MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Обзоры > Тезисы public talk «Короткий метр vs веб-сериал: за каким форматом будущее?»

Тезисы public talk «Короткий метр vs веб-сериал: за каким форматом будущее?»

В рамках Х Международного фестиваля короткометражного кино KONIK 13 августа прошёл public talk «Короткий метр vs веб-сериал: за каким форматом будущее?».

Участники: продюсер Кирилл Алёхин («Петух»«Взятка»), режиссёр Алексей Нужный(«Петух», «Естественный отбор», «Изи Катка»), продюсеры и режиссёры Андрей ФеночкаЛиза Симбирская («Я иду искать»), актриса Наталья Тетенова («Миллионер из Балашихи»), сооснователь высшей школы кино «Арка» и заместитель директора Института киноиндустрии НИУ ВШЭ Дмитрий Котов, режиссёр Иван Плечев («Тёмная ночь», «Дым», веб-сериал «Солдаут»).

Модератором встречи выступила Елена Коржаева, исполнительный продюсер компании по фестивальному продвижению фильмов CinePromo, организатора фестиваля KONIK.

Участники встречи обсудили тенденции, наметившиеся в современном кинематографе, преимущества веба над коротким метром, фестивалей перед интернетом, а также нюансы в работе с разными заказчиками контента. Кроме того, спикеры рассказали о взаимоотношениях индустрии и государства и, конечно же, дали советы начинающим кинематографистам, в том числе, актёрам.

По мнению Кирилла Алёхина, если раньше входным билетом в индустрию традиционно считался короткий метр и участие в кинофестивалях, то сейчас более эффективным инструментом для построения карьеры являются веб-сериалы.

«Даже если ты успешно представишь публике свою короткометражку, следующим этапом в твоей карьере должен быть переход в большое кино. То есть ты должен совершить резкий прыжок, на который мало кто способен. Но сейчас появились веб-сериалы – это именно та ступенька, по которой ты можешь осуществить этот переход», – пояснил Кирилл Алёхин.

Иван Плечев отметил, что короткий метр тоже может помочь своему создателю в установлении контактов с игроками отрасли. При этом он напомнил, что главное в кино – это история, а форма вторична. 

«Мне кажется, надо идти от истории, не всякую историю можно рассказать в формате веб-сериала», – отметил режиссёр и рассказал, что карьерой он обязан своей первой работе – короткому метру, которую заметили продюсеры, после чего пригласили молодого художника в индустрию.

Дмитрий Котов добавил, что каждый кинематографист выбирает свой путь: за годы своей преподавательской практики он встречал разных студентов. Кто-то тяготеет к телевидению, кто-то к онлайн-платформам, кто-то вольно самовыражается и претендует на создание авторского кино. Что касается короткого метра, то, по мнению спикера, этот формат отлично подходит людям, не имеющим опыта в кино.

«Короткий метр – это первая проба пера. Думаю, короткометражки останутся, возможно, как курсовые работы – жанр не умрет. Более того, проектами данного типа с недавнего времени начали интересоваться онлайн-платформы. Если раньше мы старались “приучать” студентов сокращать хронометраж, то онлайн-платформы – напротив – ждут работы хронометражем не менее 20 минут. Коллеги из START, например, пояснили это тем, что, по их данным, пользователь только полчаса выбирает, что ему посмотреть, и вряд ли он остановит свой выбор на десятиминутном ролике», – пояснил спикер.

Он также подчеркнул, что в последние годы у кинематографистов сложилось понимание того, что такое веб. «Раньше даже опытные продюсеры “Игру престолов” называли веб-сериалом, хотя НВО – это кабельный канал, и то, что у нас этот сериал вышел в онлайн-кинотеатре “Амедиатека”, не сделало его вебом. Сегодня мы разобрались с этим форматом и даже классифицировали его», – рассказал Дмитрий Котов.

Спикер насчитал 5 видов веба: 

  • сериалы-саттелиты (спин-офф) 
  • работы студентов, начинающих кинематографистов
  • брендированный контент, куда «зашита» реклама
  • «пилот», так называемый proof-of-concept
  • продукты чистого творчества, независимые проекты.

По мнению Дмитрия Котова, сегодня удивительное время – время многообразия форм и широких возможностей для кинематографистов. Причём из массива художников он выделил именно молодых, «не зашоренных» самоцензурой и жизненным опытом, а свободных и готовых к экспериментам, итогом чего, как правило, является не «перепевка западных блокбастеров, а попытка откровенно и смело поговорить о наболевшем, и это очень здорово».

Лиза Симбирская отнесла себя и Андрея Феночку к категории авторов, «которые экспериментируют с информацией или тем, как её подавать». Она отметила, что экспериментальное кино монетизировать чрезвычайно сложно, потому что в таком случае придётся уже со своими идеями идти в мейнстрим, к продюсерам, а это частичная или полная потеря независимости.

«Наша идея изначально заключалась в том, что мы решили ни под кого не подстраиваться, а просто делать тот продукт, который мы хотели делать – на те темы, которые нас волнуют. И сработало – к нам пришёл Антон Калинкин, который заинтересовался одним нашим проектом, затем мы организовали краудфандинг и т.д. Мы не искали продюсера, который вывел бы нас на большую аудиторию. Мы думали, много ли нас таких, которые интересуются тем же, что и мы, и оказалось, что немало – 5-10-15 тысяч человек. И эти люди смотрят каждую серию наших сериалов», – рассказала Лиза Симбирская.

Звезда «Казуса Кукоцкого» Наталья Тетенова отметила, что пока не снималась ни в коротком метре, ни в вебе, и «Миллионер из Балашихи» стал в этом смысле её дебютом.

«Самое кайфовое в проекте “Миллионер из Балашихи” то, что никто не должен был знать, что это веб-сериал», – подчеркнула актриса, пояснив, что изначально это был бренд-контент с очень ненавязчивый рекламой. Никто так и не понял, например, что в проект инвестировал «Модульбанк». 

При этом участница паблик тока рекомендовала начинающим актёрам начинать именно с короткого метра.

«Артист должен понимать, с чего он начинает работу на проекте и какой мэсседж несёт зрителю, а для этого нужно знать финал. В вебе, бывает, дают сценарий, а потом выясняется, что там ещё восьмую серию дописывают. А артист должен натренироваться, и короткий метр – оптимальный вариант. Конечно, круто, если актёру повезёт, и он, как мой однокурсник Саша Яценко, попадёт сразу в полный метр. Но и короткий – тоже хорошая возможность начать работать над собой», – пояснила Наталья Тетенова.

Несмотря на обилие качественных короткометражных фильмов, лучшие из которых представлены, например, на канале Short TV, этот тип контента, по мнению участников паблик тока, остаётся наименее рентабельным.

«Кино – это дорогая форма высказывания, а у короткого метра нет возврата», – резюмировал Кирилл Алёхин.

Участники мероприятия поговорили также об актуальности и функциях кинофестивалей в современной диджитал-реальности.

«Фестивали больше не нужны, потому что сегодня уже выходишь на зрителя через интернет. Фестиваль же – это длинная и весьма тернистая дорога. Фильм “Петух” не взяли на первый фестиваль, говорили, что история неактуальная, но в итоге мы его прокатили по более чем 70 конкурсам в разных странах мира. Однако фестивали ценны нетворкингом. Но это не карьерный маршрут. Карьерный маршрут – это сразу выйти к зрителям и продюсерам и двигаться дальше. Интернет – это отличная лакмусовая бумажка, благодаря которой реально быстро понять, можешь ты или нет», – подчеркнул Кирилл Алёхин

Также он добавил, что сегодня награды, привезённые с фестивалей, мало кому интересны. «Всех впечатляет – а) умение держать жанр, б) укладываться в небольшой бюджет, в) соблюдение сроков. Статуэтки никому не нужны – это на память, детям», – пояснил участник дискуссии.

Антон Феночка добавил, что на фестивалях удобнее показывать именно веб.

«Традиционные короткометражные фильмы требуют недоступности в сети, надо сначала показать участникам фестиваля, а потом уже остальным зрителем. С веб-сериалами проще – ты везёшь работы, которые уже набрали определённое количество просмотров», – уточнил эксперт.

Иван Плечев отметил, что помимо нетворкинга фестивали являются местом средоточия самых свежих и ярких работ, собранных за последнее время.

«Количество контента в интернете суперогромное, а фестивали – это место, где концентрируются люди из индустрии, и у них, как правило, нет времени в быту смотреть этот контент. Они как раз и смотрят его на фестивалях. Но мне фестивали дают главное – ощущение причастности к мировому кинематографу», – поделился режиссёр. 

Дмитрий Котов добавил, что помимо занятости у режиссёров и продюсеров есть некая оторванность от того, что происходит в индустрии – пока они погружены в свои проекты. И фестивали дают возможность в сжатые сроки ознакомиться с работами коллег и развивать насмотренность.

В завершение участники паблик-тока поделились своим мнением на тему того, как сегодня воспринимают веб-сериалы онлайн-платформы. По мнению Кирилла Алёхина, в последние несколько лет диалог с продюсерами стал гораздо более позитивный.

«Я ходил по платформам ещё пять лет назад. Мне отвечали – вы молодцы, классно, снимите и приносите. Теперь они реально ищут – новых авторов, сценарии и продукты», – рассказал продюсер.

Дмитрий Котов пояснил возрастающий интерес руководителей и топ-менеджеров онлайн-платформ к сериалам стремлением удержать внимание зрителей и привлечь новых подписчиков. «Платформам важно, чтобы пользователь продлевал подписку, а удержать его внимание проще сериалами, чем короткометражками», – уточнил эксперт.

Также он пояснил, что разные заказчики руководствуются своими целями и задачами. 

«На платформах более смелая целевая аудитория, она же и более платежеспособная. Соответственно, её представители ждут более разнообразного, яркого, нишевого контента – они хотят истории, которые не покажут по федеральным каналам. Федеральные же каналы – напротив –заточены на широкую аудиторию, им нужны универсальные герои, они ограничены цензурой и форматом. А компании-бренды хотят не спугнуть свою целевую аудиторию, даже при возможности привлечь новую. Им важно действовать в рамках корпоративных ценностей и в интересах своих клиентов», – отметил Дмитрий Котов.

Кирилл Алёхин дополнил коллегу, отметив, что сегодня с государственными и подведомственными учреждениями зачастую работать проще, чем с коммерческими компаниями.

«У Минкульта нет задачи набрать 100 млн просмотров, у них задача – воспитать 100 человек, которые станут лицом отечественного кинематографа в ближайшем будущем. Сегодня госучреждения не учат тебя жизни, а слушают внимательно – между нами выстраивается деликатный и доверительный диалог», – заключил спикер.

Текст – Аля Колдунова 

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять