MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Новости > Современный веб-сериал: что это такое

Современный веб-сериал: что это такое

Понятие «веб-сериал» возникло относительно недавно и окончательно не сформировалось: продюсеры медиаиндустрии выделяют разные черты этого типа контента. Условно, веб-сериалом принято называть аудиовизуальное художественное произведение, создаваемое для интернет-платформ, имеющее простой нарратив и сериальную структуру. 

Первым веб-сериалом считается текстовый QuantiumLink Serial, выходивший в конце 1980-х гг. Автор проекта Трэйси Рид рассылала свою историю по интернету, чтобы читатели могли не только наблюдать за развитием сюжета, но и участвовать в действии. В 1995 году вышел интерактивный веб-сериал The Spot, уже включавший фото- и видео-контент. Режиссёр Скотт Закарин представил историю приятелей, снимающих пляжный домик на побережье Калифорнии. Каждый из них вёл онлайн-дневник и делился со зрителями событиями своей жизни, выкладывал фото- и видеоотчеты. Зрители могли влиять на развитие сюжета, отсылая героям личные электронные письма или оставляя сообщения на специальных форумах.

Развитие веб-сериалов естественным образом проходило параллельно с развитием интернета: в эпоху партиципативной (сопричастной) культуры, описанной культурологом Антоном Деникиным. Веб выступает её неотъемлемой частью, поскольку обеспечивает глубокий уровень вовлечения зрителя и взаимодействия с ним. 

Особенности веба

Веб-сериалы имеют близкое сходство с телевизионными сериалами. Оба формата имеют определенное количество серий, которые должны выходить с заданной периодичностью. Их цель – удерживать внимание зрителя, что достигается разными способами: наличием драматургических элементов («крючков»), формирующих у зрителя вопросы и ожидания, создание эффекта соприсутствия, разнообразие тем, практически полное отсутствие цензуры и пр.

Веб-сериалы, как и ТВ-сериалы, можно дифференцировать в соответствии с форматом повествования. Существуют вертикальные сериалы, где каждая серия имеет независимый сюжет, горизонтальные сериалы, имеющие сквозной сюжет, развивающийся на протяжении множества серий. В третью группу сериалов входят произведения, имеющие горизонтально-вертикальный формат. Также специалисты выделяют формат альманаха или антологии. Альманах представляет собой совокупность независимых историй о разных персонажах, объединенных по общему признаку.

Драматургическая основа истории веб-сериала, в целом, ничем не отличается от аналогичной основы кинофильма или ТВ-сериала. В вебе так же необходимо наличие героя, его цели и препятствий к её достижению. Герои веб-сериалов схожи с телевизионными – это, как правило, те, с кем ассоциирует себя зритель. 

По мнению креативного директора IVI Originals Ильи Бурца, интернет – это лишь способ «доставки» контента до как можно большего числа зрителя, тогда как сам зритель идёт за историей.

«Мы оцениваем истории не по формату, серийности или хронометражу, а по трём ключевым компонентам: концепт, герой, сюжет. <…> Нам важно одно – вызовет ли ваша история, которую мы рассказываем, сопричастность, насколько событийный ряд и герой смогут захватить внимание зрителя. Форма и технические особенности для нас вторичны», – отмечает представитель видеосервиса. 

Пожалуй, основной особенностью веба, на которую стоит обратить внимание при его создании, является меньший хронометраж (до 25 минут). Это уплотняет сюжет, не давая ему времени на раскачку, и показывает героя в действии, то есть в процессе решения конфликта. Выражаясь языком драматургии, первый акт в таком случае полностью или частично содержится во втором, и зритель узнаёт о герое не до основного действия, а параллельно с ним. Очевидно, что конструировать сюжет таким образом значительно сложнее, чем традиционным.

При этом визуальная часть веба также нередко характеризуется яркими графическими эффектами, быстрой сменой планов, рваным монтажом. 

«Веб-сериалы – это сериалы, которые имеют определённую технологию производства, сценарные нюансы. Например, правило шестой секунды, когда в интернет-контенте должно непременно что-то происходить каждые шесть секунд, чтобы удержать внимание зрителя. Также это определённый операторский подход: поскольку продукт смотрится в основном на гаджетах, это более динамичная форма повествования – смелая, яркая, событийная. Это то, что касается визуальной части. То, что касается аудио, мы должны чётко понимать, что звук у короткого художественного произведения работает по другим законам. То есть если вы отвлеклись от большого сериала, вы не упустите сюжетную нить наверняка, а если отвлечетесь от 15-минутного фильма, то можете потерять линию повествования. Соответственно, звук должен работать практически как подкаст, держа вас всё время в содержании, в сюжете, поддерживать интерес к данному продукту. Но вообще, это большой серьёзный технологический и творческий разговор – формирование правил и различных технологических нюансов производства данного контента только начинается, так как рынок ещё не сформирован», – отмечает продюсер Антон Калинкин, основатель веб-кинотеатра Chill, Национальной премии веб-индустрии, Ассоциации производителей веб-сериалов.

Куратор программы «Сценарное мастерство» Московской школы кино, эксперт Moscow Film Accelerator Олег Сироткин добавляет, что ещё недавно вебом считалось то, что нельзя было показать по телевидению из-за соображений цензуры. Сегодня в формате интернет-сериала производится абсолютно любой аудиовизуальный контент, но только для платёжеспособной аудитории.

«Веб отличается большим либерализмом в выборе тем, свободой от внешних рамок (например, необходимости делать серию строго 44 минуты из-за рекламного слота), сложностью и глубиной персонажей и сюжетов, возможностью делать крайне узконаправленный, нишевый продукт. Веб-сериал – это очень индивидуальный диалог со зрителем», – уточняет сценарист.

Таким образом, главное отличие веб-сериала от своего «старшего брата» с телевидения – способность оперативно реагировать на происходящее, учитывать запрос зрителя на ту или иную тему и быстро воплощать его. По мнению Антона Калинкина, этот формат открывает возможности для молодых авторов, стремящихся попасть в индустрию: производство веба дешевле «большого кино», создатели не связаны рамками, контрактами и обязательствами, свободнее в своих действиях и реализации самых смелых идей.

Форматы веба

Веб-сериалы широко используются в качестве рекламного контента. Заказчиками являются крупные компании, которые с помощью драматургии усложняют сюжет промороликов, делая его изящнее и двусмысленнее. За последние годы в этом жанре поработали, пожалуй, все мировые бренды: Merсedes, IKEA, Jil Sander, Nike, Apple, Intel, Toshiba и многие другие –  список можно перечислять до бесконечности. Российские компании тоже снимают рекламные ролики в виде веб-сериалов: «Ростелеком» (драма «Трезвон»), «Сбер» (коллаборация с блогером Wylsacom), S7 Airlines (сериал «Посетите Землю»), а компании «Л’Этуаль» и «Святой источник» предложили своим потребителям анимационные сериалы.

По мнению экспертов российского рекламного рынка, корпорации, чуть позже блогеров включившиеся в создание веб-контента, дальше будут развиваться в этом направлении, смело займут свою нишу и оценят эффективность присутствия на YouTube в таком формате.

Помимо рекламных роликов веб может быть представлен в форматах видеоблогов, реалити-шоу, комиксов, анимационных, текстовых, аудиосериалов и т.д. 

Поскольку многие интернет-проекты создаются в условиях ограниченного бюджета, зачастую действие происходит при минимуме локаций, отсюда прослеживается сходство веб-сериалов с театральной постановкой. При этом главный герой зачастую пробивает «четвёртую стену», словно со сцены напрямую обращаясь к зрителю.

Веб-сериал может вырасти в полный метр, как это произошло с канадским проектом «Кармилла», спродюсированным компанией Kotex. Благодаря внушительной фан-базе средства на съёмки одноимённой полнометражной киноленты создатели собрали уже с помощью краудфандинга.

Однако картина не смогла повторить успех веб-сериала. Возможная причина провала – потеря «фишек» проекта, которые на большом экране стали невозможны. К ним относятся плотность сюжетных поворотов, количество локаций и, наконец, та самая камерность, замкнутость повествования, формировавшая атмосферу сериала. Можно сказать, что проект утратил свою театральность и полностью переключился на характерный для кино формат повествования. В результате сама история стала более отстранённой, и фильму просто не удалось удержать зрителя, привыкшего к иному уровню вовлечённости.

Веб-сериалы зачастую активно используют в сюжете экраны компьютеров и смартфонов, а некоторые адаптируют собственный формат под экран смартфона или компьютера, на котором будет воспроизводиться видео. Само по себе замкнутое пространство экрана со множеством окон также обнаруживает некоторое сходство веб-сериала с театром, поскольку, по выражениюкультуролога Екатерины Сальниковой, внутрикомпьютерная мизансцена возвращается к старинным моделям организации условной реальности, где происходит символическая деятельность. 

Эта особенность получила своё развитие в формате screenlife, разработанном компанией Bazelevs режиссёра Тимура Бекмамбетова, где экран оказывается единственным местом действия. По его мнению, уход кинематографа в цифровое поле является неизбежным в ближайшем будущем.

«Придёт поколение, которое поймёт, что screenlife – это не только говорящие головы в Zoom, а самостоятельный язык кино, полный смыслов, эмоций, драмы. <…> Обо всём в мире мы узнаем из интернета, мы переместились в онлайн, соответственно, фильмы тоже переместились в онлайн. Человечество хочет зафиксировать, как оно живёт, – это реальность. Я уверен, что через 3 года каждый второй проект будет сниматься онлайн», – заявил режиссёр осенью 2020 года.

Запрос пользователей на формирование новых форматов контента прогнозировал американский философ Генри Дженкинс в начале 2000-х гг. В своей книге «Конвергентная культура» он сравнивает молодое поколение зрителей с информационными охотниками и собирателями,получающими удовольствие от подробного изучения историй персонажей, различных хитросплетений сюжета, от нахождения взаимосвязей между различными текстами в рамках одной франшизы.

«Всё больше пользователей получает удовольствие от участия в культурах знаний и обогащает своё понимание интеллектуального продукта за счёт использования системы комбинированной экспертизы, организованной рядовыми участниками этого сообщества. Впрочем, иногда мы хотим просто потреблять. Пока мы это делаем, многие франшизы будут оставаться большими, глупыми и шумными. Не стоит удивляться, обнаруживая на самой периферии свидетельства каких-то параллельных процессов или наблюдая, как медиакомпании открывают новые возможности, позволяющие испытать новые типы опыта с участием хорошо знакомых персонажей, обитающих в давно известных мирах», – резюмировал исследователь.

Это чувство сопричастности зрителя формируют такие приёмы, как интерактивность и трансмедийность.

Интерактивный формат контента, при котором зритель управляет сюжетом, в производстве дороже обычного, поскольку здесь на одну минуту реального хронометража может приходиться несколько реально отснятых и смонтированных минут. В зависимости от сделанного выбора, зритель увидит только ту часть материала, которая предназначается ему, в то время как остальные кадры будут удалены из повествования. Усложняется и структура нарратива: создавая сценарий интерактивного проекта, автор вынужден просчитывать разные варианты развития событий и эволюции персонажей, при этом пытаясь в каждом случае сохранить единство действия, логические связи между элементами и непредсказуемость сюжетных поворотов. 

Однако, несмотря на сложности, сопряжённые с созданием подобных сериалов, интерес к данному формату не ослабевает: ни со стороны зрителей, ни со стороны создателей контента. Ранее интерактивность уже была опробована в кино и видеоиграх, а сейчас развивается в интернет-проектах. 

В России положительный отклик у аудитории получили интерактивные проекты «Всё сложно»,«#Кто_ты», «#Даняизвини», «Нагиев на каникулах» и т.д.

Другой важный тренд – всё более широкое использование формата трансмедиа. Веб-сериал Dirty Work, получивший «Эмми» в 2012 году, имитировал взаимодействие зрителей со смартфонами во время просмотра телевизора. Зрителю предоставлялась возможность зарегистрироваться, и тогда в течение серии на его телефон приходили сообщения и звонки от героев сериала, а также бонус-видео и дополнительный контент в соцсетях.

Веб в России

Пандемия явилась не причиной, но катализатором развития веба в России. Ранее в этом формате работали преимущественно «независимые авторы» и небольшие творческие объединения, работы которых лишь с 2018 года начали отмечать отраслевой премией в рамках фестиваля Realist Web Fest.  Для сравнения – в США награду за лучшие веб-сериалы учредили в 2009 году (Streamy), а за лучшие интернет-проекты – ещё в 1996 году (международная премия Webby).

В 2020 году по понятным причинам крупные российские киностудии устремили свой взор на данный тип контента и запустили производственный процесс по созданию веб-сериалов на полную мощность. В результате зрители увидели проекты «Сны на районе. Восьмёрка», «Сидя дома», «Зона комфорта», «Беезумие», «Безопасные связи», «Изолента» и многие другие.

Преподаватель факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Александр Прохоровотмечает, что для российской индустрии путь веба только начинается, и успех во многом будет зависеть от того, насколько грамотно отечественные авторы смогут перенять и трансформировать опыт своих западных коллег.

Зачем снимать веб? 

По данным аналитиков DataReportal, число пользователей интернета увеличилось на 332 млн человек за последние 12 месяцев (рост на 7,6% в год) и составило 4,72 млрд. При этом активных пользователей соцсетей в мире насчитывается 4,33 млрд (больше на 14%, чем в прошлом году), а владельцев мобильных телефонов – 5,27 млрд. 

В России, по состоянию на январь 2021 года, насчитывалось 124 млн интернет-пользователей, что на 6% больше по сравнении с предыдущим годом. Из них пользователей соцсетей – 99 млн человек. 

В топе социальных платформ в нашей стране, как и во всём мире, по-прежнему находятся WhatsAppFacebookInstagramTikTokYouTube. Эти ресурсы являются одним из главных назначений для развлечений – преимущественно в виде просмотра видео-контента. При этом более 50% выходов в интернет осуществляется через мобильные устройства. Таким образом, создавая продукт, рассчитанный на интернет-аудиторию, вполне вероятно получить адекватный спрос на него.

Маркетинг-директор канала ТВ3 и компании 1-2-3 Production Лили Шерозия на своём мастер-классе привела несколько любопытных фактов: 

  • миллениалы проводят 7 часов в день за просмотром видео в своих смартфонах,
  • во время просмотра сериала двое из трёх пользователей задействуют второй экран, чтобы найти дополнительную информацию о проекте,
  • самым популярным жанром на онлайн-платформах в большинстве стран является драма.

При этом маркетолог выделила площадку YouTube, однако, необходимо учитывать, что сериалы здесь пока не входят даже в топ-10 популярных типов контента, что связано с особенностями его алгоритмов.  

Также Лили Шерозия отметила эффективность мессенджеров WhatsApp, Telegram и соцсети Instagram, напоминая, что с их помощью пользователи делятся видео, найденными в интернете (в том числе на YouTube).

Эксперт перечислила модели монетизации интернет-контента (от фандрайзинга до формирования экосистемы), однако для начинающих авторов назвала веб-сериал входным билетом в индустрию.

«С помощью веба вы можете показать, на что способны как сценарист, шоураннер или режиссёр. Представив одну качественно сделанную серию, вы заинтересуете продюсеров, которые могут помочь найти средства на реализацию проекта и войти в индустрию», – пояснила медиаменеджер.

Как снять веб?

В числе основных советов, которые дают игроки рынка, можно выделить следующие. Они универсальны, но действующие:

  • Пиши о том, что знаешь – твои знания помогут в начинаниях.
  • Твои персонажи должны быть реальны – чтобы зрители смогли отождествлять себя с ними.
  • Они должны говорить как в жизни – как следует пропиши диалоги.
  • Чем короче, тем лучше – так ты повысишь вероятность просмотров.
  • Создавая историю, думай, как уложиться в бюджет.
  • Определи свою целевую аудиторию – важно изначально понимать, что ты хочешь сказать и кому.
  • Рекламируй свой проект – зритель сам не увидит и не придет.
  • Подумай, как эффектно питчинговать свой проект.
  • Научись оформлять заявку на питчинг.
  • Оглянись вокруг, общайся – тебе могут помочь если не деньгами, то чем-нибудь ещё.
  • Нарушай правила – ты сам себе хозяин! Дай простор фантазии (но не забывай о бюджете).

Таким образом, можно сделать вывод, что веб-сериал строится по тем же принципам, что и традиционный ТВ-сериал, правда, с учетом особенностей запросов аудитории. Данный тип контента может быть представлен в нескольких видах (сериалы, рекламные ролики, реалити-шоу и т.д.), снят за небольшие деньги, однако рискует «утонуть» в информационном потоке. С другой стороны, при правильном продвижении проект может занять свою нишу и собрать аудиторию, но главное – предоставить его создателям реальную возможность начать свой творческий путь в мире кино и телевидения. Авторам в свою очередь, главное – создавать истории, цепляющие зрителя.

Текст – Аля Колдунова

Проект «Русские веб-сериалы: от бумеров до зумеров» реализуется при поддержке АНО «ИРИ».

Еще больше о русских веб-сериалах вы можете узнать здесь.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять