«Будем жить»: Смотрим и анализируем. Часть II
В рамках Московского международного кинофестиваля «Будем жить» на сайте MovieStart в течение фестивальной недели на некоторые фильмы будут размещены рецензии студентов курса «Практическая кинокритика» Московской школы кино (куратор Всеволод Коршунов). Сегодня публикуем пять материло о фильмах из конкурсной программы короткометражного кино: «Авако» режиссера Ксении Пчелинцевой, «Белый гетеросексуальный мужчина» режиссера Глеба Росса, «Малой» режиссера Дамир Мифтахова, «Последний звонок» режиссера Вячеслава Беломестных, «Прощальное письмо» режиссера Романа Баранова.
Верните мой 2007
А вы помните то время, когда и небо было чище, и деревья выше? Когда счастье ощущалось острее, а каждая потеря казалась невыносимой? В такое время погружает зрителя режиссёр фильма «Авако» (2021) Ксения Пчелинцева.
«Авако» — один день из жизни тринадцатилетней Ани (Маша Лобанова). Родители уезжают, оставив девушку под присмотром соседа-панка Арсения, в которого она беззаветно влюблена. Аня планирует совместный день как это может делать еще совсем юная девушка: игра в карты, Sims (видеоигра в жанре симулятор жизни) и купание в городском карьере. Но вместо этого с Арсением и его компанией колесит по городу.
Фильм Ксении Пчелинцевой получился своеобразным манифестом движению. Конечно же, движению вперед: ребята уезжают учиться в Европу, уходят в армию, переезжают в другой город. Неслучайно Арсений вытаскивает из водоема автомобильную дверь — метафорический символ нового мира, который ожидает каждого из персонажей картины. Еще одно такое движение вперед — взросление героини Маши Лобановой. Режиссер делает упор на детали: следы от замеров роста на дверном наличнике (биологический рост), просмотр фильмов ужасов (психологический рост). И даже день, в который зритель наблюдает за Аней — день ее рождения, переход от детства к юности.
Но в то же время «Авако» о движении назад, о ностальгии по миру без общедоступного мобильного интернета, но с песнями под гитару. Эдакое возвращение в середину 2000-х с CD-дисками, песнями «Зверей» и танцевальным движением тектоник. Это погружение в фантазийные миры прошлого, побег от настоящего с его постоянной необходимостью самоопределяться и преодолевать один кризис за другим. Погружение в то уютное время больших надежд и будущих свершений, в которые всецело веришь. Да и как тут не поверить, когда музыка Animal ДжаZ в пространстве фильма так сладко и пронзительно обещает, что «… дачу, маму, билеты мы переживем».
Анастасия Гончарова
«Бог мертв! А человек свободен!»
Как обойтись без североафриканской, ближневосточной и азиатской массовки, представителей квир-сообщества и пастафарианцев в фильме о Челябинской области? Такой сложный и важный для общества вопрос встает на повестке дня в фильме «Белый гетеросексуальный мужчина» Глеба Росса.
Двое гетеросексуальных русских парней христианского вероисповедания – Борис и Глеб, названные так по аналогии с первыми святыми, отправляются в Москву из российской глубинки, чтобы остановить строительство мусоросжигательного завода в их области.
Такой «фашистский», преступный перед человечеством сценарий своего фильма режиссер Константин (Андрей Мерзликин) приходит утверждать в офис к продюсерам. Там собралась прогрессивная комиссия специалистов. И они, как и любой здравомыслящий человек, видят в таком проекте ущемление прав бесконечного множества людей по гендеру, цвету кожи и вероисповеданию.
На преступные и асоциальные взгляды режиссера внимательному зрителю намекает висящий на стене постер фильма «Нетерпимость» Дэвида Уорка Гриффита. Пусть в проекте Константина и нет ку-клукс-клана, как в «Рождении нации» того же Гриффита, но все же урон общественному спокойствию имеет планетарные масштабы. Такое допускать никак нельзя.
Примерно такой уровень гротеска и абсурда зритель найдет в картине Росса. Узнать его настоящее отношение к современным тенденциям в кино нам не удастся. Пусть зритель сам подумает и погадает над позицией автора об обязательном присутствии в фильме пансексуалов. Ясно лишь одно – режиссер смотрит на весь этот сюрреализм, захвативший головы и голоса многих людей, с юмором.
В фильме хоть и показано будущее, но по QR-коду, выбитому на запястье одного из персонажей фильма, становится ясно, что оно не за горами. И скоро права нас всех ущемят человекоподобные ящеры.
Игорь Дорогов
Малой, будь человеком!
«Пейзаж в окне опять застыл…» — звучат слова группы «Дурной Вкус» в стареньком MP3-плеере четырнадцатилетнего пацана, который идет по дворам мимо типовых «панелек» и стареньких гаражей. Это Тимур (Матвей Семёнов), он же Малой. Он ходит одним и тем же «застывшим» маршрутом практически каждый день. И кажется, что судьба его определена — все останется также, он пойдет по стопам брата — бросит спорт, а главным для него станут вечеринки в гараже. Но есть ли у него силы, сделать все иначе?
Пробует ответить на этот вопрос режиссер Дамир Мифтахов. Короткометражный фильм «Малой» — это его выпускная работа. До обучения в Московской Школе Кино он жил в Казани и на Урале. Так и в фильме не ясно, в каком конкретно городе происходят события. Но это и не важно, ведь подобная история могла произойти где угодно. В каждом городе может быть такой район, такая школа, такая семья, такие отношения.
И такая же секция каратэ. В нее ходит Малой, а раньше ходил его брат. В секции появляется новый тренер — Ирина. Именно она меняет привычное существование братьев. Малой влюбляется, но Ирина старше и не отвечает взаимностью. Тогда в соблазнении ему решает помочь старший брат. Хотя цель его ясна, но средства — незаконны и низки. Конечно, они вызывают сомнения у Тимура.
Старший брат — авторитет для младшего, делает подарки, помогает, да и воспитать, если что, готов. Малой же слушает брата, тянется к нему и не хочет подводить. Но между ними есть большая разница — это честь. Для младшего — вопрос чести еще открыт, и у него еще есть выбор и возможность поступать правильно. А значит не все потеряно. Еще можно вырваться из серой пустоты города, еще можно изменить привычное течение. Возможно, появится более значимая и важная цель, чем новый диско-шар и очередная гулянка на задворках города. Даже если детство прошло за гаражами или в гараже, то это не значит, что именно там пройдет вся остальная жизнь.
Тарас Русаль
Просто пережить
В своем дебютном короткометражном фильме Вячеслав Беломестных рассказывает историю взросления старшеклассницы Ани, которой предстоит столкнуться с вызовами жизни и научиться принимать серьезные решения.
Влюбленные друг в друга выпускники старших классов Аня и Саша с нетерпением ждут окончания школы и вступления во взрослую, самостоятельную жизнь. Ребята активно планируют совместное будущее в своем провинциальном городке и мечтают о том дне, когда будут просыпаться в одной постели и желать друг другу доброго утра по-настоящему, а не разыгрывать подобные сценки в магазинах мебели.
Неожиданно во время подготовки к выпускному вечеру Аня узнает, что Саша, мечтающий стать архитектором, выиграл грант на обучение в университете Санкт-Петербурга. Осознав, что может навсегда потерять Сашу, Аня решает во что бы то ни стало помешать его переезду. Девушка идет на серьезный шаг и проводит с молодым человеком ночь. Как она и предполагала, он принимает решение остаться с любимой девушкой в родном городе. И, казалось бы, Аня должна этому радоваться. Но в ее жизни происходит еще один непредсказуемый поворот, который меняет все и заставляет ее вновь пойти на жертвы.
За весь фильм главная героиня терпит множество лишений. Это и потеря невинности, и утрата чувства самоуважения, смелых надежд на будущее с любимым человеком, и, наконец, прощание со школой. Исполняя на последнем звонке вместе с хором песню «Куда уходит детство», Аня не может сдержать слез. Опыт взросления оказался слишком болезненным и травмирующим, но необходимым, ведь он принес не только потери и расставания, но и эмоциональную зрелость. Правильно она поступила или нет, решать зрителю. Но главное, что сама она, кажется, о содеянном не жалеет, потому что это было ее самостоятельное взрослое решение.
Амалия Бабаян
От трагедии до комедии один шаг
«Скоро рассвет, выхода нет.
Выхода нет.»
Сплин
Благодаря пандемийной обстановке, все больше набирает популярность формат скринлайф. Создатели фильмов ужасов, детективов и сериалов уже давно приспособили его под себя. Находят ему применение и режиссеры короткой формы. Так, в трагикомедии «Прощальное письмо» Романа Баранова с помощью скринлайфа рассказывается история о «последнем дне» одного молодого человека.
Любимая девушка главного героя Вадима ушла к его лучшему другу — для парня это конец. В жизни не осталось ничего светлого, и он решает покончить с собой, а перед этим записать на видео прощальное послание. Сложившаяся ситуация настраивает зрителя на трагичный лад. А благодаря выбранному формату происходящее кажется более реалистичным. Герой не может скрыть своих эмоций — он нервничает и уже с первых слов его неотрепетированная прощальная речь не складывается. Постепенно из трагичной ситуация переходит в комичную. А помимо не вяжущихся слов Вадиму начинают мешать разные обстоятельства: то наглый начальник звонит в выходной день с просьбой что-то переделать, то сотрудники банка запугивают штрафом за непокрытый вовремя кредит.
Так, доведя ситуацию до полного абсурда, режиссер рушит изначальный план героя, и Вадим, сам того не замечая, снова начинает проявлять интерес к жизни. Он спокойно решает все внезапно навалившиеся на него проблемы. У него даже появляется желание устроить себе привычный досуг — поиграть в онлайн-стрелялку. Судьба дает ему, казалось бы, очевидный ответ — выход все-таки есть, нужно продолжать жить. А зритель, благодаря непрекращающейся записи, за эти пятнадцать минут видит, как герой из совершенного рохли потихоньку становится увереннее и приобретает внутренний стержень. И как на первый взгляд неразрешимая ситуация становится не такой уж критичной и явно нестоящей того, чтобы покончить с собой.
Диана Агаларови