ИРИ подвел итоги 2022 года и рассказал о трендах цифрового рынка
На прошлой неделе Институт развития интернета (АНО « ИРИ») провел пресс-завтрак, в рамках которого рассказал о своей деятельности в 2022 г. и планах на 2023 год. Генеральный директор ИРИ Алексей Гореславский ответил на вопросы журналистов и обозначил тренды, сформированные в индустрии на ближайшие годы. Приводим тезисы выступления.
Цели и достижения
- Напомним, что задача, поставленная государством перед Институтом развития интернета в 2020 году, – поддержать контент, который будет востребован и интересен молодежи. Это возможно – первые серьезные результаты мы как раз увидели в 2022. Мы нередко поддерживаем еще не раскрученные проекты на начальном этапе, видя в них большой потенциал. В результате они получают зрительское признание и становятся хитами – как, например, «Трудные подростки». А дебютанты проектов, созданных при нашей поддержке, занимают достойное место в индустрии, что также для нас важно. В качестве примера – молодая актриса Елизавета Ищенко, которая дебютировала в сериале «Сама дура» (мы поддержали первые два сезона) и стала «Героиней Нового сезона» за участие уже в другом популярном сериале «Алиса не может ждать».
- В 2022 г. «Трудные подростки» (четвёртый сезон) стали самым востребованным сериалом среди российских зрителей согласно исследованию Индекса Кинопоиск Pro. В этом же рейтинге проект попал в ТОП-20 самых популярных сериалов декабря 2022 года и январских каникул. Недавно стало известно, что проект входит и в ТОП-10 сериалов на Wink… Этот проект всегда на слуху, но мы поддерживаем разный контент для разных аудиторий: другие молодежные сериалы, документальные сериалы, шоу о путешествиях, проекты для детской аудитории, мультиформатные проекты, игры…
- Приятными в минувшем году для нас были новости о том, что проекты, созданные при нашей поддержке, получали призы не только на российских, но и на международных кинофестивалях. Среди них – «Естественный отбор», «Про людей и про войну», «Сама дура-2» и многие другие. Всего же за период 2020-2022 гг. получено 117 наград.
Про деньги
- Общий бюджет на 2023 год составляет 20,7 млрд рублей с учетом долгосрочных проектов. Из них 17,7 млрд – на национальный контент, 3 млрд – на молодежный контент. Проекты, направленные на производство молодежного контента, должны быть реализованы до конца 2023 года.
- Сроки реализации проектов, направленных на производство национального контента, шире – 17,7 млрд рублей распределяются на два-три года. Это связано с их более длительным производственным циклом.
- В 2021 году мы получили разрешение финансировать проекты, производственный цикл которых составляет два-три года. То есть то, что мы поддержали в 2021-2022 гг., выйдет в 2023-2024 гг.
- В количественном соотношении проекты для соцсетей и блогосферы мы поддерживаем больше. В денежном – больше сериалы, поскольку они дороже.
Про отбор
- Количество наших конкурсов, как и заявок, увеличилось. Вместе с этим совершенствуется система отбора – мы строже рассматриваем заявки, поскольку вкладываемся не только в количество, но и в качество.
- 2022 год для нас прошел под знаком борьбы за качество. Система отбора содержит пять условных фильтров. Сначала заявка проходит валидирование по техническим признакам – она должна соответствовать регламенту. Затем она уходит независимым экспертам (более 100 человек, список не раскрывается – ред.) на рассмотрение и получает их оценку. Каждую заявку рассматривают по два эксперта, чтобы была наиболее объективная оценка. Проекты, получившие наивысшую оценку, уходят на рассмотрение в Продюсерский совет, либо членам Конкурсного комитета (в зависимости от конкурса). Далее финалисты приглашаются на очный питчинг перед Продюсерским советом либо Конкурсным комитетом. По итогам очной защиты окончательное решение утверждается Наблюдательным советом (для конкурса молодежного контента), либо Рабочей группой Продюсерского совета (для конкурса национального контента).
- В прошлом году у нас появился отдел редакторов, которые обладают профессиональной творческой экспертизой. Вмешательство в творческую задумку авторов исключено, но они могут дать профессиональные рекомендации ремесленного характера – как можно усилить сценарий. Мы считаем, что качество истории и ее реализации – это наша с создателями коллективная ответственность.
Национальная премия интернет-контента
- Церемония награждения главной индустриальной премии России для создателей социально значимого контента в интернете состоится в июне. Проведение Премии – часть нашей работы по выявлению и поощрению интересных, созидательных и талантливых проектов в онлайн-среде.
Тренды
- Сейчас востребованы проекты об обычных людях с активной жизненной позицией и добрым отношением к окружающим – своего рода тренд на человечность.
- Сегодня россиянам важно сориентироваться в текущих обстоятельствах, в том числе – получить разъяснения и поддержку через контент. Поэтому мы поддерживаем в том числе проекты на актуальные темы – импортозамещение, жизнь в регионах, возможности для развития своего дела в России и так далее.
- Много авторов проектов про путешествия приходят к нам за поддержкой. Проводится почти ювелирная работа по выявлению наиболее интересных и небанальных из них. Конкуренция высока, и, чтобы выделиться, нужно не просто описание красивых локаций, а новые выразительные формы и средства, способные привлечь внимание зрителя.
- Развитие документалистики и появление нового просветительского контента в интернете может существенно расширить аудиторию документального кино.
- Тема инклюзии, безусловно, является одной из самых популярных у авторов и востребованных у зрителей. Однако она не всегда должна быть главной в вашей истории. По нашим наблюдениям, гораздо сильнее воздействие на зрителя происходит, когда созданный художником мир населяют люди разной этнической принадлежности, неординарные герои, люди с ограниченными возможностями и т.д. Аудитории тонко и интересно показывают, что наша жизнь многообразна и сложна, и зрители начинают относиться к «нетипичным» людям мягче, терпимее, спокойнее.
- Огромную популярность приобретают проекты с использованием новых технологий в создании аудиовизуального контента. В прошлом году ИРИ поддержал первый в мире дипфейк сериал «ПМЖейсон». Контент, произведенный с помощью новых технологий (дополненной реальности, виртуальной реальности, нейросетей, дипфейк и других видов ИИ) – тренд ближайших лет и в мире, и в России.
- В мире – спрос на продолжение франшиз и растущая популярность супергероев. В России – интерес к национальным героям. У нас в производстве есть несколько проектов, которые это отражают – «Супергерои.РУ», «Витязи», недавно мы поддержали проект про Александра Невского.
- Отмечаем повышенный интерес производителей контента к национальному литературному наследию – все чаще выкупаются права на экранизацию российских и советских произведений. Например, при нашей поддержке снимаются фильмы по рассказам Кира Булычева, мы поддержали документальный сериал по книге Павла Басинского.
- Прогнозируем, что многие придут к нам со сказками. Некоторые старые, добрые, советские мультфильмы и сказки все менее интересны зрителям: устарели технологии, недостаточно динамичный сюжет. Современным детям нужны старые истории в новом оформлении и формате.
- ИРИ поддерживает проекты о культурном наследии народов России. «Легенды Кавказа», «Ах, эта свадьба», «Национальность.ru» – это яркие, интересные проекты. Советуем посмотреть.
- Мы получаем много заявок в жанре антиутопии. Но мы бы хотели говорить про моделирование будущего, а не уход от реальности. Поэтому надеемся развивать тренд не на антиутопии, а именно на фантастику.
Поддержка региональных СМИ
- Мы поддерживаем проекты из разных регионов страны, в 2022 году получили заявки из 73 регионов. Но проекты из Москвы, Санкт-Петербурга и соответствующих областей пока лидируют. Поэтому в прошлом году мы открыли специальный грантовый отбор для региональных СМИ, чтобы дать командам из разных городов страны больше возможностей себя проявить.