MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Всероссийский конкурс видео о социальных проектах «Хорошая история» > Тезисы мастер-класса создателей фильма «Доктор Лиза» о съемках фильма на социальную тематику

Тезисы мастер-класса создателей фильма «Доктор Лиза» о съемках фильма на социальную тематику

В онлайн-формате в Zoom состоялся мастер-класс создателей художественного фильма «Доктор Лиза» о съемках фильма на социальную тематику. Спикеры – режиссер Оксана Карас и продюсер Александр Бондарев, заместитель генерального директора «Киностудии КИТ», член Ассоциации продюсеров кино и телевидения.

Картина «Доктор Лиза», один из самых популярных зрительских фильмов прошлого года, показывает один день из жизни основателя фонда «Справедливая помощь», филантропа Елизаветы Глинки. Авторы картины расскажут, как снять фильм на социальную тему, как в художественном фильме рассказать о деятельности НКО. В рамках встречи будут раскрыты аспекты создания биографического фильма об известном общественном деятеле. Также спикеры ответят на вопросы аудитории.

Мастер-класс проходит в рамках конкурса «Хорошая история».

Публикуем тезисы встречи.

Александр Бондарев: «Мы с режиссером картины Оксаной Карас долго пытались найти форму для сценария. Ведь Елизавета Петровна за свою короткую жизнь прожила будто бы 10 жизней, и в сценарий трудно было все это вместить. Один мой коллега Алексей Илюшкин предложил идею, которая нас всех очень вдохновила и вывела  из тупика. К нему пришла идея снять картину в формате одного дня. Как только он написал первый драфт, я предложил Оксане Михайловне поработать над фильмом. Она сразу же откликнулась. Дальше мы вместе с ней почти год писали этот сценарий. Если говорить о технологии, то кино рождается одинаково. Во главе угла всегда стоит чья-то боль, страсть, идея… В моем случае, это была сильная боль потери и невозможность что-либо изменить. Лиза Глинка была моим близким другом. Для того, чтобы преодолеть боль, мы и начали делать это кино».  

Оксана Карас: «Я не была лично знакома с Елизаветой Глинкой. Впервые я услышала о ней  в рамках одного кинофестиваля. Там участвовала моя короткометражка и документальный фильм, где рассказывалось о героине – нашей современнице, которая на Павелецком вокзале кормит своих, как она называла, пациентов и занимается уличной медициной. Человек, который интересуется подобными проблемами, посвящает всю свою жизнь этим людям и делает свое дело абсолютно искренне – это событие. Я Елизавету Петровну сразу запомнила. Весной 2018 года мне позвонил Александр Владимирович Бондарев с предложением снять картину о Лизе Глинке. Он издал замечательную книгу, которую можно раскрыть на любой странице и увидеть подлинные репортажные кадры из ее жизни. Вторая часть разворота этой книги – это дневниковые записи самой Лизы. Она вела живой журнал и каждый день успевала оставить какую-то заметку о том, как прошел день. Надо сказать, что этот материал остался как настоящий исторический документ после ее ухода. Прочитав книгу, я была потрясена масштабом личности этого человека. То, чем занималась Елизавета Петровна – это целый мир. Александр Владимирович пропускал через себя буквально каждую букву, каждую сцену, каждого человека, которого мы брали в свою команду. Ему было важно, чтобы каждый человек на площадке был лично вовлечен в эту тему, и него сложилось бы свое отношение к Лизе. Необязательно, что оно должно быть панегирическое, лилейное. Мы сразу понимали, что не хотим делать фильм-памятник. Александр Владимирович хотел сделать живое кино и умел этим всех  заразить.  Признаюсь, что мой комплекс (ведь я совсем не была знакома с Лизой) стал моим режиссерским козырем. Это позволило мне принять объективную позицию по отношению к ней. Конечно, до конца невозможно видеть ее объективно, потому что она является тем человеком, который втягивает в свою орбиту. Даже после своего ухода она, словно улетевшая комета, продолжает влиять на всех нас. Действительно, со всеми людьми, которые работали над картиной стали происходить удивительные вещи. 

У меня было особое отношение к картине, потому что твой герой – это не вымышленный персонаж, а реальный человек. Более того, это человек, который был для каждого дорог по-своему. Мы работали очень искренно и по-настоящему. По-другому и не получалось. Нам нужен был какой-то ключ, чтобы рассказывать о человеке – нашем современнике, которого многие  знали. Признаюсь честно, у меня никогда не было такого опыта. Все мои документальные фильмы были сняты в жанре портрета. В художественном игровом фильме очень важно сохранить баланс правды жизни и художественной правды. Все это непросто. Было потрачено много сил на подготовительную работу над сценарием. Когда начались съемки, кино задышало, появились артисты, которые привнесли свою энергию и отношение. Больше всего энергии ушло на создание текста, который убедил бы Чулпан Хаматову.  Таким образом, у нас  больше года ушло на то, чтобы написать этот сценарий. 

В первую очередь, мы познакомились с волонтерами фонда. Они многое нам рассказали о Елизавете Петровне и помогли в написании сценария. Конечно, без нее фонд уже другой. Елизавета была той фигурой, которая многое замыкала на себе. Нам очень важно было погрузиться в жизнь фонда. Когда ты начинаешь во все  вовлекаться, это становится частью и твоей жизни. Я стала понимать и чувствовать, что Лиза Глинка и после своего ухода меняет жизнь людей. У меня стали намного чаще происходить встречи с бездомными людьми. Ведь она не разделяла людей, а помогала всем, кто обращался к ней за помощью. Ты начинаешь видеть этот мир, будто ее глазами и понимать, что только так можно жить и в этом наше спасение. То есть это становится чем-то большим, чем просто кино. Если вы хотите снимать кино на такие темы, то вам необходимо стать частью этого процесса. Александр Владимирович уже был участником этого процесса, он жил этим каждый день, работая волонтером в фонде». 

Александр Бондарев: «Мы не устраивали кастинга, а сразу сделали предложение Чулпан Хаматовой. Должен признаться, что переговоры были длительные.  Как только Чулпан прочитала наш сценарий, поняла, что в этом фильме она не будет сниматься. Но у нас все ставки были сведены на ней. Я считаю, что ни один другой актер не смог бы сыграть так, как она, потому что Чулпан очень близка эта тема. Совместными усилиями нам удалось ее убедить и переписать под нее сценарий».  

Оксана Карас: «Первый раз, когда мы встретились с Чулпан весной 2018 года, нам было важно заручиться ее согласием, потому что у актрис такого уровня график расписан на годы вперед. Нам нужно было, чтобы она полностью отдала нам свое время  (это должен был быть апрель 2019 года). В итоге мы ее убедили, хотя она и очень рисковала. Ведь всегда есть опасения, что картина не будет успешной, и мы такие творческие риски несем. Для нее, как для актрисы, прежде всего, важна была интонация, с которой эта история будет рассказана на экране. Если говорить о том, как снимать такие истории,  то самые главные риски связаны именно с авторской интонацией. Масштаб личности Чулпан таков, что она может сыграть эту роль. У нее в этом смысле есть самоирония. Она просила у нас, чтобы в каких-то сценах и диалогах обязательно был юмор, потому что тому, кто сталкивается с человеческим горем каждый день, нужны силы, чтобы идти дальше. Мы искали эту интонацию и в тексте, и на площадке, и в актерском существовании. Если сразу перечислить те события, которые происходят в фильме, зритель может сразу отвернуться от картины. Все это испугает его. Задача авторов фильма с такой тематикой заключается не в том, чтобы рассказать, что такое есть в жизни, а заманить зрителя различными творческими и художественными пристройками. Здесь драматические сцены обязательно должны перемежаться с юмором, чтобы диалоги были не такими тяжелыми и давали надежду. Авторам необходимо соблюсти баланс темного и светлого и не спекулировать на теме. 

Сценарий мы переписали на 80 процентов, оставив там самое главное. Мы оставили формат одного дня и  исходное событие, которое было здорово придумано Алексеем Илюшкиным (в картине это кража морфина). Практически все остальное мы переписали. Наталья Кудряшова помогла нам наполнить жизнью какие-то диалоги, потому что к тому моменту у нас уже просто закончились силы. Признаюсь, что меня очень вдохновляли документальные фильмы, которые были созданы при жизни Лизы. Мы брали оттуда некоторых реальных персонажей и писали их под конкретных актрис». 

Александр Бондарев: «Этот фильм о человеке, который живет среди нас. Он такой же, как и мы. Главная мысль этого фильма: помогать людям и быть милосердным очень просто, приятно и это может сделать каждый из нас. Ведь огромное количество людей просто нуждаются в разговоре. Многим кажется, что помогать – это подвиг, но на самом деле это так просто. 

У Елизаветы Петровны было очень много подопечных, которых она вела сама. Например, она 6 часов, оставив срочные дела, разговаривала с девочкой, у которой в хосписе умирала мама. К тому же у Лизы был  огромный организационный талант,  и  она могла решить проблему в течение минуты. Она не видела никаких преград, если кому-то нужна была помощь. 

Должен признаться, что магия Елизаветы Петровны распространяется сейчас и на наш бизнес. В моей кинобиографии «Доктор Лиза» – самый прибыльный проект. Премьера нашего фильма впервые прошла сразу на двух основных платформах: на «Кинопоиске» и на «Премьере». Мы направили большую часть прибыли на решение задач фонда. На деньги, которые мы получили, мы еще и строим дом для первых пациентов, которых Лиза увезла из-под бомбежек. В общем, на финансовый успех продюсера она тоже повлияла». 

Оксана Карас:  «Если бы у меня было всего пять минут экранного времени, я бы свой короткометражный фильм построила на том, как Лиза обнимает других людей. Лично для меня это многое о ней говорит. Формат пяти минут, конечно, сильно ограничивает, но в тоже время, он говорит о самом авторе.      

Вообще самое главное качество режиссера и сценариста – убирать все лишнее. Конечно, мы столкнулись с тем, что наша героиня прожила в рамках одной жизни сразу несколько. Можно было бы снять даже сериал. Но здесь мы были ограничены рамками полного метра, поэтому лишнее приходилось отсекать. Должна признаться, что формат одного дня нам очень помог. Есть в фильме сцены, которые можно было бы оставить в качестве законченных историй  –  они самодостаточные и развиваются по законам драматургии. 

Также было много сцен, с которыми приходилось прощаться на уровне сценария. Много крови мы попили друг у друга, когда решали, что нам оставить, а что выкидывать в корзину. Это всегда боль и борьба, особенно, если выкидывать то, что снято. 

Для актеров очень важны смыслы. В пяти минутах быть достоверными и точными по смыслу можно только в том случае, если вы за эти пять минут успеваете рассказать историю. Даже, если это просто фильм-наблюдение или фильм-впечатление, актерам все равно важно, кто их персонаж, какая у него история. Важно не столько придумать сценарий, сколько объяснить актеру, что у него в бэкграунде. Если в пятиминутном фильме делать актерскую историю, то нужно непременно отталкиваться от самого персонажа. Можно не успеть раскрыть саму историю за это время, но успеть раскрыть персонажа, подключить к нему зрителя и заставить сопереживать. Но это требует большого мастерства от автора. 

Секреты создания видео о социальном проекте просты: необходимо говорить на волнующую вас тему, подключить юмор и иронию и провести точный кастинг, чтобы найти своего актера. Этим человеком должен быть ваш   единомышленник, который понимает то, что он играет. 

Мы вдохновлялись документальными фильмами, и стремились сделать наше кино псевдодокументальным. Ведь 80 процентов событий происходили на самом деле. Лично меня вдохновляли авторы-документалисты и те работы, которые были сняты при жизни Елизаветы Петровны. Да, наше кино художественное, но по тому, как работает камера, как выстроены сцены, мы приближаемся именно к документальной эстетике». 

Александр Бондарев: «После того как фильм вышел в свет, у фонда появилось пять очень серьезных меценатов, и фонд получил более трех тысяч заявок о волонтерстве. Все люди, которые сейчас работают в фонде, занимаются самой тяжелой частью – это кормление и лечение на вокзале. Это и те люди, которые пришли в фонд, посмотрев  картину «Доктор Лиза». У нашего фонда  порядка двенадцати программ, поэтому здесь можно найти себе дело и задачу по силам». 

О проекте «Хорошая история»

Всероссийский конкурс видео о социальных проектах «Хорошая история»  проводится в рамках Всероссийского молодежного кинофорума Союзом кинематографистов России при поддержке Фонда президентских грантов. Главная цель конкурса – повышение информационной открытости лучших социальных проектов некоммерческих организаций. 

Миссия конкурса – расширение присутствия социальной тематики в медиапространстве. Призовой фонд конкурса – 1 миллион рублей. 

Призы будут вручены в каждой категории в следующих номинациях: «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая операторская работа», «Лучший сценарий игрового фильма», «Лучший сценарий документального фильма». 

Отдельно присуждается приз зрительских симпатий — «Лучший ролик о социальном проекте». Победителя в этой номинации определяют зрители: приз достается автору видеоролика, за который проголосовало большинство зрителей на портале «Добрая страна».
Прием заявок на конкурс осуществляется до 15 августа 2021 года включительно.

Подробнее об условиях участия – на странице конкурса.

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять