Завершились съемки фильмов-победителей конкурса «Россия – взгляд в будущее»
Конкурс документальных фильмов «Россия – взгляд в будущее» стал одним из первых проектов Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК), учреждённый Союзом кинематографистов РФ в феврале 2022 года. Приём заявок осуществлялся в марте и апреле, работы документалистов из 76 регионов страны оценивали эксперты в области кино и телевидения. В их числе – кинорежиссёр Владимир Эйснер, обозреватель «Российской газеты» Сусанна Альперина, режиссёр Службы документальных фильмов ГТК «ТК “Россия”» Светлана Музыченко (Зонова), продюсер Филипп Кудряшов, программный директор Центра документального кино Мария Готлиб, кинооператор Ирина Шаталова.
В результате были отобраны 10 киноальманахов и 50 короткометражных фильмов, которые получили финансирование и продюсерское сопровождение.
Фонд поддержки регионального кинематографа представляет ноябрьский обзор победителей конкурса документального кино «Россия – взгляд в будущее».
Кинокомпания «Студия ЦЕНТР» завершила работу над фильмом «Кокколито. Танцующие над бездной». В центре истории– микроводоросль с трудно произносимым названием «кокколитофорида». Мириады кокколитофорид наполняют воды Арктики и делают на время цветения воду в океане бирюзовой.
Режиссёр проекта Владимир Марин известен фильмами о живой природе. Картины «Краткое пособие по воспитанию дельфинов», «Одиссея миров», «Сто шкур неубитых медведей», «Тайна белого беглеца», «Несейка. Младшая дочь», «Птицы Мирослава», «Как приручить медведя» и многие другие его работы стали лауреатами различных кинофестивалей.
Сроки экспедиции сдвигались, график корректировали не только силы природы, но и усложнившиеся обстоятельства подготовки и планового ремонта научного судна НИС «Академик Мстислав Келдыш». Заканчивалось лето, а команде проекта нужно было держать путь в Арктику.
«Был период, когда мы думали, что корабль уже не выйдет в море. Зима в Арктике приближалась со скоростью суперэкспресса. Однако все получилось, учёные успели выполнить в море научную программу. Мы смогли отснять морскую часть нашего фильма», – рассказал режиссер.
По словам Владимира Марина, команде проекта помог позитивный настрой участников этой большой экспедиции. На корабле находилось более 60 человек научного состава во главе с капитаном.
В Ростовской области завершились съёмки документального фильма «Казачья чаша». Проект призван показать российскому зрителю малоизвестный и удивительный феномен древнего виноградарства на Дону – укрывного, самого северного в нашей стране.
Неожиданно сложной оказалась задача найти участников проекта. Встречи и беседы с виноградарями, учёными, агрономами и предпринимателями не давали «нужного ракурса этой большой исторической темы». Своих героев авторы фильма встретили в Цимлянске – столице донского виноградарства и виноделия.
Территория экспедиций была обширной, съёмочной группе предстояло поработать в местах традиционного донского виноградарства и буквально по кадрам собрать полотно будущего фильма. Съёмки потребовали множества коротких поездок и двух продолжительных киноэкспедиций. Они проходили в Ростовской области: в городах, станицах и хуторах правобережья Дона. Первая экспедиция была проведена в конце весны – начале лета, вторая – осенью. «Мы долго ожидали готовность «натуры» и времени, когда вызреет знаменитый автохтонный донской виноград – главный герой нашего фильма», – поделился Михаил Чумак.
Завершились съёмки альманаха «Современные герои Арктики» при поддержке ФПРК. С начала июня по октябрь съёмочная группа работала на территории Якутии: на южном побережье моря Лаптевых – в посёлке Черский Нижнеколымского района на границе с Чукоткой, в отдаленных ямщицких посёлках Хангаласского района, в поселении эвенков Нерюнгринского района и в окрестностях Якутска. Также съёмки были организованы в Хабаровске и Ярославле.
Пятеро героев живут в разных частях большой Якутии. Каждый из них – немного безумец и романтик, с большим энтузиазмом отдающийся своему делу. Никита Зимов продолжает начатое отцом восстановление экосистемы плейстоценовой степи для минимизации эффекта глобального потепления; Николай Апросимов работает над приложением на основе искусственного интеллекта для сохранения и популяризации эвенкийского языка;Юта Асекритова – потомок ярославских ямщиков-переселенцев XVIII века, она собирает уникальные ямщицкие песни; учёные из Якутска создают биологическую добавку на основе ягеля и берёзовой коры для облегчения постковидного синдрома.
В Якутии (Республика Саха) завершились съёмки проекта «Жизнь Макара Явункодэ, путника из рода Дальних Людей». Картина рассказывает об оленеводе Макаре Курилове, который относится к юкагирам – древнейшему населению северо-восточной Сибири.
По словам режиссера Ивана Кривогорницына, Макар – один из немногих юкагиров, владеющих в совершенстве родным языком.
Съёмки проходили в Нижнеколымском районе Якутии – в Халарчинской тундре, которая раскинулась на сотни километров между Восточно-Сибирским морем и рекой Колыма. Главный герой на время стал оленеводом девятой бригады родовой общины «Турваургин».
Команде проекта пришлось проделать огромный путь, чтобы добраться до места съёмок.
«Сначала мы летели четыре часа на самолёте Ан-24. Пересев на вертолёт Ми-8, мы летели ещё три часа, затем плыли пять часов на моторной лодке по Колыме, после чего пересели на снегоходы “Буран” и по осенней тундре ехали двое суток. Мы доехали до перевалочной базы и оттуда еще сутки добирались на “Буране”. Республика Саха (Якутия) – это огромная территория. Таким образом, до места съёмок мы ехали шесть дней», – рассказал Иван Кривогорницын.
Документальный проект «Женщина-охотница» рассказывает о буднях охотницы Надежды Златиной, которая живёт в труднодоступном посёлке на севере Пермского края. В перерывах между охотой героиня пишет и выпускает за свои деньги краеведческие книги.
Режиссер проекта Надежда Захарова давно мечтала снять север Пермского края и рассказать о его культуре: «Мне хотелось показать именно тех людей, которые взаимодействуют с современностью и прошлым, когда их предки были охотниками и верили в приметы. В этих местах ты узнаешь те тайны, которые современному миру недоступны. Мы снимали не просто этнографическое кино, а столкнулись с разными временными пространствами».
Также в Пермском крае завершились съёмки документального проекта «Ящерка». Героиня фильма – Лиза – озорная и энергичная девочка шести лет, которая наслаждается беззаботностью детства и тёплым летом в небольшом селе Кын.
По словам авторов, идея фильма зародилась благодаря просмотру нескольких советских документальных кинолент после первой экспедиции, где они искали героя в селе Кын. Их вдохновила идея режиссёров – показать мир через призму восприятия маленького ребёнка. Глазами шестилетней Лизы авторы документального проекта передают и красоту села с его пустынными улицами, и туристический поток отдыхающих, и природные сокровища Пермского края.
Съёмки проекта проходили в селе Кын Пермского края. С апреля по сентябрь 2022 года было проведено три экспедиции.
В Свердловской области завершились съёмки альманаха «Действуй». Проект рассказывает о креативных кластерах, открытых на базе исторических зданий области. Четыре фильма отвечают на вопросы: что такое креативные кластеры, кто их создает, зачем они нужны и как могут помочь каждому творческому человеку в нашей стране раскрыть свой потенциал, а также учат из хобби создавать бизнес и зарабатывать.
На примере десятков предпринимателей креативных кластеров и экс-фронтмена «Агаты Кристи» Вадима Самойлова зритель увидит, что у творческих людей появился новый дом под названием «креативный кластер», где ждут каждого, кто мечтает заниматься любимым делом, но боится действовать.
Режиссер проекта Дарья Артюшкова подчеркнула, что съёмки в Свердловской области очень символичны, ведь именно отсюда вышли рок-звёзды Урала, ставшие кумирами миллионов: «Чайф»», Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи».
Напомним, что одним из первых проектов Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК) Союза кинематографистов РФ, учреждённого в начале текущего года, стал конкурс документального кино «Россия – взгляд в будущее».
Призовой фонд составил 150 миллионов рублей, 50% из которых направлено на поддержку киноальманахов хронометражем 75-90 минут, 50% – на создание отдельных короткометражных документальных фильмов продолжительностью 15-25 минут.