MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Обзоры > На Distant & Digital обсудили развитие блокчейна в сфере защиты интеллектуальных прав

На Distant & Digital обсудили развитие блокчейна в сфере защиты интеллектуальных прав

фото предоставлено пресс-службой международной образовательной конференции Distant & Digital

В середине 2021 года Указом Президента Российской Федерации была создана Общероссийская общественно-государственная организация «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности». Это дало новый статус и импульс развития блокчейн-инфраструктуры IPChain в качестве общей для органов государственной власти и участников рынка инфраструктуры для оборота интеллектуальных прав в цифровой среде.

Президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев и руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «МТС» Наталья Великородняя на конференции Distant & Digital обсудили, как будет работать центр, какие существующие проблемы он решает и как будут выстраиваться отношения между государством и независимыми авторами.

Россия начала свой путь в сфере интеллектуальной собственности в 2008 году, когда была принята IV часть Гражданского Кодекса, посвященная регулированию этого вопроса. Однако, по словам Сергея Матвеева, этот законопроект так и не привел к должным переменам и приростам на рынке интеллектуальной собственности, которые все ожидали, и, к сожалению, спустя почти 15 лет ситуация на рынке не изменилась.

«Если брать абсолютно измеряемую сферу патентного права, то все эти годы мы имеем, так скажем, умеренную стагнацию. И в прошлом году, по-моему, было беспрецедентное падение количества охраняемых объектов. Сфера авторского права, безусловно, более динамичная, более гибкая: растет число цифрового контента, усиливаются механизмы оборота и защиты прав, но тем не менее, сказать, что этот рынок тоже каким-то сверхгигантскими темпами вырос, если мерить в деньгах, нельзя», – заявил Матвеев.

Кроме того, модератор встречи отметил, что из-за некачественного управления интеллектуальной собственностью страна теряет около 5% ВВП, согласно исследованию Высшей школы экономики. И у спикера есть своя гипотеза, почему так произошло. В первую очередь, интеллектуальное право – это право авторов и творцов, которые создают контент и пытаются им распоряжаться. Чтобы рынок «взлетал», нужно дойти до этих людей и показать им, как важно осмысленно распоряжаться интеллектуальной собственностью. Четвертая часть Гражданского кодекса должна дать современным авторам необходимые инструменты, а не описывать необъятные формы творчества.

«И вроде бы разработчики 4 части ГК попытались объять необъятное, все результаты творчества, но у нас творчество по Конституции совершенно свободно, можно делать все что угодно, и права интеллектуальной собственности должны быть защищены законом, но дает ли нам закон тот инструментарий, который соразмерен потребностям современных творцов, которые что-то создают, особенно в цифре. Мне кажется, что нет, и это первая причина, почему рынок не взлетает – нормы недоступны для тех, для кого они должны работать», – пояснил участник дискуссии.

Вторая проблема, которую выделил на конференции Сергей Матвеев, – это высокие транзакционные издержки. Все страны, где происходил рост рынка интеллектуальной собственности, обладали лишними деньгами, которые можно было заплатить посредникам и юристам. Эти люди и создавали переход между нормой и реальностью, они помогали творцам эффективно управлять и распоряжаться контентом. На российском рынке нет профицита денег: креативные индустрии просят снижение налогов и увеличение финансирования. При этом распространить свой продукт интеллектуальной собственности очень легко. Его можно выложить с помощью социальных сетей и интернета. Но передать права на результат творческой деятельности почти невозможно.

«В результате происходит разрыв между оборотом объектов и правами на них, не потому что мы плохие и любим пиратство, а потому что правовое сопровождение оборота результатов творческой деятельности стало слишком дорогим и неприемлемым при росте этих объемов», – объяснил эксперт.

Несмотря на перечисленные проблемы, Сергей Матвеев отметил и позитивное движение, которое позволит преодолеть сложившиеся сложности. По мнению спикера, технология блокчейна может быть крайне полезной в управлении интеллектуальной собственностью. Она предполагает фиксацию любого контента в цифровом виде, что, с точки зрения закона, означает обязательное возникновение прав на этот результат творчества.

«И это права не на уровне закона, их можно записать в блокчейн. Тогда они становятся каким-то токеном, записью, которая обретает не просто смысл реестровой записи о правах, а некого цифрового актива, с которым можно дальше совершать сделки. Можно в цифре передавать эти права и совершать сделки? Можно, с 2019 года 1 часть ГК исправлена, статья 160, и блокчейн-записи приравнены к письменной форме договора», – добавил Сергей Матвеев.  

Таким образом, создание Указом Президента РФ «Центра оборота прав на результаты творческой деятельности» позволит фиксировать всю интеллектуальную собственность в единой блокчейн-инфраструктуре. Следовательно, оборот права будет происходить по правилам цифровой системы, которую возглавляет государство вместе с профессиональным сообществом.

Наталья Великородняя поделилась своим видением проблемы. Несколько лет назад, когда операторы вынуждены были бороться против концепции глобальной лицензии, у них возникла мысль создать платформу, куда независимые авторы могли обратиться за помощью для получения прав на интеллектуальную собственность и куда могли прийти те, кто нуждается в новых произведениях. Однако проект был приостановлен и не был доведен до конца.

«Операторы связи заговорили о необходимости такого реестра еще в те времена, когда обсуждалась глобальная лицензия. Мы говорили, что нужен ресурс, где правообладатели могли бы заявить о себе и получить правовую поддержку, если она требуется. Нужна была точка, где встретились бы авторы и те, кто хочет использовать их произведения. Потом тема введения глобальной лицензии отступила, а в 2018 году, узнав об IPChain, мы поняли, что далеко не мы одни пришли к подобной идее», – сказала представитель ПАО «МТС».

Наталья Великородняя уверена, что создание «Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности» может оказаться эффективным решением. В то же время спикер отметила ряд рисков, которые могут поджидать авторов в новой организации, и поделилась своими сомнениями с участниками встречи.

«Насколько государство заинтересовано и насколько оно планирует погрузиться в эту тему именно в части регулирования, и какие последствия всего этого будут для правообладателей? Будет ли участие в этом реестре добровольно-принудительным или просто добровольным?  <…> Должно ли государство предоставлять пользователям этого реестра какую-то дополнительную защиту или дополнительные возможности?», – поинтересовалась Наталья Великородняя.

По мнению Матвеева, использование центра не может быть принудительным, так как большая доля прав, которая возникает, не требует никаких дополнительных формальностей. Государство лишь ускорит и упростит оборот этих прав и сделает этот процесс более комфортным для авторов.

В завершение встречи модератор отметил, что согласно Указу Президента РФ, в координационный совет «Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности» входят сразу три ведомства: Министерство культуры, которое занимается нормативно-правовым регулированием сферы авторских и смежных прав, Министерство науки и высшего образования, которое осуществляет нормативно-правовое регулирование в промышленной интеллектуальной собственности и Министерство цифрового развития, которое осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере государственных цифровых ресурсов. Таким образом, в одной структуре будут задействованы сразу все важные инстанции для оборота интеллектуальной собственности, что позволит снизить транзакционные издержки.

«Это и есть то самое снижение транзакционных издержек, а свобода в принятии решения о стандарте записи токенов в эту сеть об объектах и правах открывает нам широчайшие возможности работы с любыми специфичными для креативных индустрий объектами права: музыкальными битами, архитектурными подсветками и прочими другими объектами, которыми мы сейчас не занимаемся», – поделился Сергей Матвеев.

Международная образовательная конференция Distant & Digital, объединившая юристов, IT-специалистов и представителей творческих профессий, прошла 7-8 февраля в столичном Цифровом деловом пространстве. В первый день эксперты обсудили также вопросы управления интеллектуальной собственностью в сфере креативных индустрий.

Организаторами Distant & Digital выступают Ассоциация IPChain и международный коммуникационный бренд IPQuorum. Соорганизаторы мероприятия – Федерация интеллектуальной собственности и Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP.

Портал «Мувистарт» выступил информационным партнером мероприятия.

 

Текст – Елизавета Хисамиева

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять