«Будем жить»: Смотрим и анализируем. Часть II
![](https://moviestart.ru/wp-content/uploads/2021/09/avako_4-1024x576.jpg)
В рамках Московского международного кинофестиваля «Будем жить» на сайте MovieStart в течение фестивальной недели на некоторые фильмы будут размещены рецензии студентов курса «Практическая кинокритика» Московской школы кино (куратор Всеволод Коршунов). Сегодня публикуем пять материло о фильмах из конкурсной программы короткометражного кино: «Авако» режиссера Ксении Пчелинцевой, «Белый гетеросексуальный мужчина» режиссера Глеба Росса, «Малой» режиссера Дамир Мифтахова, «Последний звонок» режиссера Вячеслава Беломестных, «Прощальное письмо» режиссера Романа Баранова.
![](https://moviestart.ru/wp-content/uploads/2021/09/avako_2-1024x576.jpg)
Верните мой 2007
А вы помните то время, когда и небо было чище, и деревья выше? Когда счастье ощущалось острее, а каждая потеря казалась невыносимой? В такое время погружает зрителя режиссёр фильма «Авако» (2021) Ксения Пчелинцева.
«Авако» — один день из жизни тринадцатилетней Ани (Маша Лобанова). Родители уезжают, оставив девушку под присмотром соседа-панка Арсения, в которого она беззаветно влюблена. Аня планирует совместный день как это может делать еще совсем юная девушка: игра в карты, Sims (видеоигра в жанре симулятор жизни) и купание в городском карьере. Но вместо этого с Арсением и его компанией колесит по городу.
Фильм Ксении Пчелинцевой получился своеобразным манифестом движению. Конечно же, движению вперед: ребята уезжают учиться в Европу, уходят в армию, переезжают в другой город. Неслучайно Арсений вытаскивает из водоема автомобильную дверь — метафорический символ нового мира, который ожидает каждого из персонажей картины. Еще одно такое движение вперед — взросление героини Маши Лобановой. Режиссер делает упор на детали: следы от замеров роста на дверном наличнике (биологический рост), просмотр фильмов ужасов (психологический рост). И даже день, в который зритель наблюдает за Аней — день ее рождения, переход от детства к юности.
Но в то же время «Авако» о движении назад, о ностальгии по миру без общедоступного мобильного интернета, но с песнями под гитару. Эдакое возвращение в середину 2000-х с CD-дисками, песнями «Зверей» и танцевальным движением тектоник. Это погружение в фантазийные миры прошлого, побег от настоящего с его постоянной необходимостью самоопределяться и преодолевать один кризис за другим. Погружение в то уютное время больших надежд и будущих свершений, в которые всецело веришь. Да и как тут не поверить, когда музыка Animal ДжаZ в пространстве фильма так сладко и пронзительно обещает, что «… дачу, маму, билеты мы переживем».
Анастасия Гончарова
![](https://moviestart.ru/wp-content/uploads/2021/09/white_heterosexual_m-1024x422.jpg)
«Бог мертв! А человек свободен!»
Как обойтись без североафриканской, ближневосточной и азиатской массовки, представителей квир-сообщества и пастафарианцев в фильме о Челябинской области? Такой сложный и важный для общества вопрос встает на повестке дня в фильме «Белый гетеросексуальный мужчина» Глеба Росса.
Двое гетеросексуальных русских парней христианского вероисповедания – Борис и Глеб, названные так по аналогии с первыми святыми, отправляются в Москву из российской глубинки, чтобы остановить строительство мусоросжигательного завода в их области.
Такой «фашистский», преступный перед человечеством сценарий своего фильма режиссер Константин (Андрей Мерзликин) приходит утверждать в офис к продюсерам. Там собралась прогрессивная комиссия специалистов. И они, как и любой здравомыслящий человек, видят в таком проекте ущемление прав бесконечного множества людей по гендеру, цвету кожи и вероисповеданию.
На преступные и асоциальные взгляды режиссера внимательному зрителю намекает висящий на стене постер фильма «Нетерпимость» Дэвида Уорка Гриффита. Пусть в проекте Константина и нет ку-клукс-клана, как в «Рождении нации» того же Гриффита, но все же урон общественному спокойствию имеет планетарные масштабы. Такое допускать никак нельзя.
Примерно такой уровень гротеска и абсурда зритель найдет в картине Росса. Узнать его настоящее отношение к современным тенденциям в кино нам не удастся. Пусть зритель сам подумает и погадает над позицией автора об обязательном присутствии в фильме пансексуалов. Ясно лишь одно – режиссер смотрит на весь этот сюрреализм, захвативший головы и голоса многих людей, с юмором.
В фильме хоть и показано будущее, но по QR-коду, выбитому на запястье одного из персонажей фильма, становится ясно, что оно не за горами. И скоро права нас всех ущемят человекоподобные ящеры.
Игорь Дорогов
![](https://moviestart.ru/wp-content/uploads/2021/09/the_kid_1-1024x640.jpg)
Малой, будь человеком!
«Пейзаж в окне опять застыл…» — звучат слова группы «Дурной Вкус» в стареньком MP3-плеере четырнадцатилетнего пацана, который идет по дворам мимо типовых «панелек» и стареньких гаражей. Это Тимур (Матвей Семёнов), он же Малой. Он ходит одним и тем же «застывшим» маршрутом практически каждый день. И кажется, что судьба его определена — все останется также, он пойдет по стопам брата — бросит спорт, а главным для него станут вечеринки в гараже. Но есть ли у него силы, сделать все иначе?
Пробует ответить на этот вопрос режиссер Дамир Мифтахов. Короткометражный фильм «Малой» — это его выпускная работа. До обучения в Московской Школе Кино он жил в Казани и на Урале. Так и в фильме не ясно, в каком конкретно городе происходят события. Но это и не важно, ведь подобная история могла произойти где угодно. В каждом городе может быть такой район, такая школа, такая семья, такие отношения.
И такая же секция каратэ. В нее ходит Малой, а раньше ходил его брат. В секции появляется новый тренер — Ирина. Именно она меняет привычное существование братьев. Малой влюбляется, но Ирина старше и не отвечает взаимностью. Тогда в соблазнении ему решает помочь старший брат. Хотя цель его ясна, но средства — незаконны и низки. Конечно, они вызывают сомнения у Тимура.
Старший брат — авторитет для младшего, делает подарки, помогает, да и воспитать, если что, готов. Малой же слушает брата, тянется к нему и не хочет подводить. Но между ними есть большая разница — это честь. Для младшего — вопрос чести еще открыт, и у него еще есть выбор и возможность поступать правильно. А значит не все потеряно. Еще можно вырваться из серой пустоты города, еще можно изменить привычное течение. Возможно, появится более значимая и важная цель, чем новый диско-шар и очередная гулянка на задворках города. Даже если детство прошло за гаражами или в гараже, то это не значит, что именно там пройдет вся остальная жизнь.
Тарас Русаль
![](https://moviestart.ru/wp-content/uploads/2021/09/thegraduation_2-1024x640.jpg)
Просто пережить
В своем дебютном короткометражном фильме Вячеслав Беломестных рассказывает историю взросления старшеклассницы Ани, которой предстоит столкнуться с вызовами жизни и научиться принимать серьезные решения.
Влюбленные друг в друга выпускники старших классов Аня и Саша с нетерпением ждут окончания школы и вступления во взрослую, самостоятельную жизнь. Ребята активно планируют совместное будущее в своем провинциальном городке и мечтают о том дне, когда будут просыпаться в одной постели и желать друг другу доброго утра по-настоящему, а не разыгрывать подобные сценки в магазинах мебели.
Неожиданно во время подготовки к выпускному вечеру Аня узнает, что Саша, мечтающий стать архитектором, выиграл грант на обучение в университете Санкт-Петербурга. Осознав, что может навсегда потерять Сашу, Аня решает во что бы то ни стало помешать его переезду. Девушка идет на серьезный шаг и проводит с молодым человеком ночь. Как она и предполагала, он принимает решение остаться с любимой девушкой в родном городе. И, казалось бы, Аня должна этому радоваться. Но в ее жизни происходит еще один непредсказуемый поворот, который меняет все и заставляет ее вновь пойти на жертвы.
За весь фильм главная героиня терпит множество лишений. Это и потеря невинности, и утрата чувства самоуважения, смелых надежд на будущее с любимым человеком, и, наконец, прощание со школой. Исполняя на последнем звонке вместе с хором песню «Куда уходит детство», Аня не может сдержать слез. Опыт взросления оказался слишком болезненным и травмирующим, но необходимым, ведь он принес не только потери и расставания, но и эмоциональную зрелость. Правильно она поступила или нет, решать зрителю. Но главное, что сама она, кажется, о содеянном не жалеет, потому что это было ее самостоятельное взрослое решение.
Амалия Бабаян
![](https://moviestart.ru/wp-content/uploads/2021/09/3-1024x576.jpg)
От трагедии до комедии один шаг
«Скоро рассвет, выхода нет.
Выхода нет.»
Сплин
Благодаря пандемийной обстановке, все больше набирает популярность формат скринлайф. Создатели фильмов ужасов, детективов и сериалов уже давно приспособили его под себя. Находят ему применение и режиссеры короткой формы. Так, в трагикомедии «Прощальное письмо» Романа Баранова с помощью скринлайфа рассказывается история о «последнем дне» одного молодого человека.
Любимая девушка главного героя Вадима ушла к его лучшему другу — для парня это конец. В жизни не осталось ничего светлого, и он решает покончить с собой, а перед этим записать на видео прощальное послание. Сложившаяся ситуация настраивает зрителя на трагичный лад. А благодаря выбранному формату происходящее кажется более реалистичным. Герой не может скрыть своих эмоций — он нервничает и уже с первых слов его неотрепетированная прощальная речь не складывается. Постепенно из трагичной ситуация переходит в комичную. А помимо не вяжущихся слов Вадиму начинают мешать разные обстоятельства: то наглый начальник звонит в выходной день с просьбой что-то переделать, то сотрудники банка запугивают штрафом за непокрытый вовремя кредит.
Так, доведя ситуацию до полного абсурда, режиссер рушит изначальный план героя, и Вадим, сам того не замечая, снова начинает проявлять интерес к жизни. Он спокойно решает все внезапно навалившиеся на него проблемы. У него даже появляется желание устроить себе привычный досуг — поиграть в онлайн-стрелялку. Судьба дает ему, казалось бы, очевидный ответ — выход все-таки есть, нужно продолжать жить. А зритель, благодаря непрекращающейся записи, за эти пятнадцать минут видит, как герой из совершенного рохли потихоньку становится увереннее и приобретает внутренний стержень. И как на первый взгляд неразрешимая ситуация становится не такой уж критичной и явно нестоящей того, чтобы покончить с собой.
Диана Агаларови