Медиателеком и государство на пути к компромиссу
В Москве состоялась VI Международная конференция «ConTech 2021. Контент и технологии для цифрового ТВ в России». Мероприятие прошло в гибридном формате, сочетающем очное общение и онлайн-взаимодействие. Организаторы — «ТМТ Конференции», «Телеспутник» и ИАА TelecomDaily — постарались обеспечить безопасность участников на площадке и перевести часть аудитории в онлайн. Всего в конференции приняло участие более 100 делегатов на площадке и свыше 250 зрителей онлайн-трансляции.
Диалог отрасли и государства возможен
Тема регулирования медиаотрасли — традиционно центральная в повестке ConTech, и конференция этого года не стала исключением. Деловую программу открыла панельная дискуссия «Правовое регулирование медиателекома в эпоху цифровой трансформации отрасли», что отражает приоритетное значение регуляторики для рынка, ведь от нее напрямую зависят темпы и вектор технологического и контентного развития отрасли, которым были посвящены последующие сессии.
Участники панельной дискуссии согласились, что со времени предыдущей конференции в отношениях законодателей и регуляторов с одной стороны и игроков рынка — с другой, наметились перемены к лучшему. Заместитель генерального директора по контентной политике Триколора Николай Орловвыразил доминирующее среди его коллег мнение, согласно которому лучшей поддержкой отрасли со стороны государства стало бы отсутствие лишнего регулирования. «Мы прекрасно понимаем, что это невозможно. Отрасли СМИ и телевидения отрегулированы уже давно, а сейчас государство взялось за регулирование интернете, поскольку его влияние все больше и больше возрастает. Хотелось бы, чтобы государство создавало как можно меньше монополистов, причем коммерческих монополистов, которые могут злоупотреблять своим положением. Однако несмотря на то, что государство в очередной раз серьезно взялось за отрасль, позитивные тренды в этом процессе тоже есть, потому что чиновники начали советоваться с отраслью. Я считаю, что к неким компромиссам с государством нам удастся прийти», — отметил он.
В то же время эксперты признали, что государство будет все активнее обозначать свои интересы на быстроменяющемся рынке, принимая новые законы и изменяя старые. Генеральный директор «Витрины ТВ» Сергей Сторожев выразил надежду, что недавно принятый закон о едином поставщике общедоступных телеканалов в интернете и новые нормативные акты на его основе начнут действовать как можно быстрее. По его словам, эти меры помогут упорядочить потребление контента в OTT-среде, позволят зрителям смотреть ранее недоступный контент и обеспечат наилучшее качество сигнала телеканалов в Сети. Обсуждение закона на конференции показало, что в отрасли сохраняется противоречивое отношение к нему, что не мешает участникам рынка искать компромиссы с законодателями.
Генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин заверил, что в регулировании интернет-компаний компромисс с чиновниками вполне возможен. «Мы не ожидали такой волны регулирования, с которой столкнулись в 2020–2021 годах. Однако ожидаем, что внесенный антипиратский законопроект Сергея Боярского будет принят и доработан в ближайшие месяцы, максимум полгода», — сообщил он. Этот законопроект можно расценивать как пример столь желанного баланса интересов рынка и власти, поскольку участники отраслевых сообществ активно вносили свои поправки к документу. Такую же активность Бырдин призвал проявлять и в отношении других законодательных инициатив, своевременно реагируя на те из них, что затрагивают интересы рыночных субъектов.
О важности определения единых правил игры для всей медиаотрасли и использования рыночных механизмов напомнила директор по правовым вопросам холдинга «Медиа-1» Ольга Зворыгина. По ее мнению, импульс развитию рынка даст не чрезмерное регулирование, а конкурентные условия.
Представители индустрии обратили внимание и на проблему запоздалой реакции законодателей на изменение рыночного ландшафта. В частности, вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России Михаил Силин отметил необходимость внести ясность в новые понятия, регламентировать их и закрепить законодательную ответственность всех участников рынка. В качестве примера он привел сервис отложенного просмотра. Понятие «отложенный просмотр» не регламентировано, из-за чего обеспечить его работу в легальном поле практически невозможно. «Телевидение стремительно перемещается в область IP. По всей видимости, через какое-то время IP будет единственной средой распространения телеканалов. Для того, чтобы это происходило прозрачно, чтобы у компаний не было рисков, необходимо серьезно подумать, какие изменения должно претерпеть законодательство», — заключил Силин.
Предметом обсуждения также стали меры поддержки отрасли. Исполнительный вице-президент Star Media Никита Трынкин посетовал на сложность получения финансирования для инновационных контентных проектов, даже если они соответствуют требованиям институтов господдержки. Так, Минкульт зачастую отказывает в поддержке предложенного продюсерами проекта, ссылаясь на то, что он слишком «цифровой» и рекомендуя обратиться в Институт развития интернета (ИРИ). В свою очередь, в ИРИ говорят, будто проект излишне «исторический», посылая его инициаторов дальше. А Исторический фонд советует обратиться снова в Минкульт — бюрократический круг замыкается. Комментируя законы, Трынкин отметил, что для Star Media, как для производителя важно, чтобы заработали законы о едином измерителе в интернете и документ на основе антипиратского меморандума. Также производители контента заинтересованы в совместном диалоге с вещателями и видеосервисами, чтобы выработать оптимальную схему разделения прав при производстве фильмов и сериалов.
Доля интернет-вещания растет
Конференцию продолжил поток «MediaTech: технологии и сети доставки и ТВ-индустрии», главными темами которого стала дистрибуция телеканалов, облачные сервисы, а также влияние перемен в образе жизни аудитории на востребованные в отрасли подходы и решения.
Генеральный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Александр Широких, открывая сессию «Аналитика и тренды», перечислил основные тренды глобального медиарынка. Он обратил внимание на важную для медиакомпаний тенденцию «уплотнения» времени пользователей: исследования показывают, что у современного человека, который включает сериал, одновременно чатится в мессенджере и листает ленту новостей, уже 31 час в сутках.
Операционный директор «МТС Медиа», генеральный директор «Спутниковое ТВ МТС» Алексей Ивановрассказал о трансформации характера конкуренции за внимание аудитории. По его словам, пользователь все меньше обращает внимание на то, с помощью каких технологий и сред доставки на его устройства приходит интересный для него контент, который сейчас и становится важнейшим аргументом в борьбе платформ за время абонента. Отрасль вступила в стадию перехода от конкуренции технологий к конкуренции контента, а борьба сред доставки сменилась интеграцией сред, добавил Алексей Иванов. «На первое место выходит то, какой контент человек потребляет, а технологии или среда потребления становятся вторичными. Это тренд, который наметился в 2020 году и явно проявляется в 2021-м. И контент имеет большее значение, чем стоимость подписки», — подчеркнул он.
Важными аналитическими данными поделилась руководитель группы управления рисками в области рекламы и медиа Deloitte Виолета Родионова. Из результатов исследования медиапотребления молодежи следует, что поведенческий паттерн этой части аудитории меняется в возрасте 20 лет. Проявляется это, например, в том, что существенно больше молодых людей в возрасте 14–19 лет смотрят пользовательское онлайн-видео по сравнению с представителями возрастной группы «20+» — 72% и 62% соответственно. Неожиданный вывод аналитиков связан с видеоиграми — выяснилось, что они более востребованы у аудитории в возрасте 35–45 лет, нежели у подростков.
Рассматривая итоги прошлого года на медиарынке, директор департамента ТВ и контента J’son & Partners Consulting Сергей Исаков назвал его «годом экосистем». Холдинги, взявшие курс на построение экосистем, играют все более важную роль на рынке медиа. Подтверждает этот тезис и впечатляющий рост числа «экосистемных» подписчиков — до 16,2 млн по итогам 2020-го, что в четыре раза больше, чем в 2019-м, и отличная динамика выручки (+86%, до 12,3 млрд рублей). И, что важнее всего, экосистемам есть куда расти, ведь их проникновение в стране, как показывают данные J’son, по итогам прошлого года достигло всего лишь 11%.
Сессию Digital & Smart открыли новости из космоса. Digital-директор Первого канала Ирина Савченко на примере приложения, созданного к запуску ракеты с киноэкипажем на борту, продемонстрировала, как линейный телеканал, используя дополненную реальность, может стать ближе к зрителям. «Как и зачем мы использовали технологию дополненной реальности? Мы это сделали для того, чтобы люди, далекие от темы космоса, могли прикоснуться к этому событию», — поделилась она.
Выступление менеджера направления смарт ТВ LG Electronics Виталия Свистунова помогло составить представление о структуре потребления видео на «умных» телевизорах. По данным LG, на телевизорах этого бренда в России 85% времени смотрения формируют 10 лидирующих приложений, среди которых «Кинопоиск HD», ivi, Wink, Netflix, YouTube и др. Виталий Свистунов отметил, что после вступления в силу закона о предустановке российских приложений на электронные устройства этот перечень не изменился.
Из презентации генерального директора «Телетаргет» Дениса Кабакчи следовало, что российские телевещатели активно осваивают средства интерактивного и адресного взаимодействия с телезрителями. Он привел примеры использования телеканалами технологии HbbTV, с помощью которой реализуются интерактивные акции в интересах рекламодателей и вещателей.
Участники сессии «Технологии и решения» акцентировали внимание аудитории на ИТ-продуктах и принципах построения вещательных платформ, повышающих надежность трансляций и упрощающих запуск новых сервисов. Откликаясь на череду масштабных сбоев в работе глобальных онлайн-платформ, генеральный директор CDNvideo Ярослав Городецкий указал на важность концепции мульти-CDN и посоветовал заключать договоры сразу с несколькими CDN-провайдерами, чтобы OTT-платформы могли застраховать себя от возможных отказов инфраструктуры отдельного оператора.
К позитивным тенденциям можно отнести расширение линейки доступных в России решений для индустрии медиа, предлагаемых вендорами. Свой офис в России в прошлом году открыл один из ведущих поставщиков средств доставки видео — компания ATEME. Менеджер предпродажной поддержки представительства ATEME в России и странах СНГ Вячеслав Садилов рассказал о решениях вендора, которые теперь могут интегрировать и российские компании. Международные компании, подобные ATEME, привносят на отечественный рынок самые актуальные разработки, повышающие эффективность вещателей и OTT-сервисов. Вячеслав Садилов привлек внимание слушателей к возможностям технологии open cashing, остановившись в том числе на решаемых с ее помощью задачах и способах монетизации.
Huawei как один из глобальных лидеров на рынке ИКТ стремится внедрять в секторе медиателекома передовые принципы построения сетевой инфраструктуры, следовало из выступления ведущего эксперта компании Ивана Ефимова. Huawei делает ставку на облачные технологии, которые, по его словам, способны решить проблемы роста инфраструктуры, но возможности публичного облака этим не ограничиваются. О внимании Huawei к российскому рынку облачных технологий, возможности которого все активнее используют видеосервисные и интернет-компании, свидетельствует партнерство Huawei с облачным провайдером SberCloud, в результате которого в России развернута платформа SberCloud.Advanced.
Британский поставщик видеотехнологий Synamedia представлен на российском рынке с середины 1990-х, но после реорганизации в апреле 2021 года в стране начало работу полноценное представительство, что также подтверждает внимание зарубежных вендоров к перспективному отечественному рынку. Инженер поддержки продаж представительства Synamedia в России и СНГ Тимур Юсупов представил прорывную технологию, позволяющую улучшить стриминг видео и значительно сократить время переключения между каналами при трансляции в OTT линейного телеконтента. «Несколько лет назад мы наняли команду, которая работала над кодеком в Netflix», — поделился он деталями разработки.
Сессия «Среды доставки» обозначила еще один важный для медиателекома тренд: все больше операторов начинают использовать интернет как способ доставки ТВ-сигнала. Какой способ доставки лучше? Ответить на этот вопрос взялся директор проекта «Медиалогистика» компании MSK-IX Григорий Кузин. Подробно описав преимущества и недостатки спутника, оптики и интернета как сред доставки, он привел и ценовые параметры, определяющие выбор клиентов. «Раньше доставка через публичный интернет не воспринималась как профессиональная среда дистрибуции, но с этого года мы всерьез воспринимаем и интернет, как среду для надежной дистрибуции сигнала», — рассказал он.
Опытом дистрибуции телеканалов на территории СНГ поделился начальник отдела технической поддержки телекомпании «Первый ТВЧ» Вячеслав Берсон. По его словам, дистрибьютор и производитель каналов должен учитывать требования клиентов в зависимости от их местоположения, в частности, решать задачу замены рекламы, что является необходимым компонентом развития бизнеса продажи каналов самого «Первого ТВЧ» в странах СНГ.
Вещатели часто сталкиваются с проблемой задержки прямого эфира при показе своего контента через интернет. Решению этой важной для индустрии проблемы посвятил свое выступление технический директор «Витрины ТВ» Олег Логинов.
Битва контента
В ходе потока «Диалоги про контент: стратегии производства, бизнес-модели, творчество»производители и распространители обменялись мнениями о трендах в контентной сфере, которая за последние пару лет вышла на авансцену борьбы платформ за пользователя.
Аналитическую основу дискуссии обеспечило исследование онлайн-кинотеатров за первое полугодие 2021 года, выводами из которого поделился генеральный директор ИАА Telecom Daily Денис Кусков. По его прогнозу, через два-три года на рынке произойдет перераспределение крупных игроков, которые займут 90% рынка, остальные 10% останутся нишевыми. Как показывают данные TelecomDaily, рост востребованности легального OTT-контента до сих пор сопряжен с высоким уровнем потребления пиратских ресурсов: почти половина платных подписчиков использует также «пиратку», однако их доля снижается.
Директор по контентной стратегии и аналитике ivi Егор Великогло поделился планами онлайн-кинотеатра, в соответствии с которыми ivi намерен выпустить порядка 25 единиц собственного контента в следующем году. По его словам, аудитория становится все более искушенной и в условиях очень высокой конкуренции «выстреливать» будут только самые прорывные проекты. «Если раньше зрителей можно было удивить достаточно простыми тематиками originals, то сейчас требуются все более сложные сюжетные линии. Мы видим потенциал в коллаборации с успешными продюсерами, сценаристами и студиями», — рассказал он.
Исполнительный директор LifeStream Марина Левочкина представила результаты исследования аудитории сервиса «Смотрешка», развиваемого компанией. Статистика «Смотрешки» показывает, что на платформе преобладает смотрение линейных каналов, а не видео по запросу, также доступное абонентам. «В разбивке на устройства мы видим немного странную динамику. Даже на небольших устройствах, таких как смартфоны, преобладает телесмотрение, а не смотрение on demand», — пояснила она.
Опыт LifeStream показывает, что большое число абонентов готовы оплачивать премиальный пакет, объединяющий стриминг линейных телеканалов с видео по запросу. Курс онлайн-кинотеатров на производство оригинальных программ повышает значение платформ-агрегаторов, предлагающих в одном интерфейсе библиотеки различных OTT-сервисов, в том числе прямых конкурентов. Эксперты сошлись во мнении, что, несмотря на опережающий рост OTT-сегмента, линейные каналы не уйдут с рынка, потому что запрос на них сохраняется у зрителей, которые хотят избавиться от бремени выбора контента.
Руководитель департамента производства Premier Марина Катая рассказала, что видеосервис готовится к выпуску третьего сезона сериала «Мир!Дружба!Жвачка!». В Premier отмечают важность социальной тематики как важной составляющей контентной политики платформы. «Это актуальный, иногда остро-социальный продукт, когда хочется делиться не только самим видео, но и темой, которую оно поднимает. В качестве примера можно привести документальный фильм про репродуктивное насилие “Фем.doc”», — рассказала она.
Директор по производству контента Триколора Марина Гаспарян оспорила мнение, что без originals невозможно развитие не только видеосервисов, но и тематических каналов. Производство оригинального контента необходимо далеко не всегда, заявила она. «Тематическим телеканалам может и нужно иметь определенный процент оригинального контента. Но если говорить про киносериальные телеканалы, то иметь эксклюзивный контент означает большие затраты. Брать библиотеки в эксклюзив целесообразно в том случае, если речь идет о крупных экосистемах. Что касается производства собственного контента, то здесь критичен не столько фактор высокой стоимости, сколько высоких рисков и низкой окупаемости проектов», — подчеркнула Гаспарян.
Директор службы рекламы и продвижения телекомпании «Первый ТВЧ» Мария Черкасская поделилась опытом продвижения платных телеканалов в социальных сетях. По ее мнению, рано предрекать смерть телеканалам без оригинального контента. «Каналы без оригинального контента могут существовать при условии тщательного отбора контента, его адаптации и грамотного программирования», — высказалась она.
Директор по продажам THEMA RUS Екатерина Якушенко отстаивала точку зрения, согласно которой оригинальный контент все-таки необходим производителям нишевых каналов. «Телеканал не может быть успешен без оригинального контента», — настаивала она, подкрепив свою позицию примерами телеканалов Mezzo и Mezzo Live HD из портфолио THEMA.
Завершил конференцию спор о перспективах российского контента на международном рынке. Основатель и генеральный продюсер Red Carpet Studio Антон Калинкин уверен, что интерес мировых платформ, таких как Netflix, к творениям отечественных кинематографистов вызван исключительно желанием «прощупать» российский рынок и заинтересованностью в наших территориях. Продюсер фильма «Майор Гром: чумной доктор» Михаил Китаев, напротив, высказал мнение, что благодаря глобализации Россия становится частью единого видеорынка, что является положительной тенденцией. «Российские продюсеры начали закладывать в бизнес-модели сборы на международных рынках. Такого раньше не было», — подчеркнул он.
Похожей позиции придерживается вице-президент по международным продажам и закупкам Beta Film Леонид Годик. В качестве примера он привел международный успех сериала «Перевал Дятлова», хотя еще четыре года назад это трудно было себе представить: Россия на международном рынке вообще не воспринималась, как страна, которая может создавать конкурентоспособный контент. «Россия находится в начале большого пути на глобальном рынке контента», — резюмировал он.
Завершением ConTech 2021 стало награждение победителей интерактивной игры, проведенной в партнерстве с телекомпанией «Первый ТВЧ» и телеканалом «Арсенал».
Пристальное внимание аудитории к программе конференции подтвердило актуальность предложенной организаторами повестки. Созданные на площадке комфортные условия для дискуссий и нетворкинга позволили экспертам и гостям расширить не только свои компетенции, но и круг знакомств, что, безусловно, повысит их профессиональную востребованность. «ТМТ Конференции», «Телеспутник» и ИАА TelecomDaily уже начали подготовку деловой программы следующей конференции ConTech, которая интегрирует в себя весь позитивный опыт предыдущих мероприятий.
Генеральный партнер: мультиплатформенный оператор цифровой среды Триколор
Партнер контентного потока: телекомпания «Первый ТВЧ»
Эксклюзивный партнер конференции: онлайн-кинотеатр №1 в России — ivi
- производитель решений для обработки и доставки видео — компания ATEME
- оператор цифрового и спутникового ТВ «НТВ-Плюс»
- производитель оборудования цифровой компрессии, дистрибуции, доставки и защиты ТВ-каналов — компания Synamedia
- THEMA RUS, дочерняя компания THEMA Canal+ International
- передовой OTT-сервис на российском рынке — компания LifeStream (бренд «Смотрешка»)
- телеканал «Наша Сибирь 4К»
При участии: компания Huawei — ведущий мировой производитель ИКТ-решений
Технический партнер: ведущий провайдер услуг сети доставки контента CDNvideo
При поддержке: Ассоциации анимационного кино России, Национальной ассоциации телерадиовещателей, Ассоциации продюсеров кино и телевидения, Ассоциации кабельного телевидения России
Информационные партнеры: «Кабельщик», Mediavision, «Останкино», RSpectr, ICT2GO.ru, ICT-Online.ru, Movie Start, «Вестник cвязи», Kino-Teatr.ru, Mobile Business, «Мобильные телекоммуникации»