Док «Женщина-охотница» снят в Пермском крае при поддержке ФПРК
Завершились съёмки документального проекта «Женщина-охотница» при поддержке ФПРК. Фильм рассказывает о буднях охотницы Надежды Златиной, которая живёт в труднодоступном посёлке на севере Пермского края. В перерывах между охотой героиня пишет и выпускает за свои деньги краеведческие книги. По словам местных краеведов, эти книги грамотно написаны и полны уникальных сведений, мифов и легенд.
Жизнь идёт, и тайга постепенно перестаёт быть местом, полным опасностей. Наоборот, здесь раскрывается вся её красота: «от каплей на ветках до вечерней грозы, когда деревья освещаются молниями». Героиня поделилась опытом – как не бояться жизни. Между тем, как и обычный человек, она обустраивает одинокий быт с собственными книгами и рукописями.
Режиссер проекта Надежда Захарова изначально искала героев именно в Пермском крае. Она путешествовала с краеведом и параллельно узнавала, с кем можно познакомиться.
«Мне рассказали, что в Коми-Пермяцком автономном округе, который совсем недавно присоединился к Пермскому краю, живёт интересная женщина-охотница Надежда Златина. Я была под большим впечатлением от истории её жизни, позвонила нашей будущей героине и рассказала, что очень хочу снять о ней фильм. Мы созванивались с ней в течение полугода, съёмки всё время откладывались из-за того, что для охоты существуют определённые сезоны. Например, летом Надежда не охотится, и мы договорились, что приедем к ней осенью. До того, как мы приехали к ней в посёлок Жемчужный – я никогда не видела героиню, у меня не было даже её фотографии. Получилось, что за пять съёмочных дней мы с ней и знакомились, и жили вместе, и снимали фильм. Все эти дни стояла тёплая осенняя погода, и как раз в это время на охоте никто не попадается. По словам Надежды, это связано с погодными условиями. Также мы узнали, что существуют приметы, из-за которых никто в ловушки не попадается», – рассказала Надежда Захарова.
По словам режиссера, героиня изучала процесс охоты с самого детства: её родной дядя был охотником – с детства водил Надежду по своим угодьям. Девочка наблюдала, как он расставляет ловушки, и всё запоминала.
«Нашей героине очень захотелось продолжить дело любимого дяди, поэтому она и стала охотницей», – добавила режиссёр.
Надежда Захарова рассказала также, что со временем героиня стала записывать какие-то истории, которые происходили в посёлке Жемчужный, превращая их в рассказы, мифы и легенды.
«Когда собралось много рассказов, Надежда решила выпустить сборник. Одна из её книг находится в Пермской библиотеке имени Горького. Все сборники она издавала за свой счёт», – отметила режиссер.
Она также рассказала, что основная сложность съёмочного процесса заключалась в том, что Надежда, как деревенский житель, совершенно не привыкла к камере.
«Мы снимали её едва ли не круглосуточно. Признаюсь, что Надежде это часто не нравилось, потому что у коми-пермяков существуют свои приметы. В фильм вошёл эпизод, где героиня кидает в камеру кусочком хлеба. Это означает, что её нельзя было снимать, когда она принимает пищу. Но именно в это время Надежда и рассказывала самые интересные истории. Конечно же, нам хотелось всё это зафиксировать. Я решила оставить эпизод с хлебом в фильме, ведь он отражает верования местных людей. Нам важно было показать, что фильм наполнен приметами, и отразить то, что люди, населяющие этот автономный округ, очень суеверные. Мы не ставили перед собой цель заснять сам процесс охоты, когда кто-то попадается в ловушки. Всё было связано с историей этих людей, их корнями. Невозможно приехать на пять дней и снять всё по сценарию. Здесь всё очень тонко, и важно прислушиваться к героине. Я как режиссер не могу ей управлять. Конечно, какие-то рамки ставить необходимо, чтобы фильм совсем не распался, но в то же время нужно следовать за героиней. Мы не реконструировали охоту, например. Надежда была ведущим и сама создавала свой портрет: нам не хотелось что-то придумывать и вмешиваться в её характер, не хотелось “ломать” героиню», – поделилась режиссер.
Надежда Захарова давно мечтала снять север Пермского края и рассказать о его культуре: «Мне хотелось показать именно тех людей, которые взаимодействуют с современностью и прошлым, когда их предки были охотниками и верили в приметы. В этих местах ты узнаешь те тайны, которые современному миру недоступны. Мы снимали не просто этнографическое кино, а столкнулись с разными временными пространствами».
Напомним, что проект «Женщина-охотница» стал победителем конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее», проведённого Фондом поддержки регионального кинематографа (ФПРК) весной 2022 года. Призовой фонд составил 150 миллионов рублей, 50% из которых направлено на поддержку киноальманахов хронометражем 75-90 минут, 50% – на создание отдельных короткометражных документальных фильмов продолжительностью 15-25 минут.