Ведущие российские компании представили уникальные технологии в кинопроизводстве
На XIII Ташкентском международном кинофестивале в рамках деловой программы состоялась панельная дискуссия «Кино будущего. Новые технологии в кинопроизводстве», посвященная развитию кинематографа в ближайшие 5-10 лет.
В качестве спикеров были приглашены директор онлайн-кинотеатра KION Игорь Мишин, креативный продюсер группы компаний ГПМ КИТ (в составе холдинга «Газпром-медиа») Георгий Рюмин, заместитель директора Московской школы кино Анна Шарова, режиссер, музыкант, сценарист Василий Зоркий, продюсер компании CGF Александр Горохов, руководитель студии визуальных эффектов Main Road Post Арман Яхин, актер Евгений Кулик и руководитель подразделения копании Bazelevs в США Алексей Зиновкин. Модерировал встречуисполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России, продюсер Дмитрий Якунин.
В ходе встречи эксперты поговорили о различных современных тенденциях в кинематографе и кинообразовании, обсудили новые технологические средства съемки и поделились своими размышлениями о будущем кинопроизводства.
Георгий Рюмин считает, что все самые главные технологии, которые кардинально изменили формат потребления контента, уже давно изобрели. Сейчас, по мнению продюсера, индустрия движется в сторону нового глобального открытия под названием виртуальная реальность.
«Технологии – это надуманная проблема, все равно это лишь инструментарий для того, чтобы рассказывать хорошие истории. Глобально технологий, которые бы изменили модель поведения зрителя, за всю историю человечества было всего три – печатный станок, кинематограф и интернет. Я думаю, что сейчас мы стоим на пороге четвертого технологического прорыва – это виртуальная реальность, которая действительно изменит поведенческую модель. Все остальное лишь игрушки, помогающие двигаться вперед».
Также этот тезис подтвердился на мероприятии, который Рюмин проводил в августе этого года в рамках «Российской креативной недели», где участникам предстояло придумать новые способы рассказывания историй. По словам спикера, многие команды подготовили проекты, связанные с виртуальной реальностью и интерактивом.
«Китчинг», который мы проводили, — это был абсолютно новый формат. Нам стало интересно провести конкурс по поводу того, как истории могут быть рассказаны в будущем, мы искали новый формат сторителлинга. Могу сказать, что общий вектор был – дополненная реальность, виртуальная реальность, были проекты, основанные на геймификации, несколько интерактивных проектов и один проект ASMR».
Что касается будущего развития и содержания контента, Георгий Рюмин выделил три основных направления – это гиперперсонализация, гуманизация и метаверс (метавселенная).
«Сейчас о нас собирается огромное количество персональных данных. И если раньше аудитория определялась гендером и возрастом, то теперь о нас знают гораздо больше. Скоро мы сможем управлять этим контентом, в конечном счете управлять этими героями, и контент будет подстраиваться под нас максимально чутко, на уровне персональных потребностей человека в данный момент. Во-вторых, все больше будет возникать контента, который будет социально-одобряемым. Это ответ на потребность в добре, в эмпатии, которая в нашем мире технологий растет с каждым днем. И, конечно, метавёрс – это централизованная экосистема, объединяющая в себе биткойн, nft, в которой люди будут общаться со своими аватарами и проводить много времени. Условно говоря, реальная форма сущности, о которой фантазировали в фильмах».
Анна Шарова, как заместитель директора Московской школы кино, посвятила свое выступление образовательной сфере. Она перечислила главные тенденции современного кинообразования и рассказала, какие факторы им сопутствуют. С одной стороны, люди отдают свое предпочтение коротким и интенсивным курсам и не желают проводить в институте 4-5 лет, с другой, из-за быстро развивающихся технологий человеку приходится учиться всю жизнь и быть гибкими в своей профессии.
«Мы наблюдаем, что люди перестают хотеть учиться долго, они хотят получить образование быстро, конкретно. Мне кажется, эта тенденция прослеживается не только в кино, а во всех сферах. Университетское образование должно уйти ото всех этих канонов, которые написаны 50 лет назад. Оно должно принимать изменяющуюся аудиторию, принимать новые формы обучения и учить людей, используя новые способы производства контента. Это должно быть увлекательно, интересно, это должно захватывать. Еще одна тенденция, которую мы наблюдаем, это lifelong learn. Технологии очень сильно меняются, люди становятся более здоровыми, живут дольше. И поэтому людям приходится обучаться новым навыкам, новым технологическим изыскам».
Также она отметила, что преподавателям необходимо прогнозировать, с какими знаниями выйдут их студенты через 2-3 года. Если эти знания будут не актуальны, то скорее всего, молодые люди не будут востребованы на рынке труда. Поэтому университеты и школы должны разрабатывать образовательные программы, опираясь на новейшую информацию и «стоять на фланге всех технологий».
«При обучении нам приходится учитывать, как на сегодняшний день развивается рынок. Мы не можем опираться на то, что было 3 года назад, обучая людей сегодня, которые через 2 года пойдут в рынок. Мы должны сейчас в этой точке понимать, с какими знаниями, навыками и умениями выйдут наши студенты через два года, чтобы через несколько лет они были востребованы».
В завершении своей речи Анна Шарова назвала ряд профессий, которые, по ее мнению, могут быть востребованы в будущем.
«Это как раз писатели, которые смогут повышать постановочный потенциал своих историй, это молодые технические специалисты в области видеосъемки, это режиссеры монтажа, которым приходится работать с огромным количеством снятого материала, потому что съемка стала дешевле. Это превизуализаторы, которые отрисовывают кадры заранее, чтобы просчитать сцену и, впоследствии, сохранить время и силы. И, конечно, это супервайзеры спецэффектов, потому что постпродакшн сейчас один из самых важных производных в создании фильма».
Алексей Зиновкин выступил на встрече с презентацией компании Bazelevs и рассказал, почему screen-life формат – технология будущего. Многие согласятся, что снимать персонажа с абсолютно невозмутимым лицом и неподвижной позой, когда внутри его телефона разворачивается настоящая драма, – бессмысленно. Поэтому, по мнению спикера, единственный способ рассказать историю, которая происходит в смартфоне или компьютере человека, – это запись его экрана.
«Тимур Бекмамбетов был первым человеком, который решил снимать фильмы в таком необычном формате. Когда мы говорим про новые технологии в кино, мы все представляем что-то очень сложное, технологически развитое. А вот screen-life — абсолютно противоположное явление, потому что оно очень простое, достаточно записать экран вашего компьютера или телефона. Этот формат, который придумал Бекмамбетов, по сути, входной билет для всех, кто хочет начать снимать кино, сериалы и делать какой-то киноконтент. Мы всегда даем ребятам, которых обучаем, следующий совет: просто запишите экран вашего телефона буквально на пол часа, и вы увидите, как в этой записи уже проклевывается какая-то история вашей жизни».
Игорь Мишин рассказал о другой инновационной технологии, которая в отличие от screen-life, еще только начинает свой путь в России. Технология расширенной реальности, с помощью которой снимался фильм к 100-летию академика Андрея Сахарова «Сахаров. Две жизни», предполагает использование дополненной, виртуальной реальности прямо на съемочной площадке. Вместо излюбленного хромакея, теперь режиссеры могут использовать один экран и воссоздавать на нем 3D локации и объекты.
«Эта технология называется Extended reality или «расширенная реальность». Она погружает актера в виртуальное окружение и работает через совмещение системы трекинга камеры с 3D-сценой, созданной на игровом движке Unreal Engine. Виртуальная реальность позволяет создавать фотореалистичное, динамичное, трехмерное пространство. В локации может быть все, что угодно: от интерьеров бытовой квартиры до фантастических пространств. Также она позволяет создавать реально существующие локации по референсу. При этом, дополнительно в 3D-сцену можно интегрировать абсолютно любые объекты. Благодаря возможностям движка, можно регулировать источник света и во время одного дубля воспроизводить любое время суток, года, любую погоду. Экраны, на которых все создается, могут быть любых размеров, а оживление происходит в реальном времени совместно с движением камеры. Все это комбинируется с настоящими декорациями на съемочной площадке. В отличие от хромакея, этот способ очень упрощает и удешевляет постпродакшн, потому что большая часть работы завершается прямо во время съемок».
Создатель визуальных эффектов для таких фильмов, как «Движение вверх», «Экипаж», «Девятаев» Александр Горохов выступил с презентацией инновационной технологии ViewGA, которая разрабатывалась на базе компании CGF. Он рассказал, как «Вьюга» облегчила процесс съемки и помогла команде работать в дистанционном формате над фильмом «Конек-Горбунок»
«Есть монитор, оператор виртуальной камеры и оператор сцены. Первый из них держит в руках VR-камеру, которая смотрит в монитор и записывает, а сама сцена происходит внутри компьютера — большой коробки, находящийся в центре. Это все может разворачиваться прямо на съемочной площадке, и готовое изображение может выводиться на зеленый экран в той или иной степени проработки, которое будет готово на тот момент. Это как раз та история, когда постпродакшн активно переносится в препродакшн, и мы начинаем быть чуть более готовыми к съемочному процессу, еще его не начав. «Вьюга» так же работает на движке Unreal Engine, который позволяет в реальном времени визуализировать картинку, менять освещение, композицию. Большая часть производства «Конька-Горбунка» происходила в небольшом павильоне. В разгар пандемии на площадку приезжало два человека, а все остальные участники съемочного процесса подключались по Zoom. Они видели в реальном времени будущее изображение, и режиссер с оператором могли комментировать, говорить что исправить».
Арман Яхин поддержал точку зрения Георгия Рюмина, он считает, что, несмотря на бурное развитие технологий и упрощение средств создания контента, хорошая история остается на первом месте. Для спикера все инновационные технологии – это лишь повторение старых изобретений.
«Я не соглашусь с тем, что виртуальный продакшн заменяет хромакей. Оно скорее дополняет, увеличивает арсенал того, что можно сделать сегодня. Все новые технологии пока что по большому счету повторяют те старые проекции на экран сзади, которые были еще во времена Чарли Чаплина. Они утяжеляется, усложняется, и становятся намного более доступными. При этом средства рассказывания историй тоже становятся более понятными: можно делать screen-life, можно снимать с помощью телефона, можно монтировать в CapCut. Но самым главным талантом остается рассказывание историй».
В контексте развития новых технологий в кинематографе, актер Евгений Кулик рассказал о своем опыте продвижения сериала с помощью социальных сетей. Проблема заключалась в том, что аудиторию Инстаграм, которая привыкла к короткому скетчевому формату, нужно было каким-то образом перенаправить в онлайн-кинотеатр KION смотреть драматичный сериал.
«К нам пришла идея, половину сериала сделать вертикальной процедуралкой (сериал о какой-либо профессиональной сфере, чаще всего с повторяющимся сюжетом) и выложить ее в Инстаграм. Мы за эти 10 серий, которые планируем выкладывать в интернете, пытаемся подключить зрителей как можно сильнее. Каким образом? Сериал начинается как классический процедуральный ситком с легким юмором, а потом мы постепенно сгущаем краски и меняем жанр на серьезную драму. Далее я скажу своим подписчикам: «Мне разрешили выложить половину сериала в открытый доступ, бесплатно. Вы посмотрите, и, если вам понравится, переходите и смотрите дальше». Когда зритель будет приходить в мой аккаунт, он будет видеть, кто это делает, он поймет, что это за человек, и сильнее подсядет. Шанс, что он перейдет смотреть сериал, станет гораздо выше, то есть лояльность аудитории будет очень высокая. Охваты этих 10 серий, если собрать по всем пабликам, могут доходить до 20-30 миллионов. И эту аудиторию можно будет собрать и за счет этого крючка перенаправить в онлайн-кинотеатр».
В завершении дискуссии режиссер screen-life фильма «Как в Венеции» Василий Зоркий рассказал о своем понимании будущего кинематографа и подвел основные итоги встречи.
«Мне кажется, что две вещи, которые вы сегодня увидели, — это два вектора развития кино. Первый — демократизация технических процессов, второй – как бы увеличение зрелищности кино. Я думаю, что будущее кино там, где эти две вещи встретятся. Когда вы производите фильм, вы придумываете какой-то мир, в который зритель начинает верить, в который ему хочется погружаться. И в этом успех screen-life, потому что этот мир похож на мой, я могу себя с ним идентифицировать, я могу в него погрузиться. И чем круче он придуман, чем больше деталей, чем больше похожих на мою жизнь вещей, тем больше я в это верю».
Зоркий верит в то, что кино – это не единичный продукт в виде фильма, а целая гигантская медийная экосистема, в которую погружается зритель и с которой он ведет диалог. И главная задача создателей контента – как можно дольше удерживать зрителя в этом диалоге.
«Модель потребления кино очень сильно изменилась: если раньше мы приходили, смотрели фильм и забывали про него, то сейчас самое важное – это твое бесконечное взаимодействие с этим продуктом. Например, человек посмотрел фильм «Девятаев», он пошел домой и прочитал, а кто такой Девятаев, открыл Википедию, посмотрел ролики, хронику. Мне кажется, что будущее кино — это кроссмедийная история, когда кино не останавливается на собственном продукте. Кино становится началом твоего разговора со зрителем, и он может быть очень длинным. Я посмотрел фильм, где есть пять героев, а оказывается у тех героев есть соцсети, я могу начинать следить за ними в Инстаграм. Мне кажется, что будущее именно за представлением кино, как экосистемы, как ключа, который раскрывает фонтан разных развлечений».
Напомним, что XIII Ташкентский Международный кинофестиваль «Жемчужина Шелкового Пути» продлится до 3 октября. Все запланированные мероприятия Дней российского кино организованы при поддержке РОСКИНО, Russian Film Festival, режиссера и продюсера, посла туризма Узбекистана в зарубежных странах Тимура Бекмамбетова и при участии Министерства культуры Российской Федерации и Фонда кино.
Елизавета Хисамиева