Также были проведены лекции для старшеклассников и студентов вузов с лекторами, инфицированными ВИЧ. Они рассказывали, как оказались один на один с бедой и что нужно сделать, чтобы не столкнуться с этой ситуацией. Эти и другие меры привлекли к проекту огромное количество молодежи.

В целом, в социальных проектах для телевидения нужно придумывать неожиданные ходы. Основная проблема социального телевидения – огромный голод на креативные идеи и на специалистов, которые могут их разработать. 

Проект «Сам себе режиссер» тоже можно назвать социальным. Программу делала вся страна, поэтому она и была так популярна. Это современный «ТикТок», когда мы делимся друг с другом своими придумками или просто интересным видео. В программе всегда присутствовали элементы социального подхода к тому, что мы показываем: с точки зрения юмора мы никогда не пересекали определенные «красные линии», также показывали большое количество социально направленных сюжетов.

Как за 5 минут рассказать о социальной проблеме?

Важно акцентировать внимание на реперных точках. Например, если снимаете про ночлежку для бездомных, журналист должен выехать в ночлежку, переночевать там, познакомиться с этими людьми, есть ту же еду…  

Никому не нужна статистика – нужны острые, яркие сюжеты, нестандартный подход. В сюжете должен быть «свет в конце тоннеля», чувствоваться возможность светлого исхода и присутствовать юмор. 

Как готовиться к съемке социальных роликов?

Даже то, что снимается скрытой камерой, требует огромной подготовки. Любая импровизация также должна быть хорошо подготовлена. При постановочных съемках можно писать дубли, в репортаже такая возможность отсутствует, поэтому все должно быть максимально подготовлено, чтобы съемки прошли запланировано. Для социального проекта нужно прорабатывать буквально каждый кадр, каждую мысль, делать раскадровку. 

В чем отличие съемок сюжета «изнутри» и «снаружи»?

Человек «снаружи» может заметить интересные моменты работы организации, которые не замечает человек, работающий «внутри». Поэтому ролики про НКО лучше делать сторонним специалистам. «Взгляд изнутри» – скорее, видеоотчет о той деятельности, которой НКО занимаются.  

Можно ли хороший ролик снять на телефон?

Хороший ролик может быть снят именно на телефон, потому что техника и мысли о техническом обеспечении будут съедать огромное количество творческого потенциала. А в социальном телевидении главное – эмоция. Качество картинки, по моему мнению, в социальном телевидении имеет вторичное значение, при том, что современные телефоны достаточно мощны. Чем проще инструмент, которым ты пользуешься, тем лучше. Умение сделать социальный проект для телевидения – это высший пилотаж, в условиях ограниченности средств и непопулярности темы. Здесь нужны оригинальные решения, поэтому аппаратура не принципиальна, а вот монтаж важен. 

Как раскрепостить героев, чтобы они были естественными?

Не давать героям понять, что они чем-то отличаются от нас. Может быть, даже наоборот, они в чем-то нас превосходят. Надо с ними обязательно подружиться до съемок, чтобы расположить к себе, прозрачно рассказать, какие у тебя цели, объяснить, что ты не враг. Важно общаться с человеком на его уровне.

Что важнее: игровая составляющая или документальная в социальном ролике?

Это зависит от ситуации. Например, в случае с проектом «СПИД. Скорая помощь», если человек живет с открытым статусом, то это документальная история, если с закрытым – то это художественное кино на основе реальной истории. Что касается съемок социальных роликов, способ вторичен, он зависит от вашей сверхзадачи. 

Нужно ли просчитывать аудиторию для социального ролика?

Надо пытаться это делать. Социальное кино должно быть направлено на молодежь. Создавать продукт для молодежи гораздо труднее, чем снимать для взрослой аудитории. Чем старше человек, тем больше у него опыта и тем лучше он понимает социальные проблемы. Сложнее достучаться до молодежной аудитории, у которой еще нет соответствующего эмоционального опыта. Поэтому нужно искать неожиданные, шоковые ходы и снимать для молодежи. Ведь именно молодежи завтра решать комплекс социальных проблем, которые стоят перед страной. 

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять