Александр Цыпкин: Когда вам говорят чего-то не делать, обязательно сделайте
Известный российский писатель и сценарист Александр Цыпкин в дни образовательной программы Всероссийского конкурса сценарного мастерства в рамках образовательного проекта «Метод» (Фабрика контента) выступил с мастер-классом на тему «Технологии создания истории, основанной на реальных событиях». Спикер 18 марта рассказал о своём опыте работы в киноиндустрии, поделился принципами своих приёмов в литературном ремесле, а также теми нравственными принципами, которым он руководствуется и в жизни.
- Я не писатель в каноническом смысле этого слова, я пишу рассказы, предназначенные для чтения со сцены. Задача – удержать внимание зрителей в большом зале без каких-либо декораций.
- Мои рассказы написаны по железобетонным математическим правилам. Например, когда я пишу, то понимаю, что мой поворот сюжета должен быть в размер экрана. Вот сколько экранов у меня в рассказе, столько и сюжетных поворотов.
- Сериал «Беспринципные» состоит из примерно 120 короткометражек, и около половины из них – это экранизация моих рассказов.
- Главный успех сериала «Беспринципные» – это отсутствие злобных героев.
- Соцсети – это копия нашей души, которая будет жить вечно. Если бы у наших предков была возможность оставить цифровой след в истории, мы бы забросили все сериалы и читали бы их соцсети: как они отнеслись к восстанию декабристов, их наказанию и т.д. Мы – первое поколение, у которого есть возможность оставить этот цифровой след. Нас будут читать через 200 и 300 лет и далее.
- Литература в контексте книг не имеет значения. В нашей стране книги читают три-четыре млн человек, не более. Но все смотрят видео.
- Анна Меликян – моя крёстная мама в сценарном искусстве.
- Сценарное дело – это техническое задание для съёмочной группы. Он никому не нужен, если из него нельзя сделать фильм.
- Работа сценаристом – работа не для тщеславных.
- Любая история должна быть о чём-то. После просмотра в зрителе должно что-то измениться.
- Если вы хотите сделать историю про кого-то, то должны обязательно согласовать это со своим героем. В противном случае вы совершаете предательство.
- Если вы перенесёте действие в какой-либо город, обязательно используйте детали этого города, и тогда местные жители вас полюбят.
- Мне важно, чтобы была смена жанра. Например, комедия, комедия, а потом бац – трагедия. Такой принцип использовал Георгий Данелия – вот почему все его фильмы пробирают до слёз.
- Когда вы чётко понимаете, что хотите рассказать миру, эта идея сразу приходит в нужном объёме, также приходят и условия, в которых можно эту идею реализовать.
- Если вы еще не придумали сюжетный поворот – сделайте смешной диалог, тяните время.
- Надо понимать, когда повышать, а когда понижать градус напряженности в истории, чтобы разгрузить зрителя.
- Любой символизм можно передать через сны.
- Чем более неожиданный поворот, тем ярче история.
- Не бойтесь разбавлять драму смешными диалогами или ситуациями. Чем амплитуднее качели, тем богаче спектр эмоций в вашей истории.
- Очень хорошая история получается, когда герои, находящиеся в одной ситуации, думают, что находятся в разных.
- На Олимпе нет средних людей. Каждый человек, добившийся чего-то в своей жизни, обладает чем-то неординарным.
- В русском языке есть два волшебных слова, которые открывают практически любые двери. Но многие часто забывают о них. Это слова «спасибо» и «пожалуйста».
- Если ваше произведение зашло представителям разных поколений, значит, оно получилось. Оно должно быть вневременным, всё остальное – декорации.
- Когда вам говорят чего-то не делать, обязательно сделайте.
- Если бы не соцсети, меня бы здесь не было. Любой человек с помощью соцсетей получил доступ ко всему человечеству, и не использовать это было бы странно, с моей точки зрения.
Напомним, что 21 марта в Российской государственной библиотеке состоялся питчинг финалистов конкурса «Метод». По его итогам шесть проектов вошли в разработку крупных продюсерских центров и медиахолдингов страны.
Отметим, что до 3 апреля 2023 г. идёт приём заявок на участие в конкурсе «Метод. Москва» по направлениям «Синопсисы для книг и издательского дела» и «Сценарии для видеоигр». Участники смогут принять участие в образовательной онлайн-программе, спикерами выступят признанные эксперты издательского дела и индустрии видеоигр. Отобранные заявки будут представлены в конце апреля на очном питчинге в Москве перед лидерами рынка.
Организаторы – АНО «Центр кинофестивалей и международных программ» совместно с АНО «Креативная экономика», дирекцией «Российской креативной недели», АНО «Агентство креативных индустрий» при Департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы, продюсерским центром «Мувистарт» в партнерстве с издательской группой «Эксмо-АСТ».
Информационные партнёры – «Арт-Московия», «Бюллетень кинопрокатчика», «Комсомольская правда», «Кинобизнес сегодня», «Кинокиноск», «Книжная индустрия», «ГодЛитературы.рф», «Работники ТВ», MovieStart, Cinemaplex, Shot TV.