Павел Деревянко: Это чудо – что меня взяли в ГИТИС
Актёр Павел Деревянко в рамках мастер-класса в Школе кино и телевидения «Индустрия» 26 июля рассказал о том, как учит текст, читает сценарий, обозначил проблему российских актёров и пояснил, почему курсы актёрского мастерства необходимы каждому человеку. Приводим тезисы выступления:
- Я всегда пытался сформулировать для себя, кто я, что я и где я. И все чаще понимаю, что потолка своего я пока не вижу, и это очень круто. Я стараюсь себя пробовать в разных ипостасях и жанрах, и пока все это более или менее получается. И если вы спросите меня, кто есть настоящий актер – для меня это тот, кто умеет меняться, всегда пробует новое. Хотя история, конечно, знает и другие примеры: Том Круз, классический экшен-герой, 60 лет, сам выполняет все трюки, а его новое кино «Топ Ган: Мэверик» бьет все рекорды в прокате.
- Конечно, можно начать актерскую карьеру и в 30 лет. Почему нет? Если к этому есть желание, предрасположенность… С пустого места, конечно, ничего не возникнет. Но если вы чувствуете в себе силы, способности, то конечно дерзайте.
- Как почувствовать предрасположенность к актерской профессии? Мне с детства еще батя говорил «Ну ты артист, тебе бы в цирковое поступать!». Всегда находятся рядом окружающие, которые говорят вам, если у вас есть способности. Да и сами люди про себя обычно такое сами понимают. Еще я часто встречаю по жизни артистичных людей: обаятельных, наполненных. Но при этом они занимаются какой-то другой профессией, пошли по другому пути.
- Я ничего не знаю про рабочую или нерабочую сторону артиста. У меня такого нет. Но надо знать свое лицо. Я читал во время учебы своего любимого педагога Михаила Чехова, он как раз говорил про актерское лицо. И писал, что себя нужно знать, но не нужно уделять этому себе слишком много внимания, не хлопотать об этом очень часто.
- У меня никогда не получалось репетировать что-то перед зеркалом. Но другому человеку этот взгляд со стороны может помочь лучше узнать свои ужимки и мимику. Например, как-то мы работали с Александром Коттом и он просил показать больше эмоций в кадре. Я был уверен, что и так даю достаточно, но только когда посмотрел в монитор дубль, понял, о чем он говорил. Иногда ты можешь почувствовать это только так, со стороны. Обычно этот навык, интуиция, нарабатываются с опытом, но и опыт не всегда спасает. Я 22 года в профессии и не всегда подмечаю подобное.
- У меня нет единой системы, согласно которой я работаю над ролью. Я, честно признаться, поначалу даже не всегда внимательно читаю весь сценарий, потом уже только перечитываю, ближе к съемкам. У меня часто случаются так называемые легкие роли, когда не нужно долго входить в обстоятельства. «Дылды», «Беспринципные» у меня легко получаются, не нужно долго готовиться, это, по сути, я в предлагаемых обстоятельствах. Просто органика и знание текста. Они победят всех.
- Как готовиться к сложной роли. У меня за последние годы такая по-настоящему сложная роль была одна – в фильме «Подельники». Я постоянно жду в своей карьере вызова, и этот вызов у меня случился в этом фильме. Мой герой – злой, убийца, Витя-людоед, жуткий маргинал. А я – ужасный добряк. И нужно же было его не просто изображать, а что-то внутри себя искать. Начал исследовать свое лицо, искать какие-то энергетические центры… И тут говорю режиссеру Жене Григорьеву: а что если у моего героя будет торчать клык, и он будет с чуть выдвинутой челюстью разговаривать. Потом придумываю смех ему жуткий. Важно все, когда ты так работаешь: костюм, походка. Но это все впереди, во время съемок. Пока же самая важная задача тех, кто хочет прийти на курс и учиться – это снова и снова органика.
- Мне кажется, одна из основных проблем наших артистов и режиссеров – в том, что они не знают органики и начинают не жить, а изображать. Нужно тебе что-то в кадре съесть походя, и артисты у нас начинают специально как-то задумываться, многозначительно наливать и пить чай. И от этого получается, что в фильме, в каждом кадре, ты очень важный, концентрированный. Какая-то гуща. А надо жить в кадре, не стараться слишком сильно, надо быть естественным.
- Я не знаю, как может что-то получаться в кино и не получаться в театре. Я вообще во время учебы в ГИТИСе на первом курсе был «нулём», то, что меня туда взяли – это чудо. И ведь там была уйма талантливых людей, курс Фоменко, Захарова, Саша Яценко. То, что Саша изображал и как уже тогда – это дар. Я тогда понял, что мой удел – это довольствоваться техникой, работать над собой. Потому что одним талантом все не вытащишь.
- Как учить текст? Ну тут можно сразу сказать, что бытовая память у меня на нуле: я не помню имен, дат, сюжетов, кому когда что за деньги одолжил. Очень удобно друзьям. Зато короткая профессиональная, оперативная, память у меня отличная. Буквально: высылают текст накануне смены, я ложусь в кровать перед сном, читаю текст, понимаю логику происходящего (в противном случае, без логики, у меня из головы все вылетит), пару-тройку раз читаю, закрывая реплики партнеров. И с утра, когда еду на площадку, еще раз повторяю все, ну и на гриме… Мне это легко дается, не знаю, что тут подсказать. Просто когда настолько любишь свою работу, а текст является частью этой работы… Как иначе тут. Нужно учиться запоминать.
- Плакать, кстати, у меня хуже всего получается, как Сережа Безруков – одним глазом – я не умею. Можно, конечно, и специальный слезный карандаш с собой таскать, и лук… техники разные бывают. От внешнего к внутреннему тоже можно идти: брови домиком сделать, глаза раскрыть…И все само придет.
- Этот курс нужен даже тем, кто не собирается сниматься в кино. Это будет как сеанс психотерапии. В принципе, хорошие актерские курсы полезны и нужны каждому. С возрастом мы все больше закрываемся, а актерские курсы как раз учат быть открытыми.
Материалы предоставлены pr-отделом Школы кино и телевидения «Индустрия»