ConTech 2022: планомерное движение к импортозамещению контента и технологий
В Москве 9 ноября 2022 года состоялась VII ежегодная конференция «ConTech 2022. Контент и технологии для цифрового ТВ в России». Эксперты, собранные организаторами форума, – TMT Conference, «Телеспутником» и TelecomDaily – поделились опытом успешного импортозамещения иностранного контента, профессиональных и потребительских технологий в сфере медиателекома, обозначив при этом проблемные области, требующие дальнейшей консолидации усилий рыночных игроков и государства. Приводим тезисы обсуждений.
О сериалах из Турции и Южной Кореи
- Уход из России крупнейших американских правообладателей не привёл к серьёзному дефициту контента. Телеканалы и онлайн-платформы увеличивают объём предложения прежде всего российского контента, дополняя его южнокорейской и турецкой продукцией. Большинство экспертов согласились, что именно турецкие сериалы сейчас занимают топовые позиции по смотрению как в платном ТВ, так и в OTT.
«Мы видим невероятный рост популярности турецких мелодрам и корейских дорам. Мы это связываем не с тем, что они внезапно стали популярны, а с тем, что ВГТРК как главный производитель мелодрам в стране временно ушла с этого поля, потому что переключилась на информационные и квазиинформационные жанры. <…> Как только мы выйдем обратно на этот рынок с over-предложением мелодрам, уровень супер-потребления турецких и корейских мелодрам и дорам снизится до привычного, потому что российские мелодрамы нашему зрителю привычнее и понятнее», – пояснил заместитель генерального директора ВГТРК Александр Нечаев.
О спросе на нелегальный контент
- Вымывание голливудского контента привело к оттоку его приверженцев с легальных платформ на пиратские, но сейчас эта аудитория возвращается.
«Нельзя сказать, что те, кто был лоялен западному контенту, полностью переключились на турецкие сериалы. Эти люди в моменте ушли в “серую” зону. Но поскольку пользоваться пиратскими ресурсами неудобно, а мы много всего скупили, статистика стала выглядеть как пациент, который смиряется с неизлечимой болезнью. Сначала он не признает российский контент, потом думает о нём, а в итоге смотрит сериалы Бондарчука и других прекрасных режиссёров на платформах», – добавил директор по развитию видеосервиса Wink Антон Володькин.
О мерах господдержки
- Директор по маркетингу «Триколора» Алексей Липилин высказался за распространение льгот, которыми пользуются ИТ-компании, на компании сферы медиа.
«Мы чувствуем поддержку государства, но у нас основную помощь получает ИТ-отрасль. При этом компании, работающие в медиаотрасли, хотят, чтобы меры поддержки всё же были сходными. Прежде всего, речь идет о льготах по страховым взносам, НДС. Возможно, государство обратит внимание на то, что медиаотрасль нуждается в подобной поддержке. Нам бы это очень помогло», – отметил Липилин.
Как удержать и расширить аудиторию онлайн-сервисов
- Эксперты сошлись во мнении, что линейные телеканалы, прежде всего тематические, которые видеосервисы включают в свою контентную матрицу, позволяют расширять аудиторию, которая дополняет потребление VoD линейным телесмотрением. Поскольку ТВ-канал вещает безостановочно, пользователю не нужно тратить время на поиск нужного контента. Кроме того, удобству зрителей отвечает возможность конверсивности VoD и линейного просмотра.
- Представители «Иви.ру» и Wink согласились, что необходимо стремиться к наполнению пакетов линейных каналов, так, чтобы их число приближалось к пакетам крупных кабельных или спутниковых операторов – более 150. Wink реализует именно такой подход – в его пакетах более 300 каналов.
Про испортозамещение
- «С отечественным софтом все хорошо, с оборудованием – все плохо. Мы используем как зарубежное ПО, так и отечественное. Это не связано с событиями этого года, так исторически сложилось. Но любое ПО должно работать на сервере. С серверами есть определенные проблемы», – подчеркнул директор проекта «Медиалогистика» (MSK-IX) Григорий Кузин.
- Начальник отдела продаж GS Labs Роман Хлопов высказался за отказ от небезопасных вещательных технологий зарубежных вендоров и переход на российское ПО и оборудование, внесенное в соответствующие реестры Минцифры и Минпромторга.
О семейном контенте
- Директор по маркетингу EPG Service Александра Скрипочка поделилась данными исследований, проведенных в её компании. Зритель в среднем готов тратить на выбор контента для ежедневного просмотра до 20 минут, при этом решающими факторами для него становятся рейтинги IMDB и «Кинопоиска», информация о режиссёрах, актёрах с их фотографиями. Эти элементы должны присутствовать как в экранных телегидах, так и в карточках тайтлов на платформах.
- Зарубежное ПО для 3D-анимации больше не лицензируется и не поддерживается в России, при этом отдельно взятая студия не может выделить достаточные средства для разработки значительной части требуемого ПО. Поэтому необходимо выделение государственных средств на такую разработку, причем речь должна идти о совместных проектах: в одиночку создавать современное ПО для анимации нереально.
В этом году конференция ConTech 2022 была организована в коллаборации с World Content Market 2022 – международным рынком телевизионного и цифрового контента. Этим был обусловлен повышенный интерес слушателей к потоку, посвященному анализу ситуации с контентом в платном ТВ и на OTT-платформам. Технологическая сессия также собрала заинтересованную аудиторию, активно включившуюся в диалог о перспективах импортозамещения программных и аппаратных продуктов, используемых для производства и распространения цифрового контента.
Материалы предоставлены пресс-службой ConTech 2022