Продвижение веб-сериалов – опыт ведущих российских фестивальных агентств
В последние два года количество российских веб-сериалов в сети выросло в несколько раз. Контент размещается на различных площадках: бесплатные видеохостинги, специализированные сервисы и популярные онлайн-кинотеатры, социальные сети. Выросла и готовность зрителя платить за просмотр веб-сериалов, о чем свидетельствуют показатели общей выручки легальных онлайн-видеосервисов в России, которая за первое полугодие 2021 года увеличилась на 24% по сравнению с предыдущим годом и составила почти 22 млрд. рублей. Интерес к качественным и ярким веб-сериалам проявляет не только интернет-аудитория и представители онлайн-платформ, но и фестивали, как в России, так и во всем мире.
В настоящее время существует ряд специализированных фестивалей, посвященных исключительно веб-сериалам. Часть таких фестивалей объединены в Международный чемпионат веб-сериалов (WebSeries World Cup, WSWC), среди них – российский Realist Web Fest. Но и остальные смотры все большее внимание уделяют веб-сериалам, вводя специальные номинации и отдельные секции для этого формата.
Фестивальное продвижение веб-сериала – очень перспективное направление, в котором довольно сложно разобраться дебютанту, снявшему свой первый проект. Мы поговорили с представительницами ведущих российских фестивальных агентств о продвижении веб-сериалов и наши спикеры поделились своим ценным опытом и успешными кейсами.
Елена Коржаева, исполнительный продюсер CINEPROMO:
Веб-сериалы можно отправлять на фестивали как целиком, так и первые 2 серии. Иногда смотры принимают к рассмотрению пилотную серию, но это случается реже. Чаще просят хотя бы две (первые или любые на ваш выбор), чтобы было понято, что вы подаете веб-сериал, а не отдельный короткий метр.
В России самые крупные смотры с индустриальной частью, которые специализируется на веб-сериалах: это «Пилот» в Иваново и Realist Web Fest в Нижнем Новгороде. Кстати, примечательно, что последние до определенного момента отбирали в свою программу даже фильмы, которые потенциально могли бы лечь в основу веб-сериала. На таких смотрах можно найти независимое финансирование на свой проект, продюсера, который будет заниматься поисками каналов для его реализации и дистрибьюции, или даже площадку (канал или платформу), которые захотят купить на него права.
Если вы хотели бы получить развитие вашего проекта за рубежом, важно, чтобы его содержание было интернациональным (или, по крайней мере, понятным для того локального иностранного зрителя, на которого вы ориентируетесь) и были подготовлены профессиональные английские субтитры.
Из самых успешных веб-сериалов из нашего каталога хотела бы отметить «Исчезающие истории» Олега Агейчева и Александра Горновского, созданный в формате сториз. Я не ошибусь, если скажу, что это – самый награждаемый веб-сериал 2021 года. Он демонстрировался на более чем 30-ти фестивалях по всему миру, получил более 15 призов, в том числе одержал победу в ежегодной премии The Webby Awards, которую называют Интернет-Оскаром, в номинации «Advertising, Media & PR: Best Use of Social Media».
Искать пути продвижения своего многосерийного проекта можно, не только имея в наличии пилотную серию, но еще и на этапе идеи. Для этого мы создали Базу питчингов, грантов и сценарных лабораторий, которая включает более 300 вариантов, куда можно заявить свой проект, чтобы его доработать на этапе сценария, найти копродюсеров или дистрибьюционные возможности. Самые крупные из них EAVE Producers Workshop, Sundance Episodic Story Lab, The Gotham TV Series Lab, Московский питчинг дебютантов и питчинги продюсерского центра Potential, East Doc Series, Berlinale World Cinema Fund Production Grant, гранты и питчинги Tribeca Film Institute, гранты Gesher Institute, многочисленные лаборатории Bogoshorts, питчинги и лаборатории в Роттердаме, которые проходят в течение года и пр.
Презентации в рамках питчингов, сценарные лаборатории, one-to-one или коллективные бизнес-встречи сейчас, как правило, проходят онлайн, но это не мешает авторам, в том числе российским, получать денежные призы и находить партнёров. В каком-то смысле это стало проще, дешевле и быстрее.
Ольга Баженова, управляющий партнер Eastwood Agency:
Для продвижения разных типов сериалов, естественно, применяются разные стратегии и выборки площадок. Сериалы принято делить по их формату (анимационный сериал, документальный сериал) и ресурсу, под который они создаются (TV-сериалы, VOD-сериалы, WEB-сериалы). При этом фестивали часто формируют программы из смешанных видов сериалов, больше ориентируясь в своих секциях именно на хронометраж. Прежде всего обращайте внимание на этот фактор, принимает ли фестиваль сериалы до 20-30 минут, до 40-45 минут или более 50 минут в серии. В среднем за год для любого сериала можно подобрать от 30 до 50 площадок разного толка и уровня. Да, выбор небольшой по сравнению с игровым кино, но результативности можно добиться отличной. Держите в уме, что для продвижения надо закладывать отдельный бюджет на платные регистрационные взносы фестивалей. Площадок, которые принимают заявки бесплатно, очень мало. В среднем entry fees колеблются от 20 до 50 у.е. Но точечно встречаются взносы и по 80-90 у.е.
В принципе, ниша устаканилась, число площадок за последние годы меняется не сильно, по большей части это или новые web-секции, или какие-то изменения, связанные с пандемией, которые мы постоянно мониторим. Сериалы показывают не только специализированные смотры, но и всем известные неспециализированные фестивали, например, Zurich Film Festival, Tribeca, Sundance. Есть в нише и своя иерархия от очень крупных и индустриальных площадок до более камерных, зрительских фестивалей. Но в России традиционно у всех на слуху лишь точечные фестивали и рынки. Мы все еще недостаточно встроены в международный рынок, хотя с каждым годом интеграция мощно наращивает темпы. Например, многие знают топовые французские Canneseries, Series Mania, но не знают отличные площадки в Германии die Seriale и Seriencamp Festival & Conference. Многие наши игроки работают на рынке Mipсom, но не присутствуют на рынках телевизионной ассоциации NATPE, которые проходят в Майами и Будапеште (как раз для игроков Центральной и Восточной Европы, Северной Африки и Ближнего Востока). Кстати, рынок в Будапеште на данный момент перенесен на июнь 2022 года. За последние 2–3 года мы наблюдаем очень высокий интерес зарубежных коллег к российским сериалам, получаем много живых откликов и приглашения в программы. Почти все площадки ведут коммуникацию на отличном уровне, знают наших производителей и ждут их новые проекты.
Валерия Огурцова, агент по фестивальному продвижению Eastwood Agency:
Мы продвигаем VOD-сериалы из линейки more.tv с начала 2021 года. Несмотря на ограниченный выбор фестивалей, которые показывают сериалы, на сегодня мы добились около 30 селекций для трех флагманских проектов «Псих», «Чики» и Happy End. Среди них показы на крупном специализированном фестивале SERIAL KILLER в Чехии, куда доехали актрисы сериала «Чики» Ирина Горбачева и Ирина Носова. Ключевой в Европе неспециализированный фестиваль Geneva International Film festival в отдельном сериальном блоке показал сериал «Псих», наряду с крупными новинками от Netflix и HBO. Фестиваль Cottbus Film Festival — крупное событие для кино из Восточной Европы с отдельной программой сериалов — показал все восемь серий проекта «Чики». Также оба проекта были приглашены на знаменитый фестиваль в Нэшвилле (США), который проходит с 1969 года и аккредитован американской киноакадемией.
Очевидно, что в этом году многие фестивали проходили в гибридной или онлайн форме. Вопреки расхожему мнению, онлайн тоже дает хорошие возможности для работы. Например, мы как агенты аккредитовались на крупный фестиваль Series Fest в Денвере. Онлайн не помешал организаторам с вниманием отнестись к каждому проекту-участнику. С представителями от съемочных команд были записаны Q&A, которые затем разместились на сайте фестиваля, а также на официальном youtube-канале. Фестиваль предложил всем аккредитованным представителям от каждого проекта, попавшего в конкурсную программу, по три пропуска на все мероприятия. Все они проходили на закрытой платформе с ограниченным доступом только на время онлайн-трансляции. Помимо этого, фестиваль предоставил свой внутренний мессенджер для общения в прямом эфире. Благодаря удобной сетке расписания можно было присутствовать почти на всех событиях фестиваля, начиная с показа пилотных американских проектов, а также сериалов мирового производства. В этом году было проведено сразу несколько онлайн круглых столов, посвященных разным вопросам, от узкоспециальных, связанных с привлечением малых народностей Америки к съемкам в кино и сериалах, до более глобальных тем (гендерный вопрос в кино, съемки с малым бюджетом, поиски продюсера для съемок сериалов и другие). Фестиваль показал, что любой формат проведения удобен, если он продуман до мельчайших деталей и направлен на то, чтобы стать максимально полезным для участников.
Ханна Мироненко, управляющий партнер Eastwood Agency:
Индустрия веб-сериалов — это царство форматов. Помимо того, что проект должен быть качественно сделан, он еще должен быть качественно упакован — как и любой другой визуальный продукт. Чаще всего выстреливают сериалы, авторы которых играют по правилам и делают оригинальный контент стандартизированного формата. Эпизоды до 10 минут — идеально, до 20 — ок, если эпизоды по 30 минут — в продвижении будет трудно, если все серии разной длины — беда. Если вы сняли (пока) одно видео — это не серия, это пилот. На фестивалях веб-сериалов вам предложат отдельное место, отдельный конкурс. Но в основной конкурс сериалов (series) вы не попадете, потому что он предполагает, что вы сняли несколько эпизодов (серию эпизодов). Эти понятия (episode / series) нужно четко разграничивать, а при создании пресс-кита, постера, трейлера и других промо материалов лексику надо адаптировать под международные каноны. Да, есть веб-сериалы, снятые «на коленке». Адепты этого подхода ратуют за быстрое и дешевое производство — снял, выложил, пошел дальше. Но фестивали предполагают другое отношение к контенту. По сути, веб-фестивали предлагают помощь с масштабированием проекта: и самого продукта, и его потребителя. И одна из задач при работе с фестивалем на этапе подачи — продемонстрировать готовность к такого рода масштабированию.
Как и любая специфическая фестивальная ниша фестивали веб-сериалов имеют свою иерархию, объединяются в сообщества, кооперируются. Костяк фестивалей составляют площадки, с которыми можно познакомиться на сайте их альянса (https://www.worldwidewebserie.com/festival/). Это не просто и не столько смотры, сколько индустриальные мероприятия. И попав на одну из таких площадок, вы автоматически оказываетесь в поле зрения других крупных веб-фестивалей. Пример этого года из каталога Eastwood Agency веб-проект «Уничтожанна» режиссера Максима Кудымова и продюсера / актрисы Юлии Егеревой. Яркий остросюжетный комедийный пилот в виде комикса смог попасть на топовые площадки ниши — Sicily WebFest, Bilbao International Digital Festival (Seriesland Web Fest), Baltimore Next Media Web Fest, Realist Web Fest, CPH:WEB, Buenos Aires Web Series, Miami Web Series Fest и т.д. Важно, что продюсер проекта смогла поддержать проект оффлайн на целом ряде площадок, хотя любые поездки сейчас сопряжены с трудностями. Ведь когда речь идет о диджитал-контенте, то центральное место на фестивале занимает не столько акт коллективной перцепции продукта, который и так доступен в сети, а именно нетворкинг.
Юлия Травникова, руководитель направления фестивального продвижения фильмов Festagent:
Фестивали и программы веб-сериалов — это новая и быстроразвивающаяся ниша. Возможности для продвижения веб-проектов сейчас достаточно широкие, к российским веб-сериалам есть интерес за рубежом, за фестивалями подтягиваются и продажи.
Сама категория веб-сериалов достаточно размыта — по сути она означает короткий хронометраж серий, обычно это 10-15 минут. На большинстве таких фестивалей допускается размещение сериала онлайн, и в таком случае фестивали хорошо помогают расширять аудиторию сериала, так как с каждым новым фестивалем приходят зрители на канал.
Некоторые фестивали могут попросить премьерный показ, что скорее нехарактерно для категории веб. Это, например, Cannes Series – у них есть две конкурсные программы, Long Form и Short Form, во второй как раз показывают веб-сериалы, но для рассмотрения сериала на участие там необходимо иметь возможность отдать им международную премьеру.
В этом году в конкурс Cannes Series вошел сериал «Батя», продвижением которого мы занимаемся. Это стало интересным кейсом — «Батя» вышел в прокат в феврале 2021 в полнометражной версии, но проект предполагал также создание сериала. Полнометражная версия была готова первой, поэтому нам пришлось показывать отборщикам Cannes Series скетчи из фильма, чтобы продемонстрировать потенциал сериала. И это сработало — еще на этапе сырых скетчей им понравился материал, и затем уже для участия в программе «Батя» был собран в формате мини-сериала из нескольких крошечных эпизодов специально для показа в Каннах.
Мы гордимся этой историей, так как премьера «Бати» в Каннах получилась абсолютно tailor made, путь к ней был долгий, фестиваль переносили на полгода. Но в итоге все состоялось, и показ прошел отлично.
Если говорить о других топовых фестивалях для веб-сериалов, то веб хорошо представлен на Tribeca Festival в Нью-Йорке, именно сериалы входят в программу Tribeca NOW, но интересно, что у них также есть место и для подкастов, и для игр. Трайбека задает курс на новый, гибридный формат кинофестивалей именно с точки зрения размытия границ форматов. Сторителлинг представлен в самых разных категориях на фестивале.
В России основная площадка для веб-сериалов это Realist Web Fest, у них отличная программа, как деловая, так и конкурсная. Кстати, конкурс там международный — то есть фестиваль является точкой притяжения талантов со всего мира. В этом году казахский сериал «Мыстан», продвижением которого мы занимаемся, получил специальный приз в конкурсе Realist. Эта победа обеспечила сериалу показ на Bilbao Series Land, так как одна из членов жюри фестиваля является отборщиком Бильбао. Такие связи пронизывают все значимые фестивали в индустрии, поэтому важно со старта правильно выстраивать стратегию.
Хочется отметить высокий интерес к российским сериалам на фестивалях. 2021 год стал знаковым для российского кинематографа в плане презентации российских фильмов на топовых фестивалях, об этом много говорят. Но если посмотреть на успехи сериалов — то здесь картина такая же, практически ни одна программа не обходится без российского проекта. Это говорит также об определенном качественном скачке в индустрии, и на этой волне можно многое сделать, так что мы всем желаем поймать эту волну!