MovieStart

Сайт для молодых кинематографистов

MovieStart > Лайфхаки > Ольга Любимова: «Проект нужно представлять с холодной головой и горячим сердцем». 11 советов по защите творческого проекта

Ольга Любимова: «Проект нужно представлять с холодной головой и горячим сердцем». 11 советов по защите творческого проекта

Министр культуры РФ Ольга Любимова 3 апреля в онлайн-режиме прочла лекцию «Публичная защита творческого проекта». Ольга Любимова поделилась со студентами продюсерского факультета ГИТИСа мастерством презентации творческого проекта, умением убедительно донести свою идею до публики и потенциальных инвесторов.

Moviestart публикует 11 советов, озвученных на лекции.

1. Самое главное – это время

Самое главное – эти самые 10 минут, которые вам дают для того, чтобы представить ваш проект. Казалось бы, в этот хронометраж все вместить невозможно. Я предлагаю вам простое упражнение: поставьте себе секундомер и послушайте в тишине, что такое 10 минут. На самом деле, это очень много. И подчас, одна из главных и первых проблем и ошибок, с которыми сталкиваются люди впервые, представляя свой проект – это неспособность и неумение рассчитать вот это вот время. Кто-то, думая, что это очень-очень-очень мало, успевает закончить слишком рано, выдохшись и рассказав всё буквально на третьей минуте и не понимая, что делать дальше. Кто-то в первые 10 минут так и не успевает рассказать о самом главном, путаясь и перебивая друг друга. Поэтому очень важно для себя подумать, как правильно распределить это время, на чем строить своё выступление.

2. Три падежа искусства питчинга

В искусстве питчинга у нас три падежа: сценарный, режиссерский и продюсерский. “О чем?” – отвечает на сценарный вопрос. Это вопрос того, что это за проект, его суть. Вопрос “Как?” – режиссерский. И вопрос “Сколько?” – продюсерский.

Синопсис, экспликация и смета – три составляющих, которые обязательно должны прозвучать на питчинге в той или иной форме. Зачастую, иногда из-за переживаний и нервов, иногда просто, к сожалению, забыв об этом, даже самые профессиональные люди начинают путаться, и продюсер пытается порой говорить о смыслах, совершенно забывая о том, что у этого проекта есть смета и нужно объяснить, откуда планируется привлечь основную сумму денег.

3. Выберите спикера

Спикеров может быть трое, их может быть двое и может быть один. И вот тут обид быть не должно. Договариваться нужно на берегу и говорить должен тот, кто хорошо говорит. Кто плохо говорит – не говорит.

4. Не пишите полный текст своего выступления

Не дай Бог писать текст-доклад. Потому что от бумаги вы больше не оторветесь. Это совершенно точно. Не дай Бог учить текст, потому что в тот

момент, когда вас перебьют вопросом, вы либо не сможете на него ответить, либо не сможете продолжить. Пишите пункты на небольшой бумажке: разложите 10 пунктов, поменяйте местами. Эти небольшие заметки очень структурируют.

5. Репетируйте

Репетиции важны, действительно важно это всё отработать. Садитесь напротив друг друга и питчингуйте. Это очень полезно, такой стендап продюсера или команды продюсеров, которые выступают. Посмотрите, что укладывается или не укладывается в 10 минут. Представьте эти проекты и попросите ваших друзей позадавать самые лютые вопросы. Самые-самые-самые-самые противные вопросы, которые логически исходят из того, что вы представили. И не обижайтесь в этот момент, потому что это ваши самые главные помощники. Есть, конечно, мудрые, спокойные эксперты. И кстати, это не самый лучший момент, когда просто все про себя сделают выводы и скажут: «Спасибо вам большое». А есть такие дотошные, которые будут вас ковырять, которые захотят узнать подробнее, которые схватятся за какую-то фразу, которую вы обронили, не подумав. Будьте готовы к этим вопросам и посмотрите, что это такое.

6. Сложности важно озвучивать

Как правило, любого рода экспертные советы или какие-то инвесторы, которые вас слушают, конечно, сразу видят непростые моменты внутри каждого проекта. Нужно не стесняться говорить об этом. Более того, это всегда выглядит выигрышно, поскольку говорит о вас, как о человеке зрелом, трезво мыслящем и понимающим на самом деле все риски, с которыми любой связан продукт интеллектуальной собственности. Это творчество и мы, конечно, всегда все рискуем. Конечно же, порой результат сильно отличается от заданного, но порой в лучшую сторону, порой просто видоизменяется, потому что процесс сотворчества вносит различные коррективы. Обо всем об этом нужно, совершенно не стесняясь, спокойно говорить.

7. Не надо врать

Эксперты видят любую ложь. И педагоги всегда знают о ней. И потом, во взрослой жизни, всегда знает профессиональное сообщество, отборщики. Будет лучше, если вы скажете: «Мы очень переживаем, но мы сделаем всё для того, чтобы это было», чем скажете: «У нас все проблемы решены, все договоренности достигнуты, все уже готовы нам помогать». Также лучше не озвучивать договоренности, которых нет, потому что мы работаем в общей отрасли и, конечно же, это всё проверяется. Уместнее приводить примеры, референсы. Нам нужен актер – типаж, мы будем искать актрису – типаж, узнаваемый типаж.

8. Внимательно относитесь к референсам

Часто начинающие продюсеры грешат тем, что в качестве примеров приводят крупные западные картины или крупные западные постановки. Это здорово и это хорошо, когда ты говоришь о них в проброс. Потому что профессиональный социум подразумевает знание мирового кинематографа или знание мирового театра. Но если вы опираетесь на мировые примеры в качестве основных – конечно же, это не вызывает ничего, кроме нежности и ухмылки, потому что мы прекрасно понимаем, что бюджетная составляющая российских проектов очень сильно отличается от западных. Мы сделаем всё, чтоб было иначе. И должны, в том числе. И я должна много для этого потрудиться. Но мы, конечно, понимаем, что необходимо существовать и работать в современных реалиях.

9. Хвастайтесь

Это режиссер, сценарист, или творческий коллектив может относиться к проекту исключительно, как к ребенку, как к цветочку. Но вы прекрасно понимаете, что любой продукт должен быть круто завернут и оформлен. И очень важно умение правильно, в нужный момент подчеркнуть свою индивидуальность и свой плюс каким-то небольшим штрихом.

10. Определитесь с потенциалом проекта

Говорите, в каком жанре вы всё это планируете, на какую аудиторию, зрительский потенциал. Приводите примеры, почему это может быть востребовано, либо почему это такое абсолютно элитарное произведение искусства, которое необходимо. Когда продюсеры говорят о невероятно сложном авторском аудио-визуальном произведении, как о массовом, прекрасно понятно, что это полная продюсерская некомпетентность. Трезвый взгляд продюсера на жанр и на дальнейшее существование и путь проекта – это всего порядка 40 секунд, но они очень важные. Любой проект должен быть представлен с холодной головой и горячим сердцем.

11. Никогда не забывайте о бюджете

Бюджет – это, собственно говоря, самое главное. Особенно, если мы исходим из того, что наше общение происходит на продюсерском факультете. Конечно же, важно умение трезво относиться к тому бюджету, который у вас будет и исходя из этого формировать и сроки, и кастинг, и творческий коллектив. Это первое, на что будут смотреть. Выйдет вся группа, а смотреть будут на вас. В конечном итоге, без правильного формирования бюджета, без правильного понимания того, на что и когда деньги могут быть потрачены, никто не выиграет – ни режиссерское воплощение задумки, ни то, о чем так рефлексировал и страдал сценарист, создавая это произведение.