MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Лайфхаки > Мастер-класс режиссера «Блокадного дневника» и «14+» Андрея Зайцева прошел в рамках Крымского молодежного кинофорума

Мастер-класс режиссера «Блокадного дневника» и «14+» Андрея Зайцева прошел в рамках Крымского молодежного кинофорума

В рамках Крымского молодежного кинофорума состоялся мастер-класс Андрея Зайцева, автора «Блокадного дневника», «14+», «Бездельники». Режиссер рассказал о поиске идей для дебютных картин, об ошибках в работе над короткометражными проектами, о важности участия в фестивалях, а в завершении поделился полезными лайфхаками для успешного питчинга.  

Во время встречи Андрей Зайцев много размышлял о том, откуда берутся идеи для сценариев к фильмам. Режиссер рассказал о своей короткометражной работе «Плакат», после которой Никита Михалков пригласил его работать над картиной «12». Сюжет короткометражки отчасти повторяет реальные события, произошедшие на одном из шоссе Москвы. 

«По-моему, в 2005 году была история, когда на обочине Киевского шоссе поставили плакат «Смерть жидам», и только одна женщина остановилась, вышла, выдернула его, а он был заминирован. Там была растяжка, произошел взрыв, и ей сильно поранило лицо, потом она ездила лечилась в Израиле. И вот об этой истории я и сделал короткий метр, потому что по большому счету неважно, что там было написано, там могло быть написано «смерть хачам, смерть хохлам, смерть русским, смерть китайцам», – это не имело значения, потому что это была ненависть по национальному признаку. И поэтому в короткометражке мы оказываемся внутри машины, которая в этот момент проезжает мимо плаката, и видим самых разных людей, разных национальностей, возрастов, социальных положений. Я снял этот короткий метр, и поскольку в то время часто работал с Никитой Сергеевичем Михалковым, то дал ему посмотреть короткометражку. Он ее посмотрел и сразу же предложил мне работать режиссером монтажа на фильме «12», потому что ему показалось по тому, как была сложена моя история, что я в состоянии сложить полный метр. И я как раз начал с того, что работал у него режиссером монтажа на фильме «12». А после уже мы нашли финансирование на фильм «Бездельники» и пошло-поехало. Эта история работает, если ты что-то делаешь, если ты только все время говоришь, фантазируешь, но не доходит ни до каких шагов, то в общем то на самом деле ничего и не произойдет».

Также режиссер отметил, что любому хорошему режиссеру важно постоянно оттачивать свои навыки, развиваться и никогда не стоять на месте. По его мнению, сейчас для этого есть все возможности: можно пробовать себя в короткометражках, а можно заняться веб-сериалами.

«Никита Сергеевич говорит, что режиссер – это волчья профессия, а волка ноги кормят, поэтому нужно постоянно быть в работе и постоянно что-то снимать, но не все подряд, а только те вещи, которые тебя волнуют. Эти навыки режиссерские ты в себе должен тренировать, потому что, когда ты долго не снимаешь, ты теряешь профессию. Я не могу сказать, что снимаю часто, и понимаю, что большие паузы идут во вред, и было бы хорошо, если бы их не было. И в этом смысле вам подойдет и короткий метр, и пилот для сериала, и для веб-сериала. Я считаю, что это все полноценная и интересная режиссерская работа, которой необходимо заниматься. К сожалению, пока по сериалам у меня не было никаких идей, мне больше интересно снимать полный метр. Хотя сериалы сейчас замечательная возможность, потому что появилось столько онлайн-платформ, все ищут проекты, всем нужны режиссеры и, действительно, индустрия испытывает кадровый голод, потому что профессионалов хорошего уровня очень мало, они все нарасхват. Поэтому все в ваших руках, сейчас абсолютно идеальное время, чтобы состояться как режиссер».

Также режиссер предостерег начинающих кинематографистов от ошибок, которые они могут допустить, если с головой окунутся в съемки короткометражных проектов.

«Когда вы снимаете короткометражку, если сравнивать с бегом, это все-таки получается бег на километр. А полный метр – это марафон, это 40 километров, и, к сожалению, не все это понимают. И не все понимают, что нужно распределить свои силы и относиться к полнометражному фильму, как к марафону. Многие, особенно те, кто снимает много короткометражек, уже привыкают к этому жанру и потом ломаются на полном метре, потому что они оказываются не готовы к нему ни психологически, ни физически. Я помню одного режиссера, который снимал много короткометражек, а потом снял полный метр, но этот полный метр, на первый взгляд, был как единая, развивающаяся история, но при этом она была рассказана способом короткометражек. То есть он настолько привык, что может рассказать историю на 10-15 минут, что все сцены у него были абсолютно законченные короткометражки, они между собой вроде бы соединялись, но при этом единой, живой истории от начала до конца не складывалось. Это были 8 полноценных законченных короткометражек, потому что он уже привык снимать такое кино, он привык уже так мыслить, что у него не получалось рассказать историю длиной полтора часа, потому что это абсолютно другой язык. И вот проблема в том, что очень многие не могут с короткометражек перестроиться на полный метр, это абсолютно разные вещи. Поэтому имейте в виду, что здесь можно провалиться и проиграть. К тому же, первый неудачный дебют для многих может оказаться концом, им потом уже могут не дать снимать кино. Конечно, все зависит от вашей настойчивости, но тем не менее после первого неудачного дебюта, думаю, для многих уже сложно будет что-то другое снять».

Кроме того, Андрей Зайцев настоятельно рекомендовал начинающим авторам отправлять свои работы на разные фестивали. По мнению режиссера, шансы попасть в конкурс есть у всех достойных картин, не взирая на известность ее создателей.  К тому же, это необходимо для рекламы и продвижения любого фильма.

«Конечно, кино делается для зрителя, и для меня важнее всего, чтобы зритель посмотрел наше кино. Призы и фестивали важны только в том смысле, что это информационный повод, благодаря которому про фильм узнают больше людей. Поэтому, как только ты снял кино, ты должен его везде разослать, на все фестивали, куда только можно. Когда мы начинали, был 1999 год, и тогда фильмы посылали по почте на кассетах. И мы так же отправляли эти кассеты по всем фестивалям, и на Венецианский, и по всем западным фестивалям. Это была гигантская работа, потому что на 100 фестивалей ты должен был вручную отправить 100 кассет. Сейчас гораздо проще, есть одна ссылка, куча фестивалей, заполнил форму онлайн, отправил, и вообще нет проблем. Это работа, которой нужно обязательно заниматься, тем более, что кроме вас самих ей никто заниматься не будет, потому что короткий метр — это ваша работа, нужна она прежде всего только вам, и при этом узнают о ней или нет — тоже зависит только от вас. Поэтому, как только вы сняли короткий метр, нужно везде его посылать, находить сайты, где описаны все фестивали, заходить самим на сайты фестивалей, заполнять форму, посылать. И действительно, это все работает, потому что фильмы, которые мы делали, их очень часто брали, хотя про нас никто не знал. Если кино интересное, его берут и показывают».

Андрей Зайцев убежден, что региональное кино ничем не отличается от кино, которое снимают в больших столичных студиях. Режиссер считает, что каждый автор должен иметь возможность не уезжать в столицу, а черпать вдохновение там, где он родился.

«Есть Алексей Федорченко, режиссер с мировым именем, он воспринимается все равно как столичный режиссер, потому что он очень известен. Он постоянно снимает фильмы, которые вызывают интерес и у зрителей, и у кинокритиков. И они идут и на наших фестивалях, и на западных, но при этом его фильмы снимаются в регионе. Федорченко сам рассказывал, что ему не очень комфортно в Москве, ему проще жить в Екатеринбурге, на своей земле, и все, что он создает, — это региональное кино. Но это региональное кино мирового масштаба. И вот к этому и должно все идти. Мне кажется, нет никакого разделения, это абсолютно идеальный симбиоз. Потому что он живет на своей земле, он оттуда питается, он там снимает, с теми актерами, в основном, и при этом это выходит на мировой уровень. И нет ощущения, что это что-то региональное, второстепенное. Поэтому я думаю, что и везде это должно приходить к такому сочетанию: человек органично чувствует себя на своей земле и создает произведение, которое никоим образом не отличается от тех, которые делают в Москве».

Также Зайцев поделился своим мнением насчет малобюджетного кино. Режиссер считает, что снять кино только на энтузиазме практически невозможно.

«Это очень тяжело. Мы снимали кино за маленькие деньги, и один раз еще можно собрать людей, чтобы за бесплатно все работали. Но дальше все потихонечку взрослеют, у всех появляются семьи, и работать за бесплатно становится очень тяжело. Энтузиазм – это недолговечная история, это можно сделать с одним кино, но постоянно так жить невозможно. К тому же в каком-то плане это унизительно, потому что люди должны получать деньги за свою работу. Я надеюсь, что этого будет меньше, потому что такие работы – это неправильно, это подает плохой пример. Потому что дальше все будут думать, что сделать кино можно и за маленькие деньги и не выделят финансирование».

В конце мастер-класса режиссер дал несколько советов своим слушателям о том, как правильно запитчить свой проект, чтобы жюри обратило на него внимание. 

  • Тщательно подготовьтесь и отбросьте стеснение

«Питчинг – это действительно очень важно, потому что сейчас индустрия стремительно развивается, и к питчингам относятся очень серьезно. Если выходит человек, который не подготовлен или плохо подготовлен, то профессионалы это сразу увидят. Если человек будет выходить, что-то мямлить, стесняться, не сможет сформулировать, что он хочет сделать, то, к сожалению, ничего у него не получится»

  • Никаких пересказов!

«Нельзя пересказывать свое кино, у жюри уже есть синопсис, который они в принципе прочитали, они уже все знают. Они не для того сюда пришли, чтобы человек начал пересказывать то, что у них уже написано. Человек должен рассказать, как он собирается это снять, как он это видит, сколько это будет стоить, каких актеров он нашел. Он должен картину обрисовать таким образом, чтобы жюри поняли, что перед ними стоит профессионал, который точно знает, что он хочет сделать, как он это хочет сделать и он это сделает»

  • Проработайте визуальную часть своего выступления

«Очень многие выходят и что-то рассказывают, картинки никакой нет или какая-то левая картинка, сделанная кое-как в Word, отношение сразу видно. Если человек профессиональный, он подготовился, он сделал хорошие нарезы, он все подробно расписал. Выходить и включать ролик на три минуты и стоять молчать тоже не очень правильно. Должно быть видно, что вы в это вложились, что вы старались, сделали, тем более если что-то отснято»

  • По возможности снимите небольшой отрывок будущей работы

«Когда человек специально для питчинга снимает сцену с актерами, которых он подобрал, чтобы показать какая стилистика, как он может работать в качестве режиссера, это все вызывает уважение. Значит это человек, который горит, значит ему можно доверить эту сумму денег. Это мгновенно считывается. Сейчас в индустрии люди хотят, чтобы кинопроизводство развивалось, чтобы появлялись новые интересные проекты, новые лица. Режиссеров мало, проектов мало, всем нужны люди, поэтому в этом смысле все в ваших руках». 

Елизавета Хисамиева

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять