В Минкульте прошли презентации режиссёрских дебютов
На прошлой неделе в Министерстве культуры РФ прошли презентации режиссёрских дебютов. Всего членам экспертной комиссии в период с 15 по 17 сентября было представлено 88 проектов.
Глава ведомства Ольга Любимова, приветствуя участников, отметила, что качество презентации проектов с каждым годом растёт.
«Умение представлять и отстаивать свои проекты – тоже искусство, которое активно развивается. Это очень важно, так как мы понимаем, что это в том числе те проекты, которые предстоит представить и на международной арене. Мы видим, как с каждым годом становится всё больше участия, успехов и побед российского кино за рубежом», – отметила министр и выразила убеждённость в том, что участники нынешнего питчинга станут будущими звёздами.
Глава Департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры Светлана Максимченко анонсировала трехдневную программу питчингов: в первые два дня были запланированы презентации игрового и неигрового кино, а заключительный день посвящён анимационным работам.
«Я хочу поблагодарить экспертов, проделавших титанический труд по чтению всех работ дебютантов. Мы очень надеемся на ваши объективные оценки», – отметила представитель ведомства.
В этом году на конкурсы дебютного кино в Министерство культуры поступило 267 заявок, из них игровые дебюты – 207, неигровые дебюты – 30, анимационные дебюты – 30. Свои проекты представили студии «Рок», «Базелевс», 1-2-3 Production, «Марс Медиа Энтертейнмент», продюсерский центр «Ленфильм» и другие. Все презентации доступны в онлайн-трансляции на сайте ведомства.
Вкратце рассказываем о каждом из проектов.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
Авторы исторических картин не стали уходить «далеко», а обратились к эпизодам советского и постсоветского периодов.
«Человек советский» (реж. Владимир Подгорецкий) – картина о духе и патриотизме народа СССР. Главный герой – безногий участник Великой Отечественной войны. Он живет в колхозе, в семье, где никому до него нет дела, и идеалистически верит в прекрасное будущее.
«За нашим домом сад» (реж. Антон Нефедов) – автобиографическая история о событиях в Грозном. В основе сюжета – быт одной семьи и её соседей в последний год накануне Чеченской войны. Повествование идёт от лица 13-летнего мальчика.
«Сны Шаламова» (реж. Сергей Дешин) – история про вернувшегося с Колымы Варлама Шаламова. Писатель страдает от мании преследования – ему кажется, что миром правит секта слепых, из-за которых по всей стране пропадают люди. В силу нарастающей паники и одержимости он бежит в Москву и постепенно теряет чувство реального.
«Последняя цена» (реж. Наур Гармелия) – остросюжетная история жизни Абхазии в середине нулевых. Кража в среде торговцев приводит к кровной мести и, как следствие, череде трагедий. Помимо кавказского колорита история примечательна смешением жанров. Создатели фильма насчитывают как минимум четыре – это и социальная драма, и детектив, и триллер, и даже вестерн.
«Письмо» (реж. Амур Амирханов) – история депортации ингушей в Казахстан в советские годы.
ПРО ЖИЗНЬ
Главными темами по-прежнему являются любовные отношения, а также семейные драмы и проблемы самореализации.
«Свободные отношения» (реж. Дмитрий Невзоров) – зарисовка жизни семейной пары, которая решает сохранить свой несчастливый брак ради ребенка, но дать друг другу свободу в отношениях.
«Человек, который опреснил море» (реж. Зураб Джиджилава) – некая современная трактовка истории про Робинзона Крузо. Отчаявшийся артист отправляется на Балтийское море в целях свести там счёты с жизнью. Но на берегу Куршской косы встречает Робинзона, который утверждает, что живёт здесь со времен Второй мировой войны.
«Вахтовый метод» (реж. Алексей Южаков) – приключенческое драмеди о недотёпе-отце, который бежит от ответственности на вахту, а по дороге встречает беспризорника, сбежавшего из приёмной семьи, помогает ему и попадает в различные приключения.
«Хаус» (реж. Григорий Сазанов) – проект о жизни блогеров в TikTok-хаусе. Это картина о поиске себя на пути к мечте, подмене ценностей и желании стать другим человеком.
«Пранкёр» (реж. Александр Харламов) – триллер про мошенника, который с помощью технологий искусственного интеллекта обманывает людей. Однажды ему заказали отключить камеры в торговом центре, где вспыхивает пожар, в котором оказывается его сестра.
«Пепел и доломит» (реж. Тома Селиванова) – арт-драма, в основе сюжета которой – путешествие по России режиссёра и музыканта. Пара посещает самобытные места, чтобы запечатлеть моменты боли, утраты и физического труда людей.
«Алина» (реж. Полина Лазарева) – история двух одиноких инфантильных людей, которые борются за счастье с собственными страхами.
«Пустые руки» (реж. Никита Тихонов Рау) – психологическая драма, в основе повествования – трагедия супружеской пары, потерявшей преждевременно рождённого ребёнка.
«Неестественный отбор» (реж. Татьяна Ярмак) – история о тёмной стороне деятельности благотворительных организаций, коррупционные схемы которой раскрывает подопечный одного из фондов.
«5 вечеринок» (реж. Дмитрий Николенко) – лирическая комедия про то, как молодой человек в течение пяти лет на свой день рождения устраивает костюмированную вечеринку. Зрители увидят, как меняются герои за этот срок.
«Никогда навсегда» (реж. Орхан Абулов) – любовная драма о проблемах в отношениях современных молодых людей, одиночестве в большом городе и секретах личного счастья.
«Правда» (реж. Максим Кузнецов) – триллер, в основе сюжета которого – история человека, попавшего в сложную ситуацию, в результате чего ему приходится доказывать свою непричастность к убийству. Авторы проекта анонсируют, что это будет кино морального беспокойства, сделанное увлекательно и с мощным гуманистическим посылом.
«Страсти по Матвею» (реж. Сергей Ильин) – история священника, ищущего себе жену, однако влюбившегося в совершенно «неподходящую» для этого девушку – татуированную дерзкую особу. Легко, иронично и «правильно» рассказывать историю на такую чувствительную тему режиссёру помогает его прошлое: некоторое время он сам служил в церкви.
«Всё нормально» (реж. Дмитрий Крымов) – история про то, как женщина нестандартным образом контролирует мужа, который всё отдаляется от неё.
«Белый пароход» (реж. Инна Шепелева) – красивая история любви русского директора музыкальной школы и якутской учительницы музыки. Картина представит взаимоотношения двух народов, веками проживающих друг с другом в Якутии, а также раскроет красоту и загадочность мировосприятия сибирского этноса, основанного на связи с природой и тонкими мирами.
«Аварийный сигнал» (реж. Антон Яковлев) – психологическая драма о бездетной молодой семейной паре, которая решает усыновить ребёнка, однако тот сбегает от них. Кроме того, супруги узнают, что скоро станут биологическими родителями.
«Пока мы здесь» (реж. Александр Сосов) – молодёжная драма о непростых взаимоотношениях друзей и первом кризисе в жизни. Их зацикленность на себе и неумение слышать друг друга угрожает их дружбе и заводит в тупик.
Драма «Ярость» (реж. Луиза Серегина) повествует о молодой женщине, получившей мужское воспитание отца. Ее жизнь кардинально меняет любовь к бизнес-партнёру, и чтобы обрести своё счастье, паре приходится пройти непростой путь внутренней трансформации.
«Привет, мама» (реж. Иля Малахова) – история двух сестёр, от которых ушла пожилая мать, имеющая проблемы с памятью.
ПРО ЖЕНЩИН
«Социалка», темы внутренней трансформации, самореализации и, конечно же, обретения «простого женского счастья» определили «женский вопрос» на питчинге в этом году.
«Сёстры» (реж. Иван Петухов) – мистический хоррор, раскрывающий тему домашнего насилия. Молодая домохозяйка в отчаянной попытке спасти себя и сына от нарастающей агрессии мужа призывает на помощь тёмные силы.
«Как звёзды» (реж. Мария Лойтер) – история двух приятельниц-актрис, которые пробуются на один проект. В результате одна попадает на него, а вторая нет. Это является серьёзным испытанием дружбы девушек.
«Хорошая девочка» (реж. Алина Фадеева) – психологическая драма о том, как главная героиня преодолевает собственную виктимность сначала в отношениях с мужем, а затем в плену у маньяка.
«Чёрная драмеди» «Монреаль» (реж. Сергей Боровков) поднимает проблему людей, которым сложно приспособиться к реалиям окружающей действительности. Главная героиня – сильная и умная молодая женщина, стремящаяся выйти из-под влияния более посредственного окружения.
«Анна» (реж. Екатерина Тарзян) – история девушки, которая, проведя 12 лет в монастыре после смерти родителей, покидает его и погружается в жизнь большого города.
«Тайм-аут» (реж. Владимир Скворцов) – это экранизация спектакля, кинодебют театрального режиссёра. В основе сюжета – история соцработницы, которая ухаживает за одинокими пожилыми людьми и ждёт свою любовь.
«Единственная собака за полярным кругом» (реж. Анастасия Жура) – история одинокой женщины средних лет, пытающейся устроить свою личную жизнь после развода.
Действие драмеди «Яма» (реж. Антон Мамыкин) разворачивается в «Городе невест» Иванове. Главная героиня – одинокая женщина средних лет – находит идеального мужчину и влюбляется в него.
Драма «Рядом» (реж. Анна Шепилова) повествует историю девушки, которая влюбляется в музыканта и заражается от него ВИЧ.
Комедия «Варвара и сансара» (реж. Софья Росс) иронично рассказывает о буднях актёров, пытающихся прорваться в мир большого кино. Однако путь этот тернист, а удача эфемерна, но героине удается сохранить харизму и человечность.
«Агния» (реж. Павла Стратулат) – любовная драма матери-одиночки, живущей в арктическом районе страны. Пройдя череду невзгод, героиня встречает свою любовь в лице главы местной администрации.
ПРО ДЕТЕЙ
Авторы обращают внимание общественности на сирот, буллинг и разрушительную силу гаджетов для традиционных ценностей.
«Первое лето» (реж. Сергей Илютин) – комедийная драма о взрослении подростка, живущего в провинции. Главный герой начинает свой бизнес, влюбляется и сталкивается со «взрослыми» проблемами.
«#Сольфасольантресоль» (реж. Евгения Куль) – лирическая и добрая история про то, как дети находят старые вещи своих дедушки и бабушки и благодаря этим предметам приобщаются к базовым ценностям и познают историю своей семьи.
«Хуже всех» (реж. Александра Иванова) – картина, раскрывающая проблемы подростков. Главная героиня – девочка с лишним весом, переживающая развод родителей и травлю в школе. В ответ на это она заводит блог, в котором подшучивает над собой и окружающими.
«Зверёныш» (реж. Роман Трофимов) – острая социальная драма, история о том, как мачеха сдала своего пасынка в детдом, после того как он едва не покалечил её сына. Мальчик возвращается спустя шесть лет и пытается отобрать у неё квартиру.
«С шумом и яростью» (реж. Светлана Филиппова) – история про подростка, который устраивает собственное расследование в надежде понять причины развода родителей.
«Испытание аулом» (реж. Ислам Сатыров) – комедия про провинившегося подростка, которого в наказание отец отправляет на малую родину – в одно из кавказских селений к дедушке. Картина поднимает проблему ослабления связи поколений, утраты культуры и традиций малых народов России.
«Инстагёрл» (реж. Роман Григорьев) – история про провинциальную девушку, которая становится успешным блогером, однако, переехав в столицу, сталкивается с типичными соблазнами и опасностями мегаполиса. Фильм напоминает об актуальной проблеме современности – цифровизации разных сфер нашей жизни и нашего сознания, особенно среди молодёжи.
Проект «Тысяча дешёвых зажигалок» (реж. Ирина Обидова) поднимает тему стрельбы в школе и подросткового экстремизма. Также картина обещает быть пронизанной любовной линией, ярко контрастирующей на фоне трагедии.
«Тибра» (реж. Анна Гороян) – мистический триллер, главной героиней которого является девочка-подросток, потерявшая подругу и влюбившаяся в главного подозреваемого.
Подростковая драма «Против течения» (реж. Оксана Дегтяренко) повествует историю юной спортсменки, приехавшей из глубинки в Москву. Девушка рискует растратить свой талант и упустить возможности в мире большого спорта, поддавшись соблазнам большого города и дурному влиянию состоятельных друзей, которые ради забавы стремятся сломать жизнь новоиспечённой приятельницы.
«Королевство» (реж. Татьяна Рахманова) –история про воспитанников детского дома, которые спустили все свои социальные средства на дорогую вечеринку по случаю выпускного. После хмельного празднества им придётся начинать самостоятельную жизнь без денег и поддержки государства.
ПРО СОСЕДЕЙ
Тема взаимоотношений между представителями различных народов в нашей многонациональной стране не теряет своей актуальности. Авторы стараются не только указывать на пагубное воздействие стереотипов и предрассудков, но и иронизировать над собой.
«Ласточка» (реж. Малика Мухамеджан) – история про преображение казахской девушки, которая, влюбившись во французского туриста, проходит долгий путь обретения себя.
«Капучино для Зарины» (реж. Раушания Рахимова) – фильм, в основе сюжета которого легла череда московских перипетий кыргызской девушки. Это история взросления, обретения внутренней свободы без оглядки на общественное мнение и принятия собственных культурных и национальных противоречий.
«Сторис» (реж. Олег Богатырёв) – романтическая комедия про грузинского реставратора, который, желая избежать депортации, пытается заключить фиктивный брак.
Комедия «Анна и Вано. Ванна и Вино» (реж. Алексей Никитин) повествует о грузинском парне, родившемся и выросшем в Москве и не знающем своих корней. Познать культуру своего народа, а заодно и самого себя герою помогает тонна винограда, из которого предстоит сделать вино.
ИЗ РАЗРЯДА ФАНТАСТИКИ
Несмотря на то что у российских продюсеров существует несколько предвзятое отношение к фантастическим фильмам (в силу дороговизны таких проектов и дефицита оригинальных сюжетов), некоторым кинематографистам удалось довести свои проекты до презентации в Минкульте.
«Контакты» (реж. Дмитрий Моисеев) – фантастическая история про то, как на Землю в 1980-е прилетели пришельцы и ассимилировались среди её жителей.
«Тени» (реж. Виктория Кирьянова) основаны на сказках Александра Роу. Главные герои – подростки, которые открывают параллельный мир в одном из районов Москвы.
Мистический триллер «Ванюша» (реж. Анна Булгакова) обещает отправить зрителя в опустевший посёлок, в котором проживает парень со сверхъестественными способностями. Ванюша может присваивать себе память других людей. Создатели картины планируют вызвать у зрителей не страх и ужас, а тревогу и смятение.
«Ниша» (реж. Антон Ермолин) – история про мужчину, который оставляет семью ради необычной мечты стать экстрасенсом-биолокатором. Мечта сбывается, однако герой сталкивается с целым ворохом опасностей и противоречий. Идея авторов проекта – поднять тему талантливых людей, которые ещё не заняли свою нишу.
ЧТО НОВОГО
Впервые в этом году на питчинге режиссёрских дебютов были представлены неигровые проекты. Приводим список работ.
Кинокритик Антон Долин представил свой проект «Архитектор. Трудно быть богом. История создания» – о картине «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего и о самом культовом режиссёре.
Актриса Рената Джало представила свой режиссёрский дебют «Леонид Десятников. Без иллюзий» – документальный фильм об известном композиторе.
«Нелюбимка» (реж. Станислав Сорокин) – история жизни и фантастического успеха исполнителя Niletto.
Еще об одном музыканте – рэппере Андро – будет снят фильм «Андро. Я и есть gipsy» (реж. Айсель Назарли).
Фильм «Дорогая ХХХХХ» (реж. Дарья Каширина) – о блогере и писателе Васе Аккермане.
О писателе Владиславе Отрошенко готовит документальную картину режиссёр Иван Толстой.
«Новый город древний» (реж. Александр Амулин) повествует о современных нижегородских художниках.
Картина «Сам» (реж. Яна Горюн) представляет историю успеха воспитанника детдома, который продолжает искать отца и помогает сиротам.
Проблема российских учителей будет раскрыта в фильме «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» (ПЦ «СПбГИКиТ – Дебют»).
О работе маяков, жизни их смотрителей и о роли этих ориентиров во время блокады Ленинграда расскажет кинолента «Маяки, дарующие жизнь» (студия «Просвещение»).
О трудностях при покорении горы Эльбрус повествует проект «Крест Эльбруса» («Арт Медиа Групп “Юкон”»).
Тема инклюзивности раскрыта в проекте «Нарушители границ» (реж. Николай Лобжанидзе). Это история девушки со специальными потребностями, которая мечтает снимать кино.
Другая история на эту непростую социальную тему представлена в проекте «Папа»(кинообъединение «Мастер»). Главный герой – мужчина, который тренирует свою незрячую дочь, мечтающую играть в хоккейной команде.
Продюсерский центр документального кино представил фильм «Выпускник» о молодом человеке, живущем на кредиты, но покупающем при этом дорогие вещи.
АНИМАЦИЯ
В завершающий день питчингов, 17 сентября, экспертный совет рассмотрел анимационные проекты. По итогам в перечень получателей субсидий вошли: «Ограниченный», «Вокруг Вити», «Анимационный альманах ВГИК-9», «Сердце Океана», «Колаксай», «Семечко», «Темный лес», «За луной», «Сонная лощина», «Артистки», «Большая», «Мой мысленный зверь», «Мальчик Ося и дядя Коля», «Хор», «Рояль в кустах», «Ключ в детство», «Ведрите».
СОВЕТЫ АВТОРАМ, ПРОЗВУЧАВШИЕ НА ПИТЧИНГЕ РЕЖИССЁРСКИХ ДЕБЮТОВ
- Не романтизируйте действительность и показывайте подлинное положение дел в вашем сеттинге.
- Мы поняли, о чём ваш проект, но не понимаем, какой вы режиссёр.
- Вы сказали, что снимаете комедию, но хорошо бы увидеть видеоролик с примерами шуток.
- Чтобы делать жанровое дебютное кино с серьёзным социальным подтекстом, нужен хороший бэкграунд.
- Учитывайте соотношение заявленных бюджетов и сложности постановки.
- Оценивайте актёров не только по типажу или популярности, но и по уровню мастерства.
- Старайтесь уходить от банальных ходов, которые вы невольно берете из ваших референсов.
- Внимательно отнеситесь к касту.
- Не скупитесь на поиски хорошего продюсера.
Выводы
- Современные авторы рассуждают на вечные темы взаимоотношений между мужчиной и женщиной, проблемы отцов и детей, а также этнических и религиозных стереотипов, по-прежнему устойчивых в сознании многих наших сограждан.
- Продолжается формироваться общественное мнение в защиту прав женщин и детей, включая сирот и детей со специальными потребностями.
- Устойчивой тенденцией остаётся рефлексия на тему идентичности в цифровой среде, особенно негативно влияющая на народы, живущие по традиционному жизненному укладу.
- Молодые авторы не хотят или не рискуют браться за исторические проекты. Единственное, к чему обращаются дебютанты, это советское и постсоветское прошлое.
Напомним, что Министерство культуры не только предоставляет субсидии на производство полнометражных фильмов, но и помогает заявителям успешно провести презентацию своих проектов на питчинге. Специально для этого ведомство летом этого года провело онлайн-сессию, в ходе которой обсуждались вопросы подачи заявки и оформления документов.
Кроме того, с авторами прошедших отбор проектов накануне питчинга были проведены консультации и подготовка к презентациям.
Текст – Аля Колдунова