Не бойся спорить с Хабенским, показывай свои сценарии и хорошо корми съёмочную группу – советы от тьюторов «Индустрии»
Выпускники и тьюторы киношколы «Индустрия» 6 апреля провели онлайн-встречу, в ходе которой рассказали о создании своих дебютных фильмов.
Они поделились собственным опытом, перечислили ошибки, которые допустили в процессе реализации проекта, а также рассказали о приятных неожиданностях, ломающих устойчивые стереотипы о съемочном процессе и устройстве мира кинематографа. Приводим тезисы выступления.
Никита Белых, («Сын попа»)
- Первый фильм практически у всех получается шероховатым, и чтобы не тратить на него много денег, старайтесь привлекать друзей, коллег.
- Иногда и опытные кинематографисты могут бесплатно принять участие в вашем проекте, если чувствуют потребность в художественном высказывании например. Поэтому не стесняйтесь обращаться за помощью.
- Локации должны быть максимально простыми и удобными. Дебютантам важно избегать сложных процедур согласования с местными властями, получения документации – чтобы перекрыть улицы, дороги и т.д. Плюс всегда здорово, когда до места съемки удобно добираться всей съемочной группе.
- Старайтесь привлекать к работе опытного оператора, даже в условиях ограниченного бюджета. Он точно выстроит кадр. Также не стоит экономить на художнике-постановщике, звукорежиссёре, аппаратуре. А ещё никогда не экономьте на обедах для съемочной группы. Сытая съёмочная группа – условие слаженной работы на площадке.
- Всегда проверяйте человека, с которым ранее никогда не работали, – запрашивайте его портфолио. Дело не в проверке на профессионализм, просто его стиль может вам не подойти.
- Подавайтесь на все возможные фестивали – и крупные, и локальные. Так вы найдете своего зрителя.
- Все проекты, в которых я участвую, являются результатом нетворкинга.
- Если у вас есть результат вашего творчества (сценарий, видео), не бойтесь показывать его.
Александра Шишова («Змееносец», «Кресло»)
- Привлекайте людей, которые заинтересованы в вашем проекте.
- Серьёзно относитесь к планированию. Вся команда должна знать, во сколько начало съёмки, во сколько обед, где расположена локация и т.д. Для этого нужен грамотный второй режиссёр.
- В проекте очень помогает «прешут» – черновая съёмка ключевых моментов. В идеале ее нужно делать на локации. Благодаря прешуту можно отрепетировать сложные кадры, мизансцены.
- Также очень полезно проводить предварительные читки.
- Любого актёра можно привлечь к участию в дебютном проекте.
- Иногда эффективнее работать с агентом актёра. Так дольше, но надежнее – агент чётче сориентирует по графику, например.
- Начинающим режиссёрам лучше проводить кастинг и взаимодействовать с актёрами самостоятельно. Так вы набираетесь опыта.
- В работе над первыми фильмами лучше не перебарщивать с количеством опытных актёров на съемочной площадке. Они знают о съемках больше, чем вы, и для вас это будет дополнительным стрессом
- Музыка с бесплатных ресурсов не всегда идеально подходит к фильму. Лучше по возможности работать с композитором.
- Один из эффективных способов получения финансирования – питчинги. Самый крупный в России – Всероссийский питчинг дебютантов.
- Если вы студент киношколы, старайтесь получать по максимуму рекомендательные письма. Они очень хорошо действуют на владельцев локаций.
Юрий Хмельницкий («Роман»)
- Драматургия – это самое важное, что можно вынести из киношколы. Только потом спецэффекты и компьютерная графика, визуальное мастерство.
- Если ты не знаешь, что будет дальше с героем, и хочешь, чтобы с ним всё было хорошо, боишься что будет плохо, значит сценарий работает.
- Детей-актёров не существует, надо просто проводить кастинги и находить «живых», подвижных детей.
- Кастинг в том числе может видоизменять сценарий.
- Иногда дело не в том, что кастинг слабый – возможно, вы просто выбрали слабую сцену.
- Если вы хотите сэкономить, снимайте кино в регионах.
- Главный человек на съёмочной площадке – это актёр. Именно актёр рассказывает вашу историю и никто другой.
- Важно обеспечить комфорт артистам, комфорт съемочной группы, а техника уже потом.
- Это нормально, если не удается закончить сценарий. Объединяйтесь, ищите соавтора.
Карина Чувикова («Папа»)
- Большой артист помогает маленькому режиссёру, а большой режиссёр помогает маленькому артисту.
- Конечно, большая звезда может привлекать к себе внимание, его авторитет может быть сильнее, но надо пережить этот момент и учиться.
- Актёров нужно хвалить – даже если они что-то делают не так, не спешите критиковать – ободряйте.
- Константин Хабенский в моменте попросил меня показать, как надо сыграть. Это редкая вещь – режиссёрский показ. И хороший опыт для новичка в кино.
Школа кино и телевидения «Индустрия» – совместный проект режиссера Федора Бондарчука и продюсеров кинокомпании «Водород» Михаила Врубеля и Александра Андрющенко при поддержке Национальной Медиа Группы.
Представители школы регулярно проводят открытые творческие встречи, мастер-классы и семинары, направленные на повышение уровня образования дебютантов и приобретение дополнительных навыков, необходимых для работы в современном кинематографе.