MovieStart

Портал по обзору кино и веб сериалов при поддержке молодежного центра союза кинематографистов

MovieStart > Персона > Николай Рыбников: «Дебютант сегодня не может не быть продюсером»

Николай Рыбников: «Дебютант сегодня не может не быть продюсером»

фото: из личного архива Николая Рыбникова

Осенью 2021 года кинокомпания «Ветер перемен» из Хакасии провела на территории своего региона съёмки полнометражной игровой драмы «Чекаго» с участием таких популярных актеров как Игорь Жижикин, Юрий Кузнецов и Иван Кокорин. Примечательно, что эта кинокомпания стала первой в Сибири, за последние годы получившей финансовую поддержку Министерства культуры в области игрового дебютного кино. Режиссёр картины Николай Рыбников, лауреат Крымского питчинга дебютантов, рассказал об особенностях съёмок в дальних от Москвы регионах.

— Николай, для начала скажите пару слов о проекте.

— Это криминальная драма о жизни молодёжи в сибирской глубинке на одну из самых злободневных проблем общества – вовлечение молодёжи в наркопреступность. Мы писали эту историю больше двух лет с двумя соавторами Анной Гуриной и Павлом Полуйчиком. Долго собирали зарисовки о молодых людях, которых каким-то образом касалась наша тема, и в итоге получилась устойчивая жанровая форма. Надо сказать, что мы изначально планировали создать зрительскую картину, доступную широкому молодому зрителю, и сразу планировали кинотеатральный прокат. Думаю, что у нас получится. Сейчас картина находится в постпродакшне и будет представлена осенью на фестивалях. Прокат планируем зимой следующего года, и есть предчувствие, что по крайней мере в Сибири наш «Чекаго» привлечет большое внимание, потому что это кино снято в Сибири, о Сибири и в первую очередь для Сибири, где живет очень много людей.  

— Это Ваш первый полнометражный проект?

— Да. И я очень долго к нему шёл – учился, снимал. После окончания мастерской Валерия Ахадова на высших курсах ВГИК снял несколько короткометражек и выиграл больше десяти призов разных смотров, среди которых Гран-при фестиваля Laterna Magica в Эстонии, Шукшинский фестиваль на Алтае, Шорты в Туле и многие другие. 

— Фильм «Чекаго» о сибирской молодёжи, но название инородное. Почему?

— Главное – это буква «Е», слово «Чекаго» читается забавно. Плюс на постерах мы подчеркнем русское повествование фильма фоном из панелек и горами. На самом деле многие российские города в определённых кругах называют на зарубежный манер Чита-Читаго, Капотня Аль-Капотня и так далее. Действие нашей истории происходит в условном Чегаринске – собирательном образе любого маленького провинциального города.

на съёмках, фото из личного архива Н. Рыбникова

— Почему местом съёмок Вы выбрали Хакасию?

— В первую очередь – это уникальный визуал, которого сейчас так не хватает нашему кинематографу. В Хакасии волшебное сочетание Саянских гор и бескрайних степей. Плюс маленькие индустриальные города с огромными горными комбинатами. Таких пейзажей я не видел нигде до поездки в Южную Сибирь. А ещё в последние годы в киносообществе очень много говорили о региональном кино, о его возможностях и проблемах. Тут надо сказать большое спасибо коллегам из Якутии конечно. Мы вдохновились их опытом и решили снять там, где до нас ещё не снимали.

Расскажите, как запускался проект. Как удалось получить господдержку?

— Мне нужно вам рассказать о нашем генеральном продюсере Владе Кафееве. Он почти всю жизнь прожил за Уралом, создал небольшой бизнес в Абакане и в определенный момент задался целью снять кино. Для начала практиковался с друзьями, а потом начал ездить по разным форумам и фестивалям, чтобы поучиться у профессионалов. И вот на одном из таких мероприятий – Питчинге Молодежного центра Союза кинематографистов – мы с ним познакомились и решили сделать кино. К тому времени я давно хотел снять что-то о провинции и искал тему для дебютного полного метра. Влад предложил рассмотреть проблему наркотиков, и мы начали работу. Я в Москве с соавторами, Влад – в Абакане– над созданием кинокомпании. Встречались только на тех же фестивалях и питчингах.

Потом, когда сценарий был закончен и мы стали побеждать на конкурсах, то начали думать о привлечении финансирования. И тут перед нами встала проблема: оказалось, что тема антинаркотического кино отпугивает потенциальных спонсоров и инвесторов, а заинтересованные службы и органы опасаются поддерживать антинаркотический проект, потому что у них есть негативный опыт, когда произведение по итогу даже против воли автора может стать как раз пронаркотическим. Тогда мы придумали ход – попросили в Минздраве сделать экспертизу нашего сценария. Главный психиатр-нарколог Евгений Алексеевич Брюн признал, что «Чекаго» может стать не просто фильмом, а профилактическим материалом для молодёжи. Я думаю, что это заключение стало весомым и в конкурсе Министерства культуры. У нас был классный сценарий, да ещё и полезный обществу. Во время защиты киновед Ситора Алиева похвалила наш проект и назвала все интенции очень точными. Для меня это было очень важно, потому что я очень боялся спекулировать темой наркобизнеса. Боялся сделать что-то банальное и отвратно-поучительное. Молодёжь такое чувствует и отворачивается. Поэтому и сценарий так долго писали. В итоге получилась захватывающая драма с несколькими переплетающимися сюжетами о понятной провинциальной жизни. Мы выиграли конкурс и начали готовиться к съёмкам.

— То есть вы вместе продюсировали проект?

— На старте производства да. Мне было важно снять это кино, и я всеми силами помогал Владу. Вообще я думаю, что дебютант сегодня не может не быть продюсером. Недостаточно просто найти или написать историю, нужно ещё и доказать очень многим, что ты понимаешь бюджет, способен собрать команду, управлять группой, в конце концов, что ты просто ответственный. Только в этом случае ты можешь получить картину своей мечты. В итоге мой продюсер стал мне соратником и другом, это обеспечило отличную атмосферу в производстве.

фото: из личного архива Н. Рыбникова

— Как вам удалось подключить к съёмкам известных артистов?

— У нас очень долго шёл процесс кастинга в Москве. И, естественно, бюджет не позволял нам разгуляться. Я старался заинтересовать всех, кто был у меня на пробах. Классный сценарий, романтичное кинопутешествие в Сибирь и интересные актёрские задачи стали моими козырями. В итоге мы собрали прекрасный ансамбль из четверых парней – Даня Стеклов, Аскар Нигамедзянов, Эльдар Сафиканов и Семён Алешин. Их поддержали опытнейшие Юрий Кузнецов, Игорь Жижикин, Иван Кокорин и Галина Безрук. Получился отличный каст! Спасибо нашим директорам Ане Чернович и Саше Иощенко. Мы всем говорили, что проект уникальный. И не обманули.

— Теперь о съёмках. Какую часть группы пришлось везти в Хакасию?

— Перед нами стояла сложнейшая задача – снять зрительское кино там, где, по сути, ничего нет. Ещё и при минимальном бюджете. Глаза боялись, руки делали. Сначала мы собрали большую команду волонтёров в Абакане. Обучили их и назначили на различные административные должности. Потом собрали в местных театрах работников в художественный цех. Нашли местных талантливых ребят в помощь операторской группе. И потом начали добирать специалистов в Москве. И… под наш бюджет это тоже были дебютанты. В итоге у нас получился не просто дебют, а полнейший дебют. Впервые в полном метре работали: генеральный продюсер, режиссёр-постановщик, оператор-постановщик Екатерина Сокова, художник-постановщик Ольга Меланич и семьдесят процентов всей группы (те, кого мы подключили в Хакасии). Я понимаю, что это сейчас для вас звучит дико, но мы справились. Кино на монтаже получилось вполне конкурентным. Дайте нам время, и мы докажем.

В итоге из опытных киношников мы взяли только операторскую группу, второго режиссёра и классного исполнительного продюсера Дениса Лафанова, в итоге они на пару с хакасским продюсером Мишей Мерзликиным героически вытащили на себе все наши невзгоды. Им надо памятник ставить.

Технику везли из Москвы специальной доставкой и некоторые элементы арендовали в двух экземплярах на случай поломки. В Сибири нам пришлось бы собирать этот комплект в разных городах, а это большие проблемы с логистикой. Кинокараван формировали на месте и специально покупали вагончики. Автоплатформу и светобазу варили в соседнем городе по чертежам из Москвы. Вот как-то так.

— А что из этого стало наибольшей проблемой?  

— Да по сути всё было проблемой, за что ни возьмись. Но за полгода подготовки мы умудрились запуститься точно в срок и с достоинством отработали 25 смен. Правда, многие из местной команды поувольнялись, когда поняли, что киносъёмки – это большая сложная работа, а не вечный праздник со звёздами, но мы на ходу перестроились и всё довели до конца. Да, вот! Неожиданно возникла проблема с выбором местных актёров второго плана. Оказалось, что в региональных театрах артисты просто не верят в свои способности и отказываются присылать видеовизитки. Мне пришлось лично знакомиться с труппами и доказывать, что мне действительно нужны актёры в фильм с бюджетом. Только после этого получилось организовать пробы. В итоге я нашел очень колоритных людей, и всё получилось.

— Пока всё это звучит только как минусы. Но ведь были и плюсы?

Когда что-то делаешь впервые там, где до тебя это не делали, – это всегда сложно, но дико интересно. Мы знали, что за все мучения получим классный результат на экране, благодаря уникальным пейзажам и местному колориту. Это главный плюс – привлекательность и уникальность киноповествования. Второй плюс – это всеобщее радушие – начиная от руководства региона и до местных жителей в сёлах. Мы привезли в Абакан настоящий праздник с известными персонами. Нам разрешали делать то, что в привычных для кино регионах вряд ли бы позволили. Также намного проще решались вопросы логистики, благодаря этому мы смогли победить высокую ежедневную выработку. Ну и скидки на проживание и питание компенсировали стоимость авиаперелетов.

— Планируете ли Вы в будущем снимать региональное кино?

— Конечно! Я, может быть, в суровых красках расписал наш опыт, но всё-таки это было незабываемое приключение. Фильм «Чекаго» получается таким, как я его задумал, – ритмичным, злободневным, настоящим и без налёта столичного лоска. Он точно найдёт своего зрителя благодаря какой-то своей искренности. В Сибири это ценят.

А ещё мы собираемся развивать нашу кинокомпанию. Сейчас важнейшая задача правильно и в срок отчитаться в Министерстве культуры и развивать новые проекты. Хотелось бы поработать с более опытными коллегами и попробовать снять что-то с бюджетом посерьёзнее. Например, красочный сериал. Мы уже наработали неплохую базу, имеем достаточный опыт и открыты к сотрудничеству.

— Действительно, для дебютанта это бесценный опыт. Какие советы можете дать молодым коллегам?

— Ничего не бояться и идти к своим целям. Горы по колено, если держишь шаг. Нужно детально прорабатывать все цели, дробить их на задачи и исполнять. Конечно снимать, снимать и снимать, чтобы наработать навыки в работе с актерами, командой, уметь укладываться в тайминг и быть пластичным для решения всех проблем на ходу, когда ты горишь и все кругом горит.

Очень важно участвовать в конкурсах. Только в конкурентной среде ты можешь дать себе объективную оценку. В этом плане я безумно благодарен Молодёжному центру Союза кинематографистов за многочисленные питчинги, в которых я проверял разные проекты, получал экспертные оценки, сравнивал себя с более успешными ребятами. Там родился какой-то свой любительский социум, объединяющий города. И это не говоря о шансах молодых начинающих кинематографистов в регионах хотя бы прикоснуться к настоящему кино и понять, что это сложный многоступенчатый процесс.   

 

Беседовала Юлия Свинцова – специально для «СК Новости»

ООО "МУВИСТАРТ" использует cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации сервисов и удобства пользователей.
ООО "МУВИСТАРТ" серьезно относится к защите персональных данных — ознакомьтесь с пользовательским соглашением и политикой конфиденциальности
Принять