Киномарафон студенческих работ прошел в Доме кино
С 6 по 9 апреля 2023 года Центральный Дом кинематографистов Союза кинематографистов России провел масштабный всероссийский проект «Киномарафон студенческих работ Центрального Дома кинематографистов. Региональные киношколы», который объединил студентов профильных вузов из 11 регионов России. В кинособытии приняли участие студенты профильных вузов Казани, Санкт-Петербурга, Краснодара, Челябинска, Нальчика, Иркутска, Ростова-на-Дону, Сергиева Посада, Перми. Важно, что в киномарафоне приняли участие студенты из Луганска и Шахтерска (ДНР), т.к. еще одной важнейшей задачей киномарафона является интеграция молодых кинематографистов Донбасса в российское киносообщество.
Задачами киномарафона являются популяризация российского кино и поддержка молодых и перспективных кинематографистов, усиление значимости и необходимости профильного высшего образования, повышение профессионального уровня начинающих кинематографистов из регионов.
«Киномарафон принципиально отличается от фестивалей, и мы осознанно сохраняем эту традицию. Главное отличие заключается в том, что конкурсная программа идет в течение одного дня, и жюри отсматривает ее непосредственно вместе с участниками и зрителями в одном зале», – отметила креативный продюсер Центрального Дома кинематографистов, руководитель проекта Дарья Муромова.
Открытие киномарафона состоялось 6 апреля в Белом зале Дома Кино. На торжественной церемонии были представлены фильмы студентов ведущих московских киношкол: «От одного зайца» (ВГИК), Gromova Team (ГИТР), «Невесомость» (Академия Н.С. Михалкова), «По ту сторону виноградника» (ВКСР им. Г.Н. Данелии), «Пять» (ИСИ).
7 и 8 апреля в рамках деловой программы прошли мастер-классы ведущих кинематографистов России, а также круглый стол и презентация проектов. Заместитель директора по социокультурным программам Фонда Росконгресс, продюсер и преподаватель ВГИК Галина Сыцко провела мастер-класс «Кинопроизводство: кто и как» рассказала участникам киномарафона об этапах кинопроизводства и технологических особенностях производства в зависимости от формата, уделив внимание и специфике процесса создания авторского кино.
«Даже если вы занимаетесь супертворческой деятельностью, необходимо помнить, что кино – это, в первую очередь, производство», – подчеркнула Сыцко, а также поделилась собственным опытом работы на киноплощадке в рамках работы студии «ТриТэ» Н.С. Михалкова.
В рамках мероприятия также выступила одна из ведущих российских юристов в области авторского права, преподаватель ВГИК Екатерина Звегинцева. В ходе мастер-класса на тему «Авторское право: практические советы» спикер познакомила участников с историей авторского права и дала ряд практических советов по обеспечению правовой защитой своих фильмов.
В завершение первого дня работы киномарафона состоялся круглый стол на тему «Региональное кинопроизводство: возможности и перспективы», где участники смогли пообщаться с руководителями региональных отделений и представительств Союза кинематографистов России о самых наболевших вопросах и наметить план будущего плодотворного сотрудничества. Среди участников круглого стола в формате онлайн — представители Союза кинематографистов России из Казани, Перми, Челябинска, Ингушетии, Краснодара, а также представители Министерства культуры ДНР.
Помимо мастер-классов 7 апреля участников ждала экскурсия на киноконцерн «Мосфильм», где ребята окунулись в историю московского кинопроизводства, а также увидели, как функционирует киностудия на данный момент.
Второй день деловой программы открыла программный директор Всероссийского фестиваля исторических фильмов «ВЕЧЕ», программный директор Международного фестиваля фильмов и программ о космосе «Циолковский», член отборочной комиссии Всероссийского кинофестиваля «Виват кино России!», член отборочной комиссии Международного фестиваля ВГИК, старший преподаватель ВГИК Ирина Сошникова. Эксперт рассказала студентам об особенностях продвижения фильмов на фестивали и о значимости грамотного подхода к позиционированию своей картины, а также раскрыла социально-культурный аспект в системе проката фестивальных фильмов в регионах.
Далее выступил заведующий кафедрой продюсерского мастерства ВГИК, к.э.н., профессор Виталий Сидоренко. Продюсер предложил студентам грамотно выстроенную систему по управлению персоналом, уделив особое внимание актуальной проблеме оплаты труда в киноиндустрии. Участники киномарафона смогли задать эксперту интересующие их вопросы и получили прикладные знания об организации съемочного процесса.
Молодые кинематографисты из регионов пополнили свой багаж знаний на презентации Фонда поддержки регионального кинематографа (ФПРК). Представители организации рассказали о её деятельности и анонсировали мероприятия, которые пройдут в 2023 году. Завершилась деловая программа презентацией Молодежного центра Союза кинематографистов России, которую провела руководитель Центра Екатерина Лебедева.
Конкурсная программа прошла в заключительный день киномарафона, 9 апреля. Оценивало работы молодых кинематографистов профессиональное жюри: заслуженный артист России Сергей Маховиков (председатель), актриса, режиссер, сценарист Ева Серебренникова, кино- и телепродюсер, генеральный директор кинокомпании «БЛЭК БОКС ПРОДАКШН» Павел Сарычев, продюсер и режиссер документального кино, заслуженный деятель искусств России Сергей Мирошниченко, оператор-постановщик Маша Соловьева RGC.
Ведущим церемонии открытия и конкурсной программы киномарафона выступил актер театра и кино Георгий Перадзе.
Победители конкурсной программы:
Лучшая женская роль – Анастасия Смоляниченко, в фильме «Сказка о свойстве времени». Режиссер – Александра Лалова, Государственный институт кино и телевидения Санкт-Петербурга (ГИКиТ СПб).
Лучшая мужская роль – Александр Жарахин, в фильме «Созерцатели». Режиссер – Даниил Емельянов, Казанский государственный институт культуры.
Лучшая операторская работа (документальный фильм) – Никита Ажеев и Данил Болотов, за фильм «Ящерка». Режиссер – Екатерина Драчёва, ПГИК. Картина также была оценена специальным дипломом ИВИ.
Лучшая операторская работа (игровой фильм) – Иван Друзякин, за фильм Lucanus cervus. Режиссер – Данила Ермаков, Краснодарский государственный институт культуры.
Лучшая продюсерская работа (документальный фильм) – Константин Пескичев, за фильм Re Discovery. Режиссер – Анна Данилова, Государственный институт кино и телевидения Санкт-Петербурга (ГИКиТ СПб).
Лучшая продюсерская работа (игровой фильм) – Денис Авидзба, за фильм «Осечка». Режиссер – Денис Авидзба, Северо-Кавказский государственный институт искусств (СКГИИ).
Лучший игровой фильм – «Сказка о свойстве времени». Режиссер – Александра Лалова, Государственный институт кино и телевидения Санкт-Петербурга (ГИКиТ СПб).
Лучший документальный фильм – «Страбери филдс форевер». Режиссер – Сергей Строганов, Челябинский государственный институт культуры.
Гран-при – картина «Семья». Режиссер – Анастасия Приймачок, Иркутский филиал Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова.
«Эхо» киномарафона пройдет в Красногорске, Екатеринбурге, Санкт- Петербурге, Ростове-на-Дону, Казани, Новосибирске, а также в Москве в кинотеатре «Салют» в рамках программы Москино «Первый сеанс».
Материалы предоставлены Центральным Домом кинематографистов